Урок-путешествие по теме: "Буквы Ш, ш". Звук [ш]"

Разделы: Начальная школа


Тема: Буквы Ш, ш. Звук [Ш]. Урок – путешествий.

Цели:

  • закреплять знания детей о буквах Ш, ш; звуке [ш] – как согласном, глухом, всегда твердом;
  • развивать мышление, внимание детей, умение обобщать, группировать;
  • воспитывать бережные отношения к книгам, чувство взаимопомощи.

- Ребята, вы любите путешествия?

- Сегодня к нам в гости пришел кот Матроскин. Он предлагает нам совершить с ним кругосветное путешествие на паруснике.

- Согласны? А не испугаетесь трудностей? Ведь в пути нам предстоит выполнять много различных заданий. А что бы легче было преодолеть все препятствия мы возьмем с собой букву, с которой работали на прошлом уроке.

- Какую букву возьмем. Да, ведь именно с ней связано все то, с чем встретимся в пути.

- И Матроскин с нами согласен. У него на паруснике эта буква.

- Капитаном будет Матроскин, а мы его дружная команда.

- Как принято перед длительным плаванием команда проходит определенную подготовку, вот мы сейчас проведем проверку своей готовности.

Легенда букв.

- По какому принципу расположены в 2 строки.

- почему согласные буквы в 2 ряда?

- почему “ь” – отдельно?

Это вы знаете, а теперь проверим ваше внимание.

Ш л я п а

Ш к о л а

Л е с о к

Т и ш и н а

Какое слово лишнее? Почему?

- Соотнесите. Какое из этих слов соответствует данной схеме.

- Молодцы! Подготовку прошли. Матроскин доволен и готов взять вас в команду!

- Какие же путешествия без карты пути? Иначе можно сбиться с пути.

- Вот это – наша карта.

Парусник с буквой Ш прикладывается к определенной букве. Это название островов, по которым путешествуют дети. (ША, ШО, ШУ и тд).

 - Ну что ж, ребята в путь!

И первый остров, который мы посетим называется ША.

- На этом острове живет знаменитый маг – волшебник. Он очень любит превращать одни предметы в другие.

- Хотите узнать кого и во что он превращает?

- Все превращения происходят только ночью. Поэтому мы поиграем в игру “День – ночь”.

 МИШКА —> МОШКА —> КОШКА —> КРОШКА

Этот волшебник был добрый. Поэтому он опять превратил всех в себя. А мы попрощаемся с волшебником и отправимся на следующий остров.

- Остров, на котором мы сделаем следующую остановку, называется ШУ.

– Ребята не зря мы взяли с собой букву Ш. ведь все, что находится на острове, имеет в своем названии эту букву. Она нам поможет прочитать следующие слова.

ИАЛЫШ ЛАНДЫШ КАМЫШ ШИШКА
МАЛЫШИ ЛАНДЫШИ КАМЫШИ ШИШКИ

- Почему в слиянии ШИ – пишется буква – И, ведь слышим Ы?

- Прочитайте слова попарно.

- Чем слова верхней строки отличается от слов нижней. (Обозначают предмет и много).

- Ребята, а что такое шишка? Какие значения может иметь это слово?

(Слово одно, а значений много).

- Придумайте предложения с этим словом, но чтобы оно имело разные значения.

- Ребята посмотрите, как доволен Матроскин вами. Даже улыбается.

- Ребята, как вы заметили, пока мы были в плавании в плавании стояла чудесная погода.

- Но вдруг темная туча стала закрывать солнце. Откуда ни возьмись налетел ветер. Это приближается шторм.

- Боитесь шторма?

- Капитан Матроскин знает заветные слова, которые помогут нам преодолеть его.

- Прочитайте их в пол голоса.

ПАРУС НАШ НА СОВЕСТЬ СШИТ

НАС И ШТОРМ НЕ УСТРАШИТ.

- Прочитайте вслух. Что это? Почему?

- Прочитаем более быстро хором, четко проговаривая слова

- Еще быстрее.

- Кто первый скажет?

- Посмотрите снова солнышко выглянуло. Ветер стих. Море успокоилось.

- Устали бороться со штормом? Отдохнем!

Физминутка.

1. Подняться, потянуться.

2. Согнуться, разогнуться.

3. В ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка.

На 4 руки шире.

5. Руками помахать.

6. На месте повернуться.

7. Притопнуть, поскакать.

8. Тихо помолчать.

- Ну что моряки, набрались сил?

- Тогда снова в дорогу!

- Следующий остров на, который мы отправимся ШЕ

- Жители этого острова очень печальны. Им из соседи послали в подарок чудо – машину. А островитяне никак не могут в ней разобраться. Поможем им.

- Прочитаем текст.

1. Чтение текста сильными учащимися (3 ученика).

2. Беседа.

3.

Задание: отметить слова в тексте, в которых есть буква Ш.

(машина, шагает, широко).

- Молодцы ребята. Помогли островитянам.

- Сделали доброе дело.

- Отправляемся дальше?

- Наш парусник держит курс в бухту ШИ

В бухте Матроскин услышал страшный звук и первым очутился на берегу.

- А звук был такой [Ш………]

- Кто может издавать такие звуки?

- В этой бухте было очень много мышей. И они проказницы грызли все, что попадалось им на пути.

- Слова спокойно жили в книжке
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
От слов по букве откусили,
К себе их в норку утащили.

_НУРКИ

_УБКА

_АПКА

_ТАНИ_КИ

Капитан Матроскин быстро разогнал мышей. А нам надо починить эти слова и поместить их снова в книжки.

- Как одним словом можно все это назвать?

- А некоторые слова так испугались мышей, что от страха спрятались в другие слова.

- Найдите слово в слове.

ШУРА (УРА) Прочитайте слово.

ШУТКА (УТКА) Какое слово в нем спряталось?

ШЛАК (ЛАК)

- А эти слова зашифровались в ребусы.

 - Ну что же молодцы ребята. Вместе с капитаном навели вы порядок на острове. Теерь мыши сюда не вернутся. Слова спокойно будут жить в книжках, а книжки на полках. Ведь вы то знаете, что к ним следует относиться бережно и аккуратно.

- Наше путешествие подходит к концу. Последний остров, возле которого парусник бросит якорь – это остров ШО

- На нем живут животные. Посмотрите какие.

- Вы видите все они спешат куда то, торопятся.

- Давайте узнаем куда.

Для этого в клетки кроссворда впишем названия животных в определенной последовательности

1. В подполье в коморке живет она норке, серая малышка. Кто же это?

2. Мяконькие лапки – в лапках цап – царапки.

3. Ходит длинный пасть с клыками, ноги кажутся столбами, Как гора, огромен он, ты узнал кто это? (Слон)

4. Рыжая птичница пришла из леса кур посчитать.

Хитрая плутовка
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса,
Кто ж это? (Лиса)

5. Зимой белый, а летом серый. (Заяц)

- В выделенной графе прочитайте слово.

- Куда же идут животные?

- Оказывается не только дети хотят учиться, но и животные хотят быть грамотными. Они спешат учить Азбуку.

- Прочитайте буквы, из которых состоит слово ШКОЛА.

- А теперь звуки.

- Чем отличается звук от буквы. Объясните животным.

- Правильно.

- Вот наше путешествие и подошло к концу.

- Пока мы возвращаемся домой – подведем итоги плавания.

- Понравилось путешествие вам?

- Кто был самым внимательным, находчивым, активным.

- А кому следует обратить на это внимание?

- Какая буква помогла вам справиться со всеми заданиями?

- Капитан Матроскин согласен с вами.

А в благодарность за то, что вы в пути проявили смекалку, находчивость, дружбу, все свои знания, умения, капитан угощает вас “Морскими камушками”.