Тема: Буквы Ш, ш. Звук [Ш]. Урок – путешествий.
Цели:
- закреплять знания детей о буквах Ш, ш; звуке [ш] – как согласном, глухом, всегда твердом;
- развивать мышление, внимание детей, умение обобщать, группировать;
- воспитывать бережные отношения к книгам, чувство взаимопомощи.
- Ребята, вы любите путешествия?
- Сегодня к нам в гости пришел кот Матроскин. Он предлагает нам совершить с ним кругосветное путешествие на паруснике.
- Согласны? А не испугаетесь трудностей? Ведь в пути нам предстоит выполнять много различных заданий. А что бы легче было преодолеть все препятствия мы возьмем с собой букву, с которой работали на прошлом уроке.
- Какую букву возьмем. Да, ведь именно с ней связано все то, с чем встретимся в пути.
- И Матроскин с нами согласен. У него на паруснике эта буква.
- Капитаном будет Матроскин, а мы его дружная команда.
- Как принято перед длительным плаванием команда проходит определенную подготовку, вот мы сейчас проведем проверку своей готовности.
Легенда букв.
- По какому принципу расположены в 2 строки.
- почему согласные буквы в 2 ряда?
- почему “ь” – отдельно?
Это вы знаете, а теперь проверим ваше внимание.
Ш л я п а
Ш к о л а
Л е с о к
Т и ш и н а
Какое слово лишнее? Почему?
- Соотнесите. Какое из этих слов соответствует данной схеме.
- Молодцы! Подготовку прошли. Матроскин доволен и готов взять вас в команду!
- Какие же путешествия без карты пути? Иначе можно сбиться с пути.
- Вот это – наша карта.
Парусник с буквой Ш прикладывается к определенной букве. Это название островов, по которым путешествуют дети. (ША, ШО, ШУ и тд).
- Ну что ж, ребята в путь!
И первый остров, который мы посетим называется ША.
- На этом острове живет знаменитый маг – волшебник. Он очень любит превращать одни предметы в другие.
- Хотите узнать кого и во что он превращает?
- Все превращения происходят только ночью. Поэтому мы поиграем в игру “День – ночь”.
МИШКА —> МОШКА —> КОШКА —> КРОШКА
Этот волшебник был добрый. Поэтому он опять превратил всех в себя. А мы попрощаемся с волшебником и отправимся на следующий остров.
- Остров, на котором мы сделаем следующую остановку, называется ШУ.
– Ребята не зря мы взяли с собой букву Ш. ведь все, что находится на острове, имеет в своем названии эту букву. Она нам поможет прочитать следующие слова.
ИАЛЫШ | ЛАНДЫШ | КАМЫШ | ШИШКА |
МАЛЫШИ | ЛАНДЫШИ | КАМЫШИ | ШИШКИ |
- Почему в слиянии ШИ – пишется буква – И, ведь слышим Ы?
- Прочитайте слова попарно.
- Чем слова верхней строки отличается от слов нижней. (Обозначают предмет и много).
- Ребята, а что такое шишка? Какие значения может иметь это слово?
(Слово одно, а значений много).
- Придумайте предложения с этим словом, но чтобы оно имело разные значения.
- Ребята посмотрите, как доволен Матроскин вами. Даже улыбается.
- Ребята, как вы заметили, пока мы были в плавании в плавании стояла чудесная погода.
- Но вдруг темная туча стала закрывать солнце. Откуда ни возьмись налетел ветер. Это приближается шторм.
- Боитесь шторма?
- Капитан Матроскин знает заветные слова, которые помогут нам преодолеть его.
- Прочитайте их в пол голоса.
ПАРУС НАШ НА СОВЕСТЬ СШИТ
НАС И ШТОРМ НЕ УСТРАШИТ.
- Прочитайте вслух. Что это? Почему?
- Прочитаем более быстро хором, четко проговаривая слова
- Еще быстрее.
- Кто первый скажет?
- Посмотрите снова солнышко выглянуло. Ветер стих. Море успокоилось.
- Устали бороться со штормом? Отдохнем!
Физминутка.
1. Подняться, потянуться.
2. Согнуться, разогнуться.
3. В ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка.
На 4 руки шире.
5. Руками помахать.
6. На месте повернуться.
7. Притопнуть, поскакать.
8. Тихо помолчать.
- Ну что моряки, набрались сил?
- Тогда снова в дорогу!
- Следующий остров на, который мы отправимся ШЕ
- Жители этого острова очень печальны. Им из соседи послали в подарок чудо – машину. А островитяне никак не могут в ней разобраться. Поможем им.
- Прочитаем текст.
1. Чтение текста сильными учащимися (3 ученика).
2. Беседа.
3.
Задание: отметить слова в тексте, в которых есть буква Ш.
(машина, шагает, широко).
- Молодцы ребята. Помогли островитянам.
- Сделали доброе дело.
- Отправляемся дальше?
- Наш парусник держит курс в бухту ШИ
В бухте Матроскин услышал страшный звук и первым очутился на берегу.
- А звук был такой [Ш………]
- Кто может издавать такие звуки?
- В этой бухте было очень много мышей. И они проказницы грызли все, что попадалось им на пути.
- Слова спокойно жили в книжке
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
От слов по букве откусили,
К себе их в норку утащили.
_НУРКИ |
_УБКА |
_АПКА |
_ТАНИ_КИ |
Капитан Матроскин быстро разогнал мышей. А нам надо починить эти слова и поместить их снова в книжки.
- Как одним словом можно все это назвать?
- А некоторые слова так испугались мышей, что от страха спрятались в другие слова.
- Найдите слово в слове.
ШУРА (УРА) Прочитайте слово.
ШУТКА (УТКА) Какое слово в нем спряталось?
ШЛАК (ЛАК)
- А эти слова зашифровались в ребусы.
- Ну что же молодцы ребята. Вместе с капитаном навели вы порядок на острове. Теерь мыши сюда не вернутся. Слова спокойно будут жить в книжках, а книжки на полках. Ведь вы то знаете, что к ним следует относиться бережно и аккуратно.
- Наше путешествие подходит к концу. Последний остров, возле которого парусник бросит якорь – это остров ШО
- На нем живут животные. Посмотрите какие.
- Вы видите все они спешат куда то, торопятся.
- Давайте узнаем куда.
Для этого в клетки кроссворда впишем названия животных в определенной последовательности
1. В подполье в коморке живет она норке, серая малышка. Кто же это?
2. Мяконькие лапки – в лапках цап – царапки.
3. Ходит длинный пасть с клыками, ноги кажутся столбами, Как гора, огромен он, ты узнал кто это? (Слон)
4. Рыжая птичница пришла из леса кур посчитать.
Хитрая плутовка
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса,
Кто ж это? (Лиса)
5. Зимой белый, а летом серый. (Заяц)
- В выделенной графе прочитайте слово.
- Куда же идут животные?
- Оказывается не только дети хотят учиться, но и животные хотят быть грамотными. Они спешат учить Азбуку.
- Прочитайте буквы, из которых состоит слово ШКОЛА.
- А теперь звуки.
- Чем отличается звук от буквы. Объясните животным.
- Правильно.
- Вот наше путешествие и подошло к концу.
- Пока мы возвращаемся домой – подведем итоги плавания.
- Понравилось путешествие вам?
- Кто был самым внимательным, находчивым, активным.
- А кому следует обратить на это внимание?
- Какая буква помогла вам справиться со всеми заданиями?
- Капитан Матроскин согласен с вами.
А в благодарность за то, что вы в пути проявили смекалку, находчивость, дружбу, все свои знания, умения, капитан угощает вас “Морскими камушками”.