Развитие глобального процесса информатизации ставит перед системой образования новую проблему – подготовки людей к жизни и деятельности в совершенно новых для них условиях информационного общества. Система образования должна не только давать учащимся необходимые знания о новой информационной среде и практические умения использовать ее возможности, но и формировать у них новое мировоззрение.
Информатизация НПО – веление времени, приводящее к необходимости внедрения информационных технологий, основанных на современной вычислительной технике, в повседневную практику жизни специалиста любой профессии. Специалист должен обладать так называемой “двойной компетенцией”: помимо сугубо традиционных профессиональных знаний владеть информационной культурой, иметь знания и навыки работы с информационными технологиями.
Целью деятельности учителя информатики я считаю формирование и развитие у учащихся навыков самостоятельной работы, умения получать нужную информацию, проявления творчества. Задача: подготовка конкурентноспособных на рынке труда специалистов.
В Хоринском профессиональном училище № 37 применение информационных технологий основывается на материальной базе. В апреле 2001 г. учащиеся только группы секретарей-машинисток стали иметь возможность работать на одном компьютере. В 2002 году открылся компьютерный класс с 6 компьютерами, в 2003 году приобрели принтер, сканер, источник бесперебойного питания. В новом учебном году начал работать второй компьютерной класс с 12 компьютерами и мультимедиа проектором. В 2005 году открыли группу по специальности “Оператор ЭВМ”.
Организационная структура информационного пространства училища (Приложение 1):
Уроки информатики ведутся в группах, имеющих разную профессиональную направленность, поэтому разработаны учебные программы по информатике для групп разных профессий. На базе компьютерного класса проводятся не только уроки, но и внеклассные мероприятия, например, игра по физике “Как стать миллионером знаний по атомной физике?” (Приложение 2, Приложение 3). Проводятся районные семинары учителей информатики, физики, математики, ОБЖ с использованием мультимедиапроектора.
С 2003 г. на базе нашего компьютерного класса для повышения уровня компьютерной грамотности населению Хоринского района предоставляется возможность обучаться на курсах “Пользователь персонального компьютера”.
Для того, чтобы учащиеся нашего училища проявляли свои способности, могли раскрывать свой творческий потенциал, воспитывая в себе потребность непрерывного самосовершенствования, чтобы имели возможность быть востребованными на рынке труда, создан клуб “ИНФО”. Результатами совместной деятельности ребят из разных учебных групп являются:
- сбор архивных материалов по истории училища;
- ежемесячная газета “Сириус”;
- создание компьютерных тестов по предметам (информатике, агрономии, ОБЖ);
- радиовещание в училище, по которому на переменах передаются сообщения, объявления, поздравления и звучит музыка;
- оказание фотоуслуг.
Созданы презентации в Power Point: “Профессии училища”, “Об училище” (к республиканскому смотру художественной самодеятельности), “Учитель” (материалы об Арсаланове Д.Т. – Заслуженном учителе школы Республики Бурятия, Отличнике профтехобразования, проработавшем 20 лет директором нашего училища), компьютерный вариант газеты “Сириус”.
На региональный конкурс сочинений “Сибирь в электронных архивах” в 2003 г. ребята представили 2 работы – “К царю за справедливостью”, посвящённую 300-летию Хождения хори-бурят к Петру I, и “Байкал – жемчужина Бурятии”. Группа учителей и мастеров производственного обучения разработала и отправила на республиканский конкурс “Применение информационных технологий в сфере образования” материал “Профессиональное обучение”. Также в марте 2004 г. на республиканский конкурс газет среди учащихся был представлена газета “Сириус”, являющаяся источником информации в нашем училище, представляющая интересы молодёжи и преподавателей, рассказывающая о новостях, делах в общежитии и столовой, интересных людях и другое.
Хорошее владение новыми информационными технологиями – это путёвка в большую профессиональную жизнь, обеспечение конкурентноспособности и востребованности выпускников учреждений профессионального образования на современном рынке труда, предъявляющем всё более жёсткие требования к работникам квалифицированного труда.
Считаю, что необходимо шире использовать возможности компьютерной техники, расширять образовательное пространство училища, осуществлять сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями. Нужно решать проблему дополнительной подготовки учителей-предметников и мастеров производственного обучения и использовать современные информационные, коммуникационные и Интернет – технологии в профессиональной деятельности. Это откроет нам доступ к нетрадиционным источникам информации, позволит реализовать принципиально новые формы и методы обучения, будет способствовать эффективности самостоятельной работы, повышению качества обучения.