Тема: Решение нестандартных задач.
Цели:
1. Закрепить умение решать логические задачи.
2. Продолжить работу над развитием логического мышления, памяти, внимания, оригинальности и гибкости мышления, способности к анализу и синтезу.
3. Воспитывать уверенность в своих силах, чувства радости, успеха в учении, умение работать в группе.
Тип занятия: повторение и закрепление ранее полученных знаний.
Форма занятия: деловая игра “Сколько? Как? и Почему?”
(На основе интеллектуальной игры “Что? Где? Когда?”)
Формы работы: фронтальная, групповая.
Средства обучения: видеозапись, аудиозапись, наглядность.
Оборудование: магнитофон, телевизор, чучело совы, волчок, песочные часы, “чёрный ящик”, жетоны.
I. Мобилизирующий момент
(На экране телевизора заставка совы и звучит запись стихотворения)
О математика земная,
Гордись прекрасная, собой.
Ты всем наукам мать родная,
И дорожат они тобой.В веках овеяна ты славой,
Светило всех земных светил.
Тебя царицей величавой
Недаром Гаусс окрестил.Строга, логична, величава,
Стройна в полёте, как стрела,
Твоя немеркнущая слава
В веках бессмертье обрела.Я славлю разум человека,
Дела его волшебных рук,
Надежду нынешнего века,
Царицу всех земных наук!
Здравствуйте, друзья!
Сегодня у нас встреча в интеллектуальном клубе, где мы будем играть в игру “Сколько? Как? и Почему?” За игрой наблюдает умнейшая Сова. За правильные ответы Сова будет вручать ордена “Умнейшей Совы”.
В последнем раунде будут разыгрываться призы.
В игре принимают участие две команды: “Красный стол”, “Зелёный стол”.
Чтобы узнать, кому предстоит первому вращать “волчок” мы проведём разминку.
II. Разминка
(Каждой команде отводится время по 1 минуте)
Внимание, участники 1 команды!
1. Сколько гномов было у Белоснежки?
2. Летело стадо гусей: один впереди, а два позади; один между двумя и три в ряд. Сколько было всех гусей?
3. Девять девочек полили по одной грядке в огороде. Сколько грядок полили девочки?
4. Собака догоняет кошку, а кошка – мышку. Кто бежит впереди?
5. Наступил декабрь. Распустились три ромашки, а потом ещё 1. Сколько цветов распустилось?
6. Назвать число, которое на 5 больше, чем пальцев на 1 руке?
7. Шли 7 братьев, у каждого было по одной сестре. Сколько шло человек?
Внимание, участники 2 команды!
1. Сколько сторон у квадрата?
2. У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 ноги – сзади. Сколько ног у животного?
3. Курица весит 2 кг, стоя на одной ноге. Сколько она будет весить стоя на двух ногах?
4. Из дупла выглядывало 8 беличьих хвостов. Сколько бельчат сидело в дупле?
5. Дед, бабка, внучка, Жучка, кашка и мышка тянули, тянули и, наконец, вытянули репку. Сколько глаз увидело репку?
6. Две сардельки варятся 6 мин. Сколько времени будут вариться 8 таких сарделек?
7. Где пальцев больше – на левой руке или правой ноге человека?
III. Основной этап
Сегодня в интеллектуальном клубе с вами играют жители г. Ангарска.
Раунд первый “Кубики”.
С вами играет ученик 3 класса, он хочет узнать, насколько внимательны игроки в нашем клубе.
Задание:
(Ответ: второй кубик)
Раунд второй “Старинные часы ещё идут”
Со знатоками играет телезритель. А вот кто он по профессии вы узнаете, если отгадаете загадку и по отгадке сможете определить род занятий этого человека.
Загадка
“Ног нет, а хожу,
рта нет, а скажу:
когда спать,
когда вставать”.
Часовых дел мастер за свою жизнь видел немало разных часов.
- Какие виды часов вы знаете?
- А часовому мастеру запомнились его первые часы, которые он смог починить, это были старинные необычные часы и предлагает задание.
Прочитайте с помощью циферблата часов зашифрованную в таблице пословицу.
Объяснить смысл пословицы.
(Без букв и грамматики не учатся и математике)
Музыкальная пауза
(звучит релаксационная музыка)
Раунд третий “Спорт, спорт, спорт” (видеозапись)
Со знатоками играет учитель физкультуры.
Внимание на экран!
“Здравствуйте, уважаемые знатоки!” Сегодня я хочу проверить вашу ловкость и смекалку на интеллектуальной игре. Внимание вопрос:
На соревнованиях по стрельбе стреляют в мишень с кругами. В каждом круге числа от 1 до 10. В какой круг попал – столько очков и засчитывается. Один стрелок выстрелил три раза и набрал в сумме 27 очков. В какие круги он попал, если два выстрела пришлись в точности в одно место, а третий в другое?
(Тут возможны два случая: если третья пуля попала в другое место того же круга, то три попадания в “девятку”; если третья пуля попала в другой круг, то два выстрела в “десятку”, а один в “семёрку”.)
Раунд четвёртый
Внимание! Чёрный ящик!
Отгадайте, какой предмет находится в чёрном ящике.
Мы их любим, слушать и читать. Раньше их сказывали, были сказители. Их почти не осталось. Сейчас мы их читаем. Что это? (сказки)
Мы попали с вами в сказку, но злой волшебник заколдовал нашу гостью. Давайте попробуем отгадать, в какой сказке мы находимся и кто приготовим вопрос.
Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золочёной карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает,
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак, я вернусь. (Золушка)
Вопрос:
В каждом из четырёх ящиков лежат волшебные ленты: белая, красная, чёрная, зелёная. На каждом ящике надписи, но ни одна из них неверная. Отгадайте, какой цвет лент в каждом ящике?
БЕЛАЯ |
ЗЕЛЁНАЯ ИЛИ БЕЛАЯ |
КРАСНАЯ ИЛИ ЗЕЛЁНАЯ |
ЧЁРНАЯ ИЛИ ЗЕЛЁНАЯ ИЛИ КРАСНАЯ |
(Рассуждать начинаем с конца. В 4 ящике – белая, 3 ящике – чёрная, 2 ящике – красная, 1 ящике – зелёная).
Раунд пятый
С вами играет повар нашей столовой.
Внимание на экран!
Уважаемые знатоки! Всё это время я вас угощаю вкусными обедами, задачки с которыми я сталкиваюсь во время приготовления обеда, решаю сама. А сегодня я хотела бы узнать, сможете ли вы решить мою задачу.
Внимание вопрос!
Трое дежурных – Вера, Оля и Таня помогали убирать в столовой: ложки, стаканы, тарелки. Известно, что Оля убирала ни ложки, ни стаканы, Вера – ни стаканы. Что убирала каждая девочка?
ложки | стаканы | тарелки | |
Вера | + | - | - |
Оля | - | - | + |
Таня | + |
Раунд шестой
Письмо пришло от работника кондитерской фабрики.
Помогите найти ответ!
Внимание вопрос.
Все любят конфеты, наполненные шоколадно-ягодным сиропом. Как его туда залить? Нагревать нельзя – расплавится шоколад.
Представьте, что вы изобретатели, какое решение вы бы придумали.
(Ответ: сначала необходимо заморозить начинку.)
IV. Подведение итогов
Подходит к концу наша игра.
Пришло время подвести итоги.
(Подсчёт жетонов, Мудрая Сова награждает победителей).
“Числа целые и дробные
Изучает математика
Потруднее биологии,
Но полегче, чем грамматика
И хитрить нам с ней бессмысленно,
И ругать её беспочвенно
Королева – математика
Помогает в жизни очень нам.