Цели урока:
- Познакомить детей с творчеством художников – пейзажистов и разнообразием живописных техник.
- Развивать интерес и любовь к природе родного края.
- Просмотр фильма “Что такое искусство”
Оборудование урока:
Для учителя: репродукции картин художников – пейзажистов Левитана И., Грабаря, Айвазовского, художников-импрессионистов, фрагмент видеофильма “Что такое искусство” (жанр изобразительного искусства – пейзаж) 5 мин., работы учащихся прошлых лет, магнитофон.
Для учащихся: Листы белой или цветной бумаги, восковые мелки, гуашь, акварель, стихи о природе.
План урока:
1. Проверка подготовленности учащихся к уроку
2. Беседа о красоте пейзажа, композиции, колорите, о различных живописных техниках – 7 мин.
3. Просмотр видеофильма – 5 мин.
4. Самостоятельная работа учащихся – 30 мин.
5. Анализ выполненных работ.
Ход урока
Во вступительной беседе сообщаю, что изображая природу, художник всегда выражает свое настроение и отношение к жизни. Пейзаж может быть тревожным, грустным, спокойным, радостным / можно показать на примерах морских пейзажей Айвазовского. Море доброе, злое, нежное, коварное, грустное, веселое /.
- Демонстрируются альбомы Айвазовского, Ван Гога, Левитана с обсуждением живописных техник художников.
- Демонстрируется фрагмент видеофильма “Что такое искусство” – раздел о пейзаже.
- Ученик читает стихи о природе.
Далее учащиеся получают задание изобразить какое-либо состояние природы. Например, море или лес – нежными или тревожными, когда дует ветер, светит солнце, идет снег, свистит пурга.
Вопрос к уч-ся. “Что происходит с человеком, когда он видит солнце, ощущает на себе холодный ветер, дождь, попадает в грозу, ночной снегопад?”
Художник выражает свое настроение в музыке, танце, стихах, живописи.
Учащиеся приступают к работе в карандаше – намечают линию горизонта, передний и дальний планы, задумываются о выборе материала / акварель с восковыми мелками, гуашь по цветному картону/, колорите – различные цветовые гаммы, характерные для того или иного настроения и времени года.
Демонстрируется таблица “Цветовой круг”, обсуждаются возможные цветовые сочетания.
К уроку подготовлена выставка работ учащихся прежних лет.
Демонстрируются типы живописных мазков по книге “Фантазия и творчество” и учителем на альбомном листе.
– Напоминаю учащимся, что в изображении должно присутствовать цветовое богатство. Не одним локальным цветом передается настроение, а цветовыми сочетаниями. Насыщенными цветовыми мазками. Солнце отражается в море, на холодном фоне заиграют теплые краски.
– Рассказать о творчестве художника И.Левитана, продемонстрировать репродукции его произведений “Березовая роща”, “Март”, “Ветер на Волге”.
Вся самостоятельная работа проходит под музыку П. И. Чайковского.
– Завершает урок выставка детских работ с кратким их анализом самими же учениками.
Задание на дом: Посмотреть в детских книжках, журналах и альбомах по искусству, как изображены различные состояния природы. Принести их к следующему уроку, подготовить краткую беседу.
Приложение
Репродукции работ учащихся 7-х классов.