Тема года: Каждый народ — художник.
Тема четверти: Искусство твоего народа.
Тема урока: Народные праздники. Обобщение по теме четверти.
Цели и задачи:
- Познакомить детей с народными праздниками, обычаями и традициями. Прививать любовь к родному краю.
- Развивать творческие способности детей.
- Совершенствовать навыки изобразительной деятельности.
- Развивать речь.
Ход 1 урока
I. Ребята, сегодня у нас обобщающий урок по теме четверти “Искусство твоего народа”. Мы познакомились с пейзажем родной земли. В своих работах вы показали гармонию жилья и природы, изображая пейзаж и конструируя русскую избу. Вы многое узнали о русском городе, сами создали коллективное панно путем аппликации и бумажной пластики. Вы узнали, что такое внешняя и внутренняя красота мужчины и женщины. Сильные и мужественные богатыри на ваших портретах, нарядные пары — это изделия ваших рук. Очень декоративна их одежда.
Удачны композиционные работы на тему труда в искусстве.
Работа в парах. Давайте решим кроссворд и узнаем тему сегодняшнего урока. (Выделенные буквы отсутствуют).
Какая же тема урока? Народные праздники. А какие вы знаете народные православные праздники?
II. Детям на парту ставится табличка с названием одного из праздников: Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Иван Купала, Покров.
Отберите те слова и словосочетания, которые нужны для описания праздника, предложенного вам. Разложите их на парте и попробуйте составить рассказ о том, как отмечали этот праздник раньше на Руси.
(После прочтения слов, дети подходят к доске, выбирают карточки со словами, составляют рассказ и рассказывают его.)
Рождество.
Морозная зима, ряженые, звездная ночь, колядуют, зажигают огни на дворах, поют.
Масленица.
Катаются с гор на санях, солнечный зимний день, сжигают чучело, блины, кулачные бои.
Пасха.
Весна, зеленые листочки, расписные яйца, куличи, свечи, хороводы, катание на качелях.
Троица.
Лето, хороводы вокруг березки, украшение березки лентами, посещение могил.
Иван Купала.
Лето, сбор цветов и трав, прыжки через костры, купание, венки в реке.
Покров.
Осень, первый снег, ярмарки, свадьбы.
Давайте выслушаем ваши рассказы, а я буду помогать.
1)
Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает.
Их полуночный призыв в тишину небес взлетает.
Дон-диги, дон-диги, дон-диги, дон.
И торжественно парит, новый день благовещая,
Так звенят колокола, с Рождеством нас поздравляя.
(Дети 1 группы рассказывают о Рождестве.)
2)
Ты, прощай, прощай, наша Масленица!
Ты не в среду пришла и не в пятницу.
Ты пришла в воскресенье, всю неделю веселье!
Ты пришла с добром, с сыром, маслом и яйцом!
Со блинами, с пирогами, да с оладьями!
(Дети 2 группы рассказывают о Масленице.)
3)
Звонко капают капели возле нашего окна.
Птицы весело запели, в гости Пасха к нам пришла!
4)
Радуйтесь, березы! Радуйтесь, зеленые!
К вам девушки идут, к вам пироги несут,
Лепешки, яичницы. Ио, ио, Семик да Троица!
5) Иван Купала — хорошие травы. Иванов день пришел – траву собирать пошел.
6) Покров — конец хороводам, начало посиделкам.
III. Что особенно трудно в изображении народных праздников? (Люди, композиция, пейзаж, краски).Чтобы вам было легче, я покажу вам репродукции картин
русского художника Б. Кустодиева “Масленица”, “Троицын день”, “Ярмарка”.
Что вы знаете об этом художнике? (11 лет был прикован к инвалидному креслу, но писал картины). Как ярки и веселы его картины! Посмотрите еще и на детские работы, посвященные нашей теме. А это открытки-фотографии народных танцев. Ведь ни один праздник не обходится без песен и танцев. Вам нужно нарисовать эскиз народного праздника на листе малого формата в карандаше.
IV. Самостоятельная работа в парах. Помощь учителя.
Ход 2 урока
- Проверка готовности рабочих мест.
- Инструкции перед работой пастелью, красками на водной основе, восковыми мелками.
- Самостоятельная работа детей под народную музыку.
- Изготовление рамки для своей картины.
- Выставка работ. Высказывания детей.