Система мониторинга знаний в условиях предпрофильной подготовки

Разделы: Администрирование школы


Важнейшим условием повышения эффективности управления образования, совершенствования процесса обучения является систематический анализ объективных данных о состоянии результатов обучения учащихся. Мониторинг за качеством учебного процесса, результатов обучения школьников становится особенно актуальным. Он является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для основных путей устранения недостатков учебного процесса в школе (Приложение 1). Отсутствие сформированной системы мониторинга уровня учебно-воспитательного процесса в классах профильной подготовки затрудняет управление качеством образования - проблема, которую нужно было решить и создать эффективную систему мониторинга в классах предпрофильной подготовки.

В связи с этим необходимо было решать следующие задачи:

  1. Определить необходимый уровень усвоения и сформированности соответствующих умений и навыков для успешного поступления в ВУЗ и дальнейшего обучения в нем.
  2. Выявление общих тенденций и закономерностей усвоения обязательного (базового) материала по профильным предметами выявление факторов, влияющих на усвоение базовых ЗУН.
  3. Выявление методических проблем, связанных с результативностью обучения.
  4. Выявление типичных и индивидуальных ошибок учащихся на каждом этапе обучения и выработка рекомендаций по их устранению.
  5. Создание банка данных успеваемости учащихся предпрофильных классов и успеваемости класса в целом.

Мониторинговое исследование в классах препрофильной подготовки являются частью мониторинга, который проводится в нашей школе.

Мониторинговые исследования мы проводим в 3 этапа.

I этап - подготовительный:

  • постановка цели;
  • определение объекта;
  • установка сроков проведения;
  • изучение соответствующей литературы;
  • изучение имеющегося педагогического опыта;
  • разработка инструментария для проведения мониторинга (тесты учебных достижений).

II этап - практическая часть мониторинга:

- сбор информации, а именно проводятся наблюдения, собеседования, тестирования,
анкетирование, посещение уроков, контрольные работы.

III этап - аналитический:

  • систематизация полученной информации;
  • анализ имеющихся данных;
  • разработка рекомендаций и предложений на последующий период;
  • вывод.

При проведении анализа возможно сочетание аналитической справки, схем, графиков, диаграмм.

Педагогический мониторинг обеспечивает педагогов и администрацию школы качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия решений, определяемых насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в образовательном процессе, насколько динамичны средства (формы, методы обучения, режим учебной работы), адекватны заявленным целям и возрастным особенностям школьников, специфике среды и жизнедеятельности.

При проведении мониторинга мы соблюдаем следующие условия:

  • системность и продолжительность во времени;
  • сравнимость;
  • объективность;
  • комфортность.

При отслеживании результативности контрольных работ идет наблюдение за работой "сильных" учащихся, позволяющее определить уровень усвоения учебного материала, фиксировать динамику неуспеваемости для своевременного принятия решения. Проводится наблюдение за динамикой аттестации учащихся по четвертям (Приложение 2).

Педагоги фиксируют ошибки индивидуально каждого ученика, отмечают слабоусвоенные темы. Организуют работу по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, добиваясь полного усвоения пройденного материала каждым учеником. Со слабоуспевающими проводится индивидуальная работа (Приложение 3). Ежемесячно анализируя данные о преподавании того или иного предмета, составляются диаграммы, графики, позволяющие судить о результативности проделанной работы.

В последние годы в связи с дифференциацией обучения, появлением школ и классов с различной профильной направленности по-новому встают вопросы о целях, содержании, формах и методах обучения в школе, о месте и роли каждого предмета.

Термин "дифференциация" обучения появилось в конце 50-х годов. Проявлением дифференциации тогда стали специализированные школы и классы с углубленным изучением ряда предметов. Позже с 1967/68 учебного года появилась ещё одна форма дифференцированного обучения - факультативные занятия по различным предметам. Современный этап дифференциации представлен на схеме (Приложение 4). Он характеризуется появлением новых типов школ: лицеи, гимназии, школы, ориентированные на определенный вуз, школы с углубленным изучением отдельных предметов, частные школы. Определение дифференциации стало шире, чем просто разделение учебных программ. Начался период комплексного изучения дифференцированного обучения. В употребление вошли 2 вида дифференциации: уровневая и профильная.

В 2004/2005 учебном году мы провели мониторинг уровня предметных достижений учащихся социально-экономического профиля и универсально-технологического профиля по профильным предметам и по основным базовым. Основная цель мониторинга состояла в получении данных об уровне овладения основными знаниями и умениями по данным предметам.

Главное в работе сравнивать полученные результаты со стартовыми результатами (Приложение 5).

По профильным предметам:

  • социально-экономический профиль:
  • мы видим рост по всем профильным предметам в течении всего учебного года;
  • универсально-технологический профиль:
  • рост идет по черчению и металлообработке, а вот по деревообработке наблюдается во II четверти спад, но по итогам III четверти мы видим, что результаты лучше, чем в I четверти.

По основным базовым предметам:

  • социально-экономический профиль:
  • наблюдается рост по всем предметам, кроме геометрии, идет спад и русского языка.

На основании проведенного Мониторинга качества обученности по предметам, мы составляем индивидуальные образовательные траектории, которые способствуют ликвидации пробелов в знаниях и обеспечивают продвижение вперед и успешное обучение, пробуждают творчество учащихся.

Индивидуальная образовательная траектория - это программа действий ученика, построенная с учетом индивидуальных потребностей и возможностей и позволяющая продвигаться в том направлении, которое соответствует его индивидуальным способностям.

В условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения также можно использовать индивидуальные учебные планы, которые позволят реализовать различные образовательные потребности обучающихся, их семей в профессиональном самоопределении.

Под индивидуальным учебным планом понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимися из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе Федерального базисного учебного плана. Обучающемуся предоставляется право самостоятельного формирования индивидуального учебного плана, определение сроков и способов его освоения, прохождения процедур промежуточной и итоговой аттестации, соответствующих особенностям индивидуального учебного плана.

Основной формой работы над индивидуальными планами и образовательными траекториями является самостоятельная деятельность, сопровождающаяся индивидуальными консультациями, беседами с учителем. Методика занятий при индивидуальном обучении предусматривает следующие формы работы: диалог, практикум, самостоятельная работа, тестирование, контрольные срезы.

При использовании этих форм индивидуализации составляются индивидуальные образовательные карты, в которых указывается темы, цели, задания. Учащиеся должны уметь выполнять их и отвечать на заданные вопросы. Приложением к данной карте является мониторинг качества обученности учащегося по данной теме или курса с выводами и рекомендациями учителя.

Цели составления индивидуальной образовательной карты:

Повышение интереса к предмету, развитие творческих способностей, самореализация и саморазвитие учащегося. Организация работы в зоне ближайшего развития.

Приложение (Презентация) 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13