Цель: воспитание гражданственности и патриотизма, активизация гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес к изучению исторического прошлого, передать уважение к немеркнущему подвигу, стойкости, мужеству и беззаветной любви к своему Отечеству советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Место проведения: кабинет истории.
Участники: учащиеся 9 классов (6 человек).
Ведущая:
Сегодня мы проводим конкурс “Юный патриот”, посвящённый 60-летию Великой Победы.
Представление команд, жюри, болельщиков.
Условие:
Команда получает за правильный, полный ответ – 3 балла, за неполный, неточный ответ – 2 балла. За дополнение – 1балл.
За всё время игры, команда может один раз обратиться за помощью к своим болельщикам.
Ведущий:
Много лет прошло, как закончилась война, она нанесла тяжёлые раны нашей стране. Трудно найти в нашей стране семью. Куда бы не пришло горе – кто потерял отца, мать, сына, дочь, сестру, брата. Они не пощадили жизни ради нашей победы и об этом должны помнить все граждане нашей страны.
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблёкли,
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли…
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал,
Что между миром и войной
Всего каких-то
Пять минут осталось…
22 июня 1941 года. Эта дата вошла в жизнь нашего народа ненавистным воем вражеских бомб, разрушенными сёлами и городами, миллионами убитых на фронтах, угнанных в рабство, замученных в лагерях смерти.
Тяжёлую войну вынес на своих плечах наш народ. Он проливал кровь, голодал, отдавая фронту последнее.
В 41-м памятном году
Из гнезда фашистского берлина
Всей земле, всем людям на беду
Ринулась тяжёлая лавина.
Всё, что было близко и свято,
Что нас поднимало раздольной волной,
Всё было раздавлено, скомкано, смято
Внезапно нахлынувшим горем – войной.
Звучит фрагмент песни “Священная
война”
(муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача).
Вслед за первым было ещё 1417 дней войны. И сколько не прошло времени с тех пор, в памяти людей, в их сердцах будет жить и не изгладится никогда та точка опоры, отсчёта лет, месяцев, дней и часов бессмертия, несгибаемого мужества и героизма советских людей.
Назовите автора знаменитых слов “Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет!” – Александр Невский.
I. Разминка для капитанов
В течение 2-х минут вы должны назвать слова, связанные с темой ВОВ. Называть по очереди без запинки. Если произошла пауза, то игра останавливается и победа достаётся той команде, чей игрок назвал последним слово.
Например:
Курская дуга, контрнаступление, траншея, блиндаж, землянка, партизаны, Жуков, Брестская крепость и т.д.
II. Вопросы:
№ 1 – Назовите начало II Мировой войны (1 сентября 1939г., нападение на
Польшу фашистской Германии).
№ 2 – В чём отличие слов “Мировая война и Отечественная война”.
В Мировой войне участвует несколько государств. В Отечественной войне
– один народ защищает свою родину от врага.
№ 3 – Где проходил парад Победы, когда и кто руководил им?
24 июня 1945г., г. Москва, Георгий Жуков.
№ 4 – Кто совершил первый воздушный таран?
В. Талалихин.
№ 5 – Кто водрузил Знамя Победы над рейхстагом в Берлине?
Фёдоров, Кантария.
№ 6 – Самое популярное женское имя в годы Великой Отечественной войны?
Катюша.
А сейчас, мы сделаем небольшую паузу.
Каждой команде даётся карточка с ребусом. Вы должны расшифровать его.
Тема: знаменательные события ВОВ.
III. Разгадка ребусов:
Курская дуга, Московская битва,
Играет музыка, песни военных лет.
IV. Конкурс – Угадай мелодию, песню, её авторов.
- Звучит фрагмент песни “Журавли” муз. Я. Френкель, сл. Р. Гамзатова.
- Звучит фрагмент песни “Тёмная ночь” муз. Н. Богословского, сл. В.Агатова.
Дополнительно – узнай голос исполнителя песни.
Пока команды угадывают названия песен мы проведём ИГРУ СО ЗРИТЕЛЯМИ:
- Солдатские носки – портянки.
- Судовая кухня – камбуз.
- Солдатская тюрьма – гауптвахта.
- Весточка с гражданки – письмо.
- Им мечтает стать каждый солдат – генерал.
- Солдатское пальто – шинель.
- Не подлежит обсуждению – приказ.
- Со слезами на глазах – победа.
- Дура на войне – пуля.
- Игра войну – учения.
- Киллер на войне – снайпер.
- Царица полей – пехота.
- Работает на ключе – радист.
- Солдатский дом – казарма.
- Боец невидимого фронта – разведчик.
- Полосатая рубашка – тельняшка.
Награждение самого активного зрителя сладким призом.
Продолжаем отвечать на вопросы.
№ 7 – Кто является 4-ды Героем Советского Союза? Г. Жуков.
№ 8 – Назовите дату снятия Блокады Ленинграда.
27 января 1944 года.
№ 9 – Назовите даты Московской битвы.
Сентябрь 1941г. – апрель 1942г.
№ 10 – Как называлась операция Гитлера по захвату Москвы?
На доске разместить листы с названиями операций: “Смерч”,
“Циклон”, “Ураган”, “Тайфун”. Выбрать правильное название операции – “Тайфун”.
№ 11 – Кто командовал обороной Москвы?
Г.К. Жуков.
№ 12 – Кто являлся Верховным главнокомандующим Советской армии в годы ВОВ?
И.В. Сталин.
№ 13 – Сколько таранов совершили советские лётчики в воздушных боях на подступах к Москве.
25
№ 14 – Кому из женщин первой было присвоено звание Герой Советского Союза в годы Великой Отечественной войны?
Зое Космодемьянской.
№ 15 – Кто является автором стихотворения, и как оно называется?
Зачитывается стихотворение “Я убит под Ржевом” авт. А.Т. Твардовский.
№ 16 – Осенью 1941 года по Москве ходили слухи, что этого человека Гитлер приказал повесить первым, как только город будет взят. О ком шла речь?
Ю. Б. Левитан.
№ 17 – Назовите дату окончания II Мировой войны и место подписания акта о безоговорочной капитуляции Японии.
2 сентября 1945г. Линкор “Миссури” США.
Звучит песня “День Победы”.
Ведущий:
27 миллионов сыновей и дочерей потеряла наша Родина в годы Великой Отечественной войны. Каждый 8-й житель нашей страны не вернулся с войны. 18 000 убитых – ежедневно.
Вдумайтесь в эти цифры. Такой ценой завоёвано всему человечеству право на жизнь, радость и труд.
На долю советского народа выпало немало тяжёлых испытаний. О каждом из них надо говорить правду. интересах будущего извлечь горькие уроки из прошлого.
Нет, не ушла война в преданья,
Оставив людям обелиски.
Ещё в сердцах живут страданья,
и память грустная о близких!
-//-
Родина, суровая и милая,
Помнит все жестокие бои…
Вырастают рощи над могилами,
Славят жизнь по рощам соловьи.
Что грозы железная мелодия,
Радость или горькая нужда?
Всё проходит.
Остаётся Родина –
Та, что не изменит никогда.
Звучит музыка военных лет.
Жюри подводит итоги.
Награждение команд.
Ведущий:
Спасибо всем за активное участие и помощь в проведении конкурса “Юный патриот”.
Литература: