Викторина "Юный патриот"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: воспитание гражданственности и патриотизма, активизация гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

  • Развивать познавательный интерес к изучению исторического прошлого, передать уважение к немеркнущему подвигу, стойкости, мужеству и беззаветной любви к своему Отечеству советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Место проведения: кабинет истории.

Участники: учащиеся 9 классов (6 человек).

Ведущая:

Сегодня мы проводим конкурс “Юный патриот”, посвящённый 60-летию Великой Победы.

Представление команд, жюри, болельщиков.

Условие:

Команда получает за правильный, полный ответ – 3 балла, за неполный, неточный ответ – 2 балла. За дополнение – 1балл.

За всё время игры, команда может один раз обратиться за помощью к своим болельщикам.

Ведущий:

Много лет прошло, как закончилась война, она нанесла тяжёлые раны нашей стране. Трудно найти в нашей стране семью. Куда бы не пришло горе – кто потерял отца, мать, сына, дочь, сестру, брата. Они не пощадили жизни ради нашей победы и об этом должны помнить все граждане нашей страны.

Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблёкли,
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли…
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал,
Что между миром и войной
Всего каких-то
Пять минут осталось…

22 июня 1941 года. Эта дата вошла в жизнь нашего народа ненавистным воем вражеских бомб, разрушенными сёлами и городами, миллионами убитых на фронтах, угнанных в рабство, замученных в лагерях смерти.

Тяжёлую войну вынес на своих плечах наш народ. Он проливал кровь, голодал, отдавая фронту последнее.

В 41-м памятном году
Из гнезда фашистского берлина
Всей земле, всем людям на беду
Ринулась тяжёлая лавина.
Всё, что было близко и свято,
Что нас поднимало раздольной волной,
Всё было раздавлено, скомкано, смято
Внезапно нахлынувшим горем – войной.

Звучит фрагмент песни “Священная война”
(муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача).

Вслед за первым было ещё 1417 дней войны. И сколько не прошло времени с тех пор, в памяти людей, в их сердцах будет жить и не изгладится никогда та точка опоры, отсчёта лет, месяцев, дней и часов бессмертия, несгибаемого мужества и героизма советских людей.

Назовите автора знаменитых слов “Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет!” – Александр Невский.

I. Разминка для капитанов

В течение 2-х минут вы должны назвать слова, связанные с темой ВОВ. Называть по очереди без запинки. Если произошла пауза, то игра останавливается и победа достаётся той команде, чей игрок назвал последним слово.

Например:

Курская дуга, контрнаступление, траншея, блиндаж, землянка, партизаны, Жуков, Брестская крепость и т.д.

II. Вопросы:

№ 1 – Назовите начало II Мировой войны (1 сентября 1939г., нападение на

Польшу фашистской Германии).

№ 2 – В чём отличие слов “Мировая война и Отечественная война”.

В Мировой войне участвует несколько государств. В Отечественной войне

– один народ защищает свою родину от врага.

№ 3 – Где проходил парад Победы, когда и кто руководил им?

24 июня 1945г., г. Москва, Георгий Жуков.

№ 4 – Кто совершил первый воздушный таран?

В. Талалихин.

№ 5 – Кто водрузил Знамя Победы над рейхстагом в Берлине?

Фёдоров, Кантария.

№ 6 – Самое популярное женское имя в годы Великой Отечественной войны?

Катюша.

А сейчас, мы сделаем небольшую паузу.

Каждой команде даётся карточка с ребусом. Вы должны расшифровать его.

Тема: знаменательные события ВОВ.

III. Разгадка ребусов:

Курская дуга, Московская битва,

Играет музыка, песни военных лет.

IV. Конкурс – Угадай мелодию, песню, её авторов.

  1. Звучит фрагмент песни “Журавли” муз. Я. Френкель, сл. Р. Гамзатова.
  2. Звучит фрагмент песни “Тёмная ночь” муз. Н. Богословского, сл. В.Агатова.

Дополнительно – узнай голос исполнителя песни.

Пока команды угадывают названия песен мы проведём ИГРУ СО ЗРИТЕЛЯМИ:

  • Солдатские носки – портянки.
  • Судовая кухня – камбуз.
  • Солдатская тюрьма – гауптвахта.
  • Весточка с гражданки – письмо.
  • Им мечтает стать каждый солдат – генерал.
  • Солдатское пальто – шинель.
  • Не подлежит обсуждению – приказ.
  • Со слезами на глазах – победа.
  • Дура на войне – пуля.
  • Игра войну – учения.
  • Киллер на войне – снайпер.
  • Царица полей – пехота.
  • Работает на ключе – радист.
  • Солдатский дом – казарма.
  • Боец невидимого фронта – разведчик.
  • Полосатая рубашка – тельняшка.

Награждение самого активного зрителя сладким призом.

Продолжаем отвечать на вопросы.

№ 7 – Кто является 4-ды Героем Советского Союза? Г. Жуков.

№ 8 – Назовите дату снятия Блокады Ленинграда.

27 января 1944 года.

№ 9 – Назовите даты Московской битвы.

Сентябрь 1941г. – апрель 1942г.

№ 10 – Как называлась операция Гитлера по захвату Москвы?

На доске разместить листы с названиями операций: “Смерч”,

“Циклон”, “Ураган”, “Тайфун”. Выбрать правильное название операции – “Тайфун”.

№ 11 – Кто командовал обороной Москвы?

Г.К. Жуков.

№ 12 – Кто являлся Верховным главнокомандующим Советской армии в годы ВОВ?

И.В. Сталин.

№ 13 – Сколько таранов совершили советские лётчики в воздушных боях на подступах к Москве.

25

№ 14 – Кому из женщин первой было присвоено звание Герой Советского Союза в годы Великой Отечественной войны?

Зое Космодемьянской.

№ 15 – Кто является автором стихотворения, и как оно называется?

Зачитывается стихотворение “Я убит под Ржевом” авт. А.Т. Твардовский.

№ 16 – Осенью 1941 года по Москве ходили слухи, что этого человека Гитлер приказал повесить первым, как только город будет взят. О ком шла речь?

Ю. Б. Левитан.

№ 17 – Назовите дату окончания II Мировой войны и место подписания акта о безоговорочной капитуляции Японии.

2 сентября 1945г. Линкор “Миссури” США.

Звучит песня “День Победы”.

Ведущий:

27 миллионов сыновей и дочерей потеряла наша Родина в годы Великой Отечественной войны. Каждый 8-й житель нашей страны не вернулся с войны. 18 000 убитых – ежедневно.

Вдумайтесь в эти цифры. Такой ценой завоёвано всему человечеству право на жизнь, радость и труд.

На долю советского народа выпало немало тяжёлых испытаний. О каждом из них надо говорить правду. интересах будущего извлечь горькие уроки из прошлого.

Нет, не ушла война в преданья,
Оставив людям обелиски.
Ещё в сердцах живут страданья,
и память грустная о близких!

-//-

Родина, суровая и милая,
Помнит все жестокие бои…
Вырастают рощи над могилами,
Славят жизнь по рощам соловьи.
Что грозы железная мелодия,
Радость или горькая нужда?
Всё проходит.
Остаётся Родина –
Та, что не изменит никогда.

Звучит музыка военных лет.

Жюри подводит итоги.

Награждение команд.

Ведущий:

Спасибо всем за активное участие и помощь в проведении конкурса “Юный патриот”.

Литература:

  1. Методическое пособие для тех, кто работает с детьми. Калейдоскоп внеклассных мероприятий. Выпуск № 2 М.: Илекса. Народное образование. Ставрополь 2003.Составитель Хохлова С.В.
  2. Методические рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей. – М.: “Равнение на победу” Изд-во ЦГЛ 2004 Н.В.Мазыкина, А.А. Монахов.
  3. Журналы “Основы Безопасности жизнедеятельности” 2003-2004г.