Условия формирования организационно-управленческих навыков младших школьников на уроках математики

Разделы: Начальная школа


Понятие “умение” и “навык” в познавательной деятельности

Освоения умений организовывать свою учебную деятельность особенно важно в младшем школьном звене, так как особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

Проблема формирования у учащихся организационных умений является одной из наиболее важных, от решения которой во многом зависит совершенствование всего учебно-воспитательного процесса школы, направленного на всестороннее развитие личности, на подготовку школьников к труду. Сформированность данных умений, с одной стороны, создает предпосылку для более полного применения учащимися своих творческих сил, способностей и дарования, а с другой – позволяет повысить качество обучения, воспитания и развитие школьников.

Младший школьный возраст очень сензитивен к формированию умений данной группы, поскольку именно в этот период дети впервые встречаются с необходимостью организовывать выполнение заданий на уроке и дома. Учение становится ведущим видом деятельности, и, как утверждают психологи, школьники активно усваивают все, что связано с этим видом деятельности.

Прежде чем перейти к проблеме формирования организационных умений, определим исходные понятия, а именно выясним, что понимается под умением вообще и организационным в частности.

Следует отметить, что в психолого-педагогической литературе нет единого подхода к трактовке понятия “умение”. Под умением понимают готовность субъекта к практическим действиям, выполняемым сознательно на основе приобретенных знаний, способность человека выполнять действия, приобретаемые на основе знаний и опыта, практическое действие, осознанной, преднамеренной интеллектуальной деятельности и др.

Причиной различных подходов к данному понятию следует считать его сложность и многогранность свойств.

Поскольку невозможно отдать предпочтение какому-либо одному определению умения, то для практических целей достаточно выделить его существенные свойства и разграничить с наиболее сходным понятием “навык”. “Под навыком психологии понимают автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения”. [3].

Общее между этими понятиями состоит в том, что они представляют собой результат овладения способами учебно-преподавательской деятельности. Основные различия между умениями и навыками обнаруживаются в процессе их формирования. Умения формируются упражнениями в изменяющихся условиях, т.е. в процессе переноса способов действий в несколько измененную и новую учебную ситуацию. При совершенствовании умений они в целом не автоматизируются, поскольку этому процессу не подвержено центральное звено решения мыслительных задач: нахождение принципа (основной идеи) ее решения на основе связи известного и неизвестным. Поэтому отличается, что действие, совершающиеся с помощью умений, всегда осознаваемы.

Навыки вырабатываются многократными упражнениями в одних и тех же условиях деятельности. При этом совершаемое действие носит автоматизированный характер, а контроль за его выполнением осуществляется главным образом подсознательно.

Каждая деятельность предполагает выполнение действий, направленных на ее организацию. К ним мы относим осознания цели деятельности, планирование путей ее осуществления, подбор средств выполнения, контроль за процессом деятельности и ее результатом. Способы овладения этими действиями следует относить к умениям, т.к. они не автоматизируются и всегда носят осознаваемый характер. Это можно объяснить особенностями элементов организации деятельности, которые всегда находятся в прямой зависимости от вида деятельности и формы ее осуществления.

Под организационными умениями познавательной деятельности относят умения, обеспечивающие наибольшую интенсивность познания, к ним относится умение осознать поставленную кем-то или сформулированную самостоятельно цель, руководствоваться ею при выполнении задания, самостоятельно сформировать задачи, решение которых обеспечит достижение цели, соотнести цель с условиями, которые необходимы для ее выполнения, и осуществить отбор средств нужных для ее реализации. Необходимы умения спланировать общий объем работы, т.е. указать последовательность операций, приводящих к правильному результату, распределить работу во времени с учетом своих возможностей, умение реализовать план, т.е. своевременно приступить к работе использовать наиболее продуктивные приемы и способы выполнения задания, умение осуществить текущий и итоговый контроль за деятельностью, учитывая при этом скорость и точность применяемых приемов работы, своевременно реагировать на выявленные недостатки, соотносить полученный результат с поставленной целью и согласно данным контролем наметить ход дальнейших действий.

Условия формирования общих учебно-познавательных умений в процессе обучения

Педагогические проблемы формирования организационных умений познавательной деятельности разработаны явно недостаточно. Поэтому при существующей системе организации учебной работы, организационные умения у учащихся почти не формируются.

Учитель при классно-урочной системе полностью берет на себя все функции организатора процесса учения. Он определяет образовательную цель работы, ее содержание, объем, виды организации. При этом учащимся, как правило, отводятся лишь исполнительные функции. В связи с этим, ученики привыкают к жесткой регламентации познавательной деятельности и бывают слабо подготовлены к самостоятельной ее организации.

Одним из наиболее действенных путей устранения данного недостатка, является широкое приобщение ученика к гибким организационным формам учебной работы. Широкое использование разнообразных групповых и индивидуальных видов работ в сочетании с фронтальными, дает возможность учащемуся, уже в условиях обучения в начальных классах, выступать с позиции организатора решения отдельных познавательных задач. При групповой работе задание дается учителем всей группе (3-4 человека). Члены группы обсуждают поставленную цель, анализируют условия, планируют свою дальнейшую деятельность, при необходимости делят задания на части, которые выполняются отдельными учениками, затем идет обсуждение того, что сделано в рамках задания каждым, и результаты докладываются для обсуждения всему классу в порядке фронтальной работы.

При парной работе сотрудничают два ученика, как правило, соседи по парте. Работа в паре также может быть организованна как кооперативная (получение общего задания, планирование его выполнения, разделение функций, обсуждение результатов), но на практике этот вид работы чаще применяется для контроля результатов учебной деятельности.

“Учителю необходимо осознавать, что сочетание индивидуальной, групповой и фронтальных форм работ не только увеличивает возможность закрепления организационных умений, но и создает условия их совершенствования в процессе широкого обсуждения с учащимися наиболее рациональных приемов работы, используемых отдельными учащимися, анализе их успехов и неудач. Обсуждение с детьми отдельных структурных элементов решения учебных задач на уроке, определение их целесообразности, адекватности поставленным познавательным задачам будет также повышать у учащихся уровень организационных умений” [1].

Важным условием развития организационных умений у детей младшего школьного возраста является постепенное изменения характера познавательной деятельности учащихся, которое выражается в переходе от репродуктивных (воспроизводящих) действий учащихся к продуктивным (творческим). Неоднократно доказана зависимость: “чем более творческий характер носят задания, выполняемым учеником, тем выше уровень формируемого умения.” [1].

Одним из условий формирования общих учебно-познавательных умений младших школьников является умение ученика планировать учебную деятельность, которая связано с развитием общих познавательных способностей и воспитанием целенаправленности, организованности и самостоятельности ученика.

Стремление человека к активной самостоятельной деятельности – одна из фундаментальных потребностей личности. Она проявляется уже у маленького ребенка, который все хочет делать сам. Такое стремление к самостоятельности лежит в основе формирования способностей обучаемого к самоуправлению учениям. Этот процесс предполагает, прежде всего освоение им управляющих функций учителя и обращения их на самого себя. Это приводит к тому, что выступая в роле учителя по отношению к себе, обучаемый начинает осуществлять и его функции - мотивирует, регулирует, контролирует и оценивает свою учебную деятельность на всех ее этапах (анализа, проектирования, реализации).

Д.Б. Эльконин отмечал, что обучение развивает человека не само по себе непосредственно, а лишь тогда, когда оно имеет деятельностные формы.

Связующим звеном между обучением и развитием человека выступает деятельность учения, содержание которой на разных возрастных этапах меняется. Учение имеет место тогда, когда действия человека управляются осознаваемой целью усвоить определенные знания, навыки, умения, формы поведения и деятельности.

Успешность учения находится в большей зависимости от того, на сколько учащийся стал субъектом учебной деятельности, то есть каково его отношение к предмету изучения, средствам и способам достижения поставленных целей, к себе, к учителю и соученикам.

Учебная деятельность, таким образом, имеет своей целью развитие личности самого обучаемого путем присвоения им духовных ценностей.

Учебная деятельность характеризуется следующими особенностями:

  • Она направлена на овладение учебным материалом и решением учебных задач.
  • В ходе ее осуществления усваиваются общие способы действий и научные понятия.
  • Овладение общими способами действий, программами действий, предваряющих решение задач.
  • Удовлетворяя познавательные потребности обучающихся, она побуждает их к саморазвитию.
  • Приводит к психическим и личностным изменениям обучающегося в зависимости от результатов его собственных действий.

Учебная деятельность, как любая другая характеризуется следующей структурой: имеет цель, предметное содержание, средство и способы, продукт или результат. Однако в учебной деятельности они специфичны.

“Учебная деятельность является по своей природе познавательной. В этой связи ее организационно-психологоческая структура включает в себя мотивацию; проблему (учебную ситуацию или учебную задачу в форме задания); исполнение (реализацию в форме учебных действий); контроль и оценку, переходящие в самоконтроль и в самооценку. (К. Прибрам, Ю. Галантер, Дж. Миллер)” [4].

Управлять учебной деятельностью – это значит организовывать учение обучающихся, то есть направить их на решение системы учебных задач. Специфика деятельности учителя состоит в том, что он ставит обучающегося в позицию человека, активно усваивающего знания.

Для этого учитель:

  • Стремиться к тому, чтобы поставленные им учебные задачи были приняты учащимися;
  • Прилагает усилия к тому, чтобы ими были освоены способы решения учебных задач;
  • Формирует у учащихся способность к оценке результатов учения;
  • Создает условия для проявления активности и самостоятельности в учебной деятельности.

Для развития личности обучаемых в учебной деятельности учитель организует ее мотивирование, регулирование, контролирование и оценивание.

Мотивирование учебной деятельности состоит в побуждении учеников проявить внутреннюю активность и принять цели и задачи обучения как личностно значимые. При этом важно сформировать у учащихся умения соотносить цель бучения с их потребностями, интересами и возможностями” [4].

Регулирование учебной деятельности заключается в направлении активности обучаемых на решения различных учебных задач. Эта функция имеет две стороны: информационную и организационную. Информационная сторона регулирования учебной деятельности связанна с необходимостью ознакомления учащихся с ее предметным содержанием (знаниями о свойствах объекта, закономерностях тех или иных явлений и способов действий в различных учебных ситуациях). Включение учащихся в индивидуальные, групповые и фронтальные формы учебной деятельности составляет организационную сторону этой функции. Задача учителя состоит в том, чтобы научить обучаемых соотносить характер учебных задач с наиболее целесообразными формами учебной деятельности.

Контролирования и оценивания как функции управления учебной деятельностью проявляются в поэтапной проверке хода решения учебных задач, анализе достижений и ошибок обучаемых, итоговой оценке полученных ими результатов, в выборе содержания и форм учебной деятельности на последующих этапах ее осуществления.

Саморазвитие личности происходит только в результате превращения второго типа поведения в ведущий путем неуклонного ограничения стихийности ситуативных поступков.

“Обучение в школе строится на предположении, что ребенок уже в значительной степени готов к тому; чтобы вести себя осмысленно, на основе контроля за степенью соблюдения тех норм и правил, которые регулируют совместную работу людей. Поэтому смысл истинной готовности к школе, которую не редко пытаются выявить педагоги, психологи, устраивая иногда особое тестирование первоклассников, заключается не в определении уровня владения им навыками чтения, письма, счета, а в выявлении степени зрелости организационно-управленческих навыков. К 7 годам должны четко проявляться такие качества, как воля, терпение, самоконтроль. На их базе за период пребывания в начальной школе вырабатываются с помощью учителя и родителей умение обоснованно выбирать оптимальный вариант предстоящей деятельности и планировать ее на ближайшие часы, а так же дни и месяцы” [2].

Когда педагоги начинают воспитывать дисциплинированность, то они фактически говорят об этих организационно-управленческих навыках. Только отмечают при этом конечный результат их становления, а не раскрывают всю систему возникновения и утверждения. Поэтому следует с первого дня учебы организовывать четкую работу по формированию сначала воли, терпения при выполнении всех учебных заданий, затем самоконтроля, а потом способности осуществлять выбор оптимального варианта решения тех или иных задач. Деятельностью, в которой происходит воспитания данных качеств, становится не только непосредственная работа с учебником, тетрадью, но и все виды общения ученика со взрослыми и сверстниками на уроках и переменах.

Формирование умения планирования на уроках математики

На уроках математики школьники приучаются действовать по алгоритмам, которые представляют собой точное предписание системы операций, ведущих к решению всех заданий определенного типа. Алгоритмы, как и планирование, организуют учебную деятельность школьников. Однако это разные понятия. Алгоритмы указывают точную последовательность действий, строго определенную содержанием конкретного задания, а умения планировать предполагает сформированность системы умственных действий, которые помогают отыскать общий подход к выполнению широкого круга заданий. Если алгоритмы не допускают варьирование, то планирование всегда предполагает учет имеющихся средств, условий, в которых выполняется деятельность. Планирование всегда носит ярко выраженный личностный характер. В какой последовательности выполнять работу, какие средства при этом использовать, всегда решает сам исполняющий, учитывая свои возможности и объективные условия. Уроки математики имеют богатые возможности для обучения детей умению планировать познавательную деятельность, но далеко не всегда это используется учителем. Работа по формированию умения планировать на уроках математики должна начинаться с первых дней пребывания детей в школе, и на первых парах она должна быть направлена на подготовку первоклассников к овладению приемом планирования.

Прежде всего, усвоение приема планирования предполагает определенный уровень развития познавательной деятельности учащихся, иначе тех базовых знаний, действий, на которых будет строиться новые действия планирования. В данном случае к базовым следует отнести умение детей включаться в работу по речевой инструкции учителя, овладение логическими операциями сравнения, распознавание, выведение следствий из факта принадлежности объекта к данному классу, освоения алгоритма рассуждений по заданному учителем образцу и, конечно же, развитие точной математической речи, базирующейся на математической терминологии. Действительно, планируя выполнение данного учителем задания, ученик должен осознать поставленную перед ним задачу, мысленно уяснить всю ту систему условий, на которую он реально может опираться при ее решении, выбрать из этой системы необходимое для данного случая, определить совокупность приемов, приводящих к результату, установить их последовательность и выразить все эти мыслительные действия в совокупность предложений, представляющих собой план выполнения поставленной задачи.

Дальнейшая работа учителя по формированию умения планировать должна быть направлена на объяснение значимости данного умения в учебной работе и разъяснения его содержания при решении реальной практической задачи. Значимость этого действия можно показать, используя самые различные предмет. Например, уже на первых уроках математике дети учатся сравнивать совокупности предметов или отдельные предметы по разным основаниям (цвету, форме, размерам и т. д.). Предложив детям сравнить два круга (различны по цвету, материалу, размеру), учитель выслушивает ответы детей, обсуждает их, подчеркивая отсутствие полноты и последовательности ответов детей. Затем дает образец правильного ответа и объясняет, что такая четкость и полнота достигается в том случае, когда человек обдумывает свой ответ и составляет его план. Далее, анализируя свой образец ответа, вместе с детьми намечает основные пункты выполнения операций сравнения: выделить признаки сравниваемых предметов, установить общие признаки, выделить признак, по которому будет сравнивать, затем сопоставить предметы по данному признаку. После чего дети упражняются в реализации этого плана, используя для сравнения различные предметы.

Важным моментом в формировании умения планировать является постепенное приучение детей к определению цели своей работы, осознанию зависимости средств выполнения деятельности от поставленной цели. В 1-2 классах чаще всего сам формирует цель работы, но если материал аналогичен изученному ранее или проводиться его повторение, обобщение, полезно учащихся привлекать к определению цели последующей работы.

Написанное на доске или объявленное учителем тему урока также нацеливает школьников на определенные действия. Однако полезно приучать детей “примерять” данную тему для себя, то есть выделять то, что они должны усвоить.

Наряду с осознанием целей работы, необходимо на конкретных примерах показать зависимость последующих действий от цели задания. Вот примеры подобных заданий: сравните условия двух решенных задач и их вопросы. Скажите, почему полученные в задачах ответы разные? Детям для решения предложены две задачи с одинаковым условием и числовыми данными, но разными вопросами. Дети убеждаются, что от цели работы меняется ее содержание. Одновременно ведется работа по осознанию учащимися необходимости заранее предусматривать те действия, которые нужны для выполнения работы, и обдумывать их последовательность. Это наиболее сложный этап в обучении планированию, то есть для его выполнения нужно хорошо знать учебный материал, уметь увидеть связи между новым и ранее изученным.

Развитие самоконтроля и самооценки учащихся на уроках математики

Значительные возможности для формирования организационных умений представляет домашняя учебная работа. Но чтобы учащийся действительно стал организатором своей домашней учебной работы, а не просто “учил” заданный учителем урок, он должен уметь строить свою деятельность, опираясь на имеющиеся у него уровень знаний. Этому его надо специально учить. Вот некоторые примеры решения данной задачи, которые могут с успехом применятся со второго класса. После объяснения и закрепления нового материала на уроке учитель просит учащихся проанализировать уровень своего усвоения и, исходя из него, попытаться определить задачи своей домашней работы, пути и средства их достижения. Анализируя выборочно записанные учащимися для себя домашнее задание, учитель путем наводящих вопросов помогает им конкретизировать задачи домашней работы, обращает внимание на те места, которые могут вызвать у школьников значительные затруднения, вносит уточнение в содержание и объем. С действием планирования тесно связано действие самоконтроля, которое является необходимым компонентом учебной деятельности. Работу по формированию самоконтроля важно начинать с начальных классов, чтобы выработать правильный подход к организации учебной деятельности. Наблюдения показывают, что младшие школьники самоконтролем владеют слабо, хотя к обучению относятся с интересом. На начальных этапах формирования самоконтроля учителю необходимо позаботиться о создании у детей положительных мотивов, побуждающих овладеть этой операцией и систематически ее выполнять. У младших школьников в качестве таких мотивов могут выступать требования учителя, желание ученика найти и исправить ошибку, убедиться в правильности выполненной работы, получить хорошую отметку, похвалу учителя, одобрение.

Одним из средств формирования у учащихся самооценки и самоконтроля на уроках математики является обучение детей существующем способом проверки правильности выполнения специфических для этого предмета заданий. Полезно приучать детей осуществлять проверку каждой решаемой задачи и способы проверки продумывать еще перед записью ее решения. Для закрепления навыка самоконтроля полезно использовать специально подобранные игры, такие как: “Сделай так же”, “Кто быстрее”, “Число контролер”. Дидактическая игра представляет простор и для организации групповой работы детей, что весьма благоприятно для формирования самоконтроля. Это связано с тем, что дети охотнее выполняют взаимоконтроль, чем самоконтроль. Поэтому обучение данному умению целесообразно строить через взаимоконтроль в совместной деятельности. Проверяя работу товарищей, выполняя функции контролера, ребенок учится контролировать и себя. Перед ним всегда должны стоять такие вопросы: “Для чего я что- то делаю?”, “Что получится в результате моих действий?”, “Какое влияние они окажут на меня и окружающих?” Ответить на них можно только тогда, когда пытаешься понять себя, превращать свои эмоции, чувства, мысли, поступки в важнейший предмет познания.

Заключение

Обобщая выше сказанное, выделяю основные общие для формирования всех организационных умений направления. Прежде всего, необходимо позаботиться о том, чтобы показать учащимся значимость организационных умений в учебной работе и раскрыть на доступном материале их содержательную сторону. Методическое решение этой задачи может быть самым разнообразным, но итогом ее должно быть четкое осознание учащимися взаимосвязи трех элементов познания: цель-средство (приемы работы) – результат.

Условия, которые способствуют эффективному формированию организационно-управленческих умений и навыков младших школьников на уроках математики:

  • Интеллектуальные умения вырабатывались при условии многочисленных упражнений.
  • Творческий характер задания.
  • Планирование учебной деятельности.
  • Создание ситуации успеха.
  • Создание условия чтобы каждый ребенок осознал значимость выполняемой работы.
  • Сочетание различных форм работы.

Список литературы

  1. Пунский В.О. Азбука учебного труда. – М.; 1988.
  2. Меренков А.В. Педагогика саморазвития личности. – Екатеринбург; 2001
  3. Формирование организационных умений у детей младшего школьного возраста:
    Методические рекомендации / сост. Ручкина В.П. – Екатеринбург; 1989.
  4. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.; 1999.