Урок гимнастики по теме: "Строевые приемы: повороты, перестроения в шеренги, колонны на месте, в движении"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Тема: “Строевые приёмы: повороты, перестроения в шеренги, колонны на месте, в движении”

I. Образовательные задачи:

  1. Совершенствовать технику строевых приёмов на месте, в движении.
  2. Учить самостоятельному проведению строевых приёмов на месте, комплекса ОРУ.
  3. Развивать познавательную активность, внимание, мышление, инициативу.
  4. Научить подвижной игре “Штандер”.

II. Оздоровительные задачи:

  1. Формировать правильную осанку.
  2. Учить правильному дыханию при выполнении упражнений во время бега, ОРУ.

III. Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать умение выполнять коллективные действия.
  2. Воспитывать чувство ответственности за порученное задание.

Инвентарь: план-конспект урока учителя, карточка с описанием подвижной игры, конспект комплекса ОРУ учащегося, набивные мячи 1,5 кг, небольшой мяч.

Содержание

Доз-ка Организационно-методические указания

I

Подготовительная часть:

12-13 мин.

До начала занятий подготовить наб/мячи в установленном месте.

Отметить отсутствующих. По порядку номеров рассчитаться.

1

Построение, приветствие, сообщение темы, задачи урока. Значение строевых приёмов, без которых невозможна успешная организация учащихся на уроках физической культуры. Они обеспечивают порядок и дисциплину на уроках, настраивают учащихся с первых минут урока на серьёзное отношение к работе, формируют правильную осанку, умение согласованно выполнять коллективные действия в строю.

1-2мин.

 

2

Команда: “Равняйся! Смирно!” на 1-2-й рассчитайся!

10сек.

 

3

Строевые приёмы на месте:
  • Повороты налево (направо), кругом.
  • Перестроения в 1-2 шеренги, колонны.

5 мин.

Вызывается один желающий, провести строевые приёмы на месте или по алфавиту. Следить за терминологией, ритмом, чёткостью выполнения. Подсказывать.

4

Анализ самостоятельного проведения строевых приёмов.

1 мин.

Поблагодарить, отметить ошибки, над чем продолжить работать.

5

Ходьба с заданием:    
  И.п. – обычная ходьба

1 – левая рука на пояс, 2 - правая рука на пояс;

3 – левая на плечо, 4 -правая на плечо;

5 – левая вверх прямая, 6 - правая вверх прямая:

7 – левая в сторону прямая, 8 - правая в сторону прямая.

30 сек.

Следить за осанкой, голову держать прямо, не сутулиться. Следить за дыханием.
  И.п. – руки за голову, ходьба на носках.

20 сек.

Локти широко развести в стороны, спина прямая, ноги прямые.
  И.п – руки на пояс, ходьба на пятках

20 сек.

Держать равнение в колонне, следить за осанкой, за дыханием.
  И.п. – руки за спину, ходьба на внешней стороне стоп.

20 сек.

Голову держать прямо, локти широко развернуть в стороны, спина прямая. Профилактика плоскостопия.
  И.п. – руки за голову, в полуприседе.

20 сек.

Спина прямая, локти широко развёрнуты в стороны. Следить за дыханием.
  Обычной ходьбой, марш!

10 сек

Восстанавливаем дыхание.

6

Бег с заданием:    
  Обычный бег в среднем темпе.

20 сек.

Равнение в колонне, соблюдать дистанцию.
  Внимание! 1-е (2-е) номера, влево в 2 колонны стройся!

1-е (2-е) номера в одну колонну стройся!

20 сек

Следить за дыханием, равнение в колоннах.
  1-е (2-е) – бег с высоким подниманием бедра, 2-е

(1-е) бег с захлёстыванием голени назад.

20 сек.

Через 10 сек. меняются упражнениями по сигналу свисток.
  Внимание! 1-е бег спиной вперёд, 2-е – обычный бег.

20 сек.

Через 10сек. меняются упражнениями. Следить за дистанцией, не допускать столкновений.
  Бег в противоположным направлении.

Варманты:

а) вызываются сначала нечётные номера №1,3,5,7,9, затем чётные;

б)10,9,8,7,6,5,4 и т.д.;

в) повторять номера по 2 раза.

30 сек.

Вызывается учащийся по порядковому номеру в строю н-р: №7, учащийся под этим номером выбегает из колонны, разворачивается и бежит в противоположном направлении, поравнявшись с колонной встаёт на своё место.
  Упражнения в парах:

2-е номера влево становись!

1-2-е лицом друг к другу становись! Руки на плечи друг другу. Приставными прыжками – марш!

20 сек.

Соблюдать дистанцию, равнение в колонне, не допускать столкновений. Следить за дыханием.

7

Закончили упражнение, 2-е номера в одну колонну стройся! Постепенно переходим на ходьбу. Восстанавливаем дыхание руки через стороны. Вдох, выдох.

20 сек.

Если дыхание не восстановилось, пройти ещё один круг.
  По ходу движения берут в правую руку набивной мяч.

10 сек.

Вес мяча 1,5 кг. Никаких лишних движений с мячом.

II

Основная часть:

27-28 мин.

 
  Перестроение в 2 шеренги.

Комплекс ОРУ с набивными мячами

6-8 мин.

Комплекс проводит учащийся (по очереди) проводит без подсматривания в конспект если недостаточно упражнений, то даются рекомендации(он должен знать комплекс наизусть). Конспект заранее проверяется. По ходу проведения комплекса, исправляется терминология, команды, ритмичность.

.

  Построение в одну шеренгу. Анализ проведения комплекса ОРУ. Оценка.

2 мин.

Замечания учащихся, какие неточности, ошибки были допущены проводившим комплекс. Что понравилось.

8

Совершенствование техники строевых приёмов в движении:
    • Повороты налево, направо, кругом.
    • Перестроения в 1-2 шеренги, колонны.

Вариант усложненных упражнений:

5-6 мин.

6-7 мин.

Следить за правильной осанкой.

 

 

 
  • Перестроения в шеренги: 1-е (2-е) номера вперёд (назад) с поворотом налево (направо или кругом) становись!

3-4 мин.

Упражнение развивает внимание, мышление, внимательность.

Перестроение на счёт 1,2,3,4, а поворот строго на второй счёт – 1,2,3,4.

Следить за равнением в строю, чётким выполнением упражнения.

 
  • Перестроения в колонны: 2-е (1-е) номера влево (вправо) с поворотом налево (направо или кругом) становись!
  • 1-е (2-е) номера в одну, с поворотом направо (налево, кругом) становись!

3-4 мин.

 

Упражнение развивает внимание, мышление, внимательность.

Перестроение на счёт 1,2,3,4, а поворот строго на второй счёт – 1,2,3,4.

Следить за равнением в строю, чётким выполнением упражнения.

  Совершенствование техники походного, строевого шага.

5 мин.

 

1

Строй в две колонны: “В обход налево за направляющими – Марш!”    

2

  • Через середину в две колонны – Марш!
  • Класс! Налево (направо) – Марш!
  • Класс! Кругом!

1 мин.

Соблюдать равнение, дистанцию. Следить за правильной осанкой, шагом, ритмичностью, отмашкой рук.
  Противоходом налево (направо) Марш!   Выполняют задание в колоннах по двое.
  Через середину зала в колонны по 2-е – Марш!

1-е налево!

2-е направо! Марш!

1 мин.

  Через середину зала в колонны по 3 (4,5,6) – Марш!

Класс! В колонну по 1-му(2) в обход налево (направо) Марш!

1 мин.

  В колонны по двое – походным шагом – Марш!

1 мин.

Равнение в колоннах, дистанцию держать, следить за осанкой.
  Класс! Строевым шагом – Марш!

Строевым – налево, направо, кругом!

1-2 мин

Чёткость движений, правильная осанка.
  Класс! Обычным шагом в одну колонну – Марш!

10 сек.

Учащиеся идут на первоначальное место построения.
  Подвижная игра “Штандер”.

4-5 мин.

Объяснение игры с усложнённым вариантом (вместо имени выкрикивается порядковый номер учащегося). Мяч небольшого размера, но не твёрдый.

Игра заканчивается по сигналу свисток.

III

Заключительная часть:

4-5 мин.

 
  Построение в одну шеренгу. Подведение итогов. Объявить и выставить оценки.

Д/з – составить комплекс ОРУ с гимнастическими палками.

  Отметить лучших, активных учащихся, что получилось на уроке, что не получилось, над чем нужно поработать.
  Организационный уход из спортивного зала.    

Литература

  1. П.К.Петров Методика преподавания гимнастики в школе; Учеб.для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр Владос,2000
  2. А.П. Богомолов Гимнастика учеб. для инст. физкультуры. Строевые упражнения. “Физкультура и спорт”,1980
  3. Физкультура и ты /сост.Т.Е.Заводова, В.В.Самодумская. – Мн.: Красико – принт, 2005 (педагогическая мастерская)