Цель:
- знать правило правописания гласных е и и в падежных окончаниях существительных в единственном числе;
- учить находить существительные с изучаемой орфограммой;
- учить правильно писать гласные е и и в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Словарная работа.
Начнем работу с повторения словарных слов.
Перед вами словарные слова уже изученные нами. Поиграем в вашу любимую игру “Найди слово в слове”. Запишите в тетрадях и подчеркните найденные слова.
Одиннадцать
Комбайн
Горизонт
Около
Метро
Дорога
2. Постановка цели.
- Что такое дорога? Мы сегодня отправимся в дорогу. А в какую?
На доске:
Туристские дороги пролегают и по лесной чаще/и , и по болотистой тундре/и, и по жаркой пустыне/и, и по равнине/и, и по горной местносте/и.
- Почему получились разные варианты при записи этих слов?
- А почему в слабой позиции?
Сформулируйте вопрос, который мы должны сегодня с вами повторить.
Правописание гласных Е и И в окончаниях имен существительных в единственном числе.
3. Работа в группах.
Задание первого уровня сложности.
Используя слова – ключи заполнить на доске таблицу “Окончания существительных в единственном числе”. Рис. 1
Рис. 1
Задание второго уровня сложности.
Составить модели, схемы “Правописание гласных в падежных окончаниях в единственном числе”.
Проверка работ.
4. Актуализация знаний.
- В каком падеже стоит имя существительное 1-го склонения, если известно, что его окончание – и?
1) В родительном;
2) в дательном;
3) в предложном.
- Имена существительные какого склонения в трех падежных формах имеют одинаковые окончания?
1) 1-го склонения;
2) 2-го склонения;
3) 3-го склонения.
- Итак, чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного, надо определить его…
1) Число;
2) падеж;
3) род;
4) склонение и по соотношению склонения и падежа узнаю окончание.
- Восстанови порядок орфографических действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных.
1) Определяю склонение;
2) определяю падеж;
3) нахожу имя существительное с безударным падежным окончанием;
4) по соотношению склонения и падежа узнаю окончание.
Повторяем алгоритм!
У доски:
К какому острову пристанут лодки – слова и почему?
Е Из Казан. С ветк. О лошад. В Троицк. |
И По тарелк. На дорог. По площад. О счасть. |
Задание первого уровня сложности. Работа по индивидуальным карточкам.
Списать, вставить пропущенную орфограмму, определить падеж, склонение.
На лошад…, по алле…, около деревн…, к бабушк…, на обочин…, о мам…, о матер…, в музе…, на выставк…, в печк…, в печ….
Задание второго уровня сложности. Работа по карточкам.
Выписать словосочетания, в которых существительное имеет окончание – е. Составить 3–4 словосочетания, в которых существительное имеет окончание – и.
Просить о помощ…, идти по дорог…, писать в тетрад…, оказаться на опушк…, идти к деревн…, петь от радост…, рисовать в альбом….
Задание 3 уровня сложности. Работа по перфокартам.
-е или -и в окончаниях существительных.
1) Рисовать в альбоме, в тетради, в тетрадке;
2) стоять на опушке, на дороге, на площади;
3) ехать к дочери, к маме, к бабушке;
4) лежал на столе, на полке, на парте;
5) направляться к реке, к избушке, к площади;
6) край рощи, дороги, аллеи;
7) запах полыни, сирени, зелени;
8) просить о помощи, о поддержке, о выдержке.
Учащиеся самостоятельно выбирают уровень сложности задания.
5. Обобщающий контроль
На своей дорожке нужно заштриховать нужную клетку. Рис.2.
Рис. 2
По лесной чаще, по болотистой тундре, по жаркой пустыне, соревнование в скорости, в выносливости, верен в дружбе, требует наблюдательности, осторожности, использовали в древности, служили для передачи.