ЦЕЛЬ. Практическими измерениями и доказательными рассуждениями установить, что сумма углов треугольника равна 180°.
ЗАДАЧИ.
Образовательные:
формирование знаний о сумме углов треугольника,
умений объяснять факты на основе практических заданий.
Развивающие:
развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения, наблюдательности учащихся;
развитие умений анализировать, обобщать, доказывать поставленную проблему.
Воспитательные:
воспитание дисциплинированности, ответственности и трудолюбия.
ОБОРУДОВАНИЕ. 1 большой (для учителя) + 25 маленьких (для учащихся) треугольников с раскрашенными углами, 1 большой (для учителя) + 25 маленьких (для учащихся) треугольников зелёных (могут быть треугольники любого цвета), транспортир, стрелка, угольник, линейка, модели треугольников (разносторонний, равнобедренный, равносторонний, остроугольный, тупоугольный, прямоугольный).
ХОД УРОКА
- Всем доброе утро, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, присаживайтесь.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.
- Один из учащихся получает карточку: как построить перпендикуляр из некоторой точки к прямой? Покажите основание перпендикуляра.
- Выбрать один из видов треугольника и дать его определение (подходят по одному к учительскому столу, на котором лежат виды треугольников, всего шесть человек).
- Как прямую превратить в развёрнутый угол?
- Какова величина развёрнутого угла?
- В треугольнике АВС назовите сторону, противолежащую углу А, углу В, углу С.
- Ответьте на следующий вопрос: что такое периметр? Как найти периметр треугольника АВС?
2. НОВАЯ ТЕМА.
А может существует и формула для вычисления суммы углов треугольника?
А+ В+ С=?
Чем же мы с вами будем сегодня заниматься?
Итак, тема нашего сегодняшнего урока:
“Сумма углов треугольника”.
Рассмотрим несколько практических задач.
Задача 1. Возьмите треугольник с цветными углами. Оторвите синий угол и приложите его к красному углу. Оторвите зелёный угол и приложите его к красному углу с другой стороны. Выскажите предположение о сумме красного, синего, зелёного углов.
- Выслушать предположения учащихся.
Задача 2. Возьмите зелёный треугольник. Из какой-либо вершины проведите перпендикуляр к противоположной стороне треугольника. Пригните все вершины треугольника к основанию этого перпендикуляра и проверьте, покроют ли все углы треугольника 180°. Сделайте вывод.
- Выслушать выводы учащихся.
Задача 3. Разместить стрелку вдоль одной стороны треугольника. Перемещать стрелку вдоль стороны треугольника до тех пор, пока один конец её не совместится с одной вершиной треугольника, повернём стрелку на этот угол и продолжим движение по этой стороне до следующей вершины, где снова повернём стрелку на следующий угол и т. д., пока стрелка не вернётся на исходную позицию – так она окажется повёрнутой на сумму углов треугольника. Сравните расположение стрелки в начале и в конце. Сделайте вывод о сумме углов треугольника.
- Выслушать выводы учащихся.
А+В+С=180°
3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Задача 1. Существует ли треугольник с углами: а) 30°, 60°, 90°; б) 46°, 140°, 4°?
Задача 2.
Рис. 1.
А=30o; В=80o; С=?
Задача 3.
Рис. 2.
R=35o; S=120o; P=?
Задача 4.
Рис. 3.
T=90o; K=53o; L=?
K + L = ? Сделать вывод.
5. ИТОГ.Рассмотрели треугольники, классифицированные по углам. Какие треугольники нам с вами надо ещё рассмотреть? (Ответы учащихся).
Это и будет задача нашего следующего урока: рассмотреть особенности равнобедренного, равностороннего треугольников.
6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
П. 48 (до задачи), №№ 1012(а), 1015, 1014 (устно).
7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Использовать пластиковые треугольники:
1) измерить два угла треугольника с помощью транспортира;
2) найти третий угол, используя сумму углов треугольника;
3) поменяться работой с соседом, проверить его измерения и вычисления, поставить оценку;
4) работу сдать на проверку учителю.