Урок по теме: "Сумма углов треугольника" (по учебнику Г.В. Дорофеева). 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


ЦЕЛЬ. Практическими измерениями и доказательными рассуждениями установить, что сумма углов треугольника равна 180°.

ЗАДАЧИ.

Образовательные:

формирование знаний о сумме углов треугольника,

умений объяснять факты на основе практических заданий.

Развивающие:

развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения, наблюдательности учащихся;

развитие умений анализировать, обобщать, доказывать поставленную проблему.

Воспитательные:

воспитание дисциплинированности, ответственности и трудолюбия.

ОБОРУДОВАНИЕ. 1 большой (для учителя) + 25 маленьких (для учащихся) треугольников с раскрашенными углами, 1 большой (для учителя) + 25 маленьких (для учащихся) треугольников зелёных (могут быть треугольники любого цвета), транспортир, стрелка, угольник, линейка, модели треугольников (разносторонний, равнобедренный, равносторонний, остроугольный, тупоугольный, прямоугольный).

ХОД УРОКА

- Всем доброе утро, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, присаживайтесь.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.

- Один из учащихся получает карточку: как построить перпендикуляр из некоторой точки к прямой? Покажите основание перпендикуляра.

- Выбрать один из видов треугольника и дать его определение (подходят по одному к учительскому столу, на котором лежат виды треугольников, всего шесть человек).

- Как прямую превратить в развёрнутый угол?

- Какова величина развёрнутого угла?

- В треугольнике АВС назовите сторону, противолежащую углу А, углу В, углу С.

- Ответьте на следующий вопрос: что такое периметр? Как найти периметр треугольника АВС?

2. НОВАЯ ТЕМА.

А может существует и формула для вычисления суммы углов треугольника?

А+ В+ С=?

Чем же мы с вами будем сегодня заниматься?

Итак, тема нашего сегодняшнего урока:

“Сумма углов треугольника”.

Рассмотрим несколько практических задач.

Задача 1. Возьмите треугольник с цветными углами. Оторвите синий угол и приложите его к красному углу. Оторвите зелёный угол и приложите его к красному углу с другой стороны. Выскажите предположение о сумме красного, синего, зелёного углов.

- Выслушать предположения учащихся.

Задача 2. Возьмите зелёный треугольник. Из какой-либо вершины проведите перпендикуляр к противоположной стороне треугольника. Пригните все вершины треугольника к основанию этого перпендикуляра и проверьте, покроют ли все углы треугольника 180°. Сделайте вывод.

- Выслушать выводы учащихся.

Задача 3. Разместить стрелку вдоль одной стороны треугольника. Перемещать стрелку вдоль стороны треугольника до тех пор, пока один конец её не совместится с одной вершиной треугольника, повернём стрелку на этот угол и продолжим движение по этой стороне до следующей вершины, где снова повернём стрелку на следующий угол и т. д., пока стрелка не вернётся на исходную позицию – так она окажется повёрнутой на сумму углов треугольника. Сравните расположение стрелки в начале и в конце. Сделайте вывод о сумме углов треугольника.

- Выслушать выводы учащихся.

А+В+С=180°

3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Задача 1. Существует ли треугольник с углами: а) 30°, 60°, 90°; б) 46°, 140°, 4°?

 

Задача 2.

Рис. 1.

А=30o; В=80o; С=?

Задача 3.

Рис. 2.

R=35o; S=120o; P=?

Задача 4.

Рис. 3.

T=90o; K=53o; L=?

K + L = ? Сделать вывод.

5. ИТОГ.

Рассмотрели треугольники, классифицированные по углам. Какие треугольники нам с вами надо ещё рассмотреть? (Ответы учащихся).

Это и будет задача нашего следующего урока: рассмотреть особенности равнобедренного, равностороннего треугольников.

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

П. 48 (до задачи), №№ 1012(а), 1015, 1014 (устно).

7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Использовать пластиковые треугольники:

1) измерить два угла треугольника с помощью транспортира;

2) найти третий угол, используя сумму углов треугольника;

3) поменяться работой с соседом, проверить его измерения и вычисления, поставить оценку;

4) работу сдать на проверку учителю.

9. УРОК ОКОНЧЕН. ВСЕМ СПАСИБО. ДО СВИДАНИЯ.