Предмет математики настолько Серьёзен, что нужно не упускать случая делать его немного занимательным.
Б.Паскаль
Цель игры: Активизация познавательной деятельности учащихся, повышение мотивации учебной деятельности .
Задачи игры
- Активизация и развитие познавательных процессов учащихся (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и т.д.);
- Повторение и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.
- Расширение кругозора и математической культуры учащихся.
- Создание деятельной, творческой обстановки в процессе игры, благотворно влияющей на эмоциональность, психику учащихся.
- Совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной форм работы с учащимися.
- Внедрение мультимедийных технологий в процесс обучения.
Организация урока и оборудование
Учитель разбивает класс на 2 команды. Основной ход игры похож на телевизионную версию. Игра состоит из 3 раундов. В 1 раунде предлагается 20 вопросов, во 2 раунде тоже 20 вопросов. 3 раунд состоит из 1 вопроса. Представитель команды сам выбирает тематику и номинацию вопроса. Команда готовит ответ в течение 1 минуты. Для решения задач время увеличить до 3 минут. Если участник игры не отвечает на вопрос, то право ответа переходит к другой команде.
В итоге после каждого вопроса должен прозвучать верный ответ и количество полученных баллов.
Для проведения игры подготовить жюри - 3 человека (подготовить табло-маркерную доску для оповещения результатов игры ), ведущего ( учитель), группу технической поддержки – 2 человека (работа с компьютером и проектором).
Вопросы и ответы демонстрируются на экране.
Для жюри и членов команд подготовить ручки и бумагу. По желанию можно приготовить приз для команды-победителя и утешительный приз для другой команды.
Фоновую музыку для пауз.
1 раунд
ОПРЕДЕЛЕНИЯ 20
Как называется место, занимаемое цифрой в записи числа?
Разряд.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ 40
В Древней Руси числа обозначали буквами с особым знаком, который писали над буквой.
Как называется этот знак?
Титло.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ 60
Комбинация математических знаков, выражающих какую-либо связь, называется … Формулой.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ 80
Как называется число, указывающее положение точки на координатном луче?
Координата.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ 100
Назовите элемент прямоугольного параллелепипеда, имеющего форму прямоугольника.
Грань.
ВЕЛИЧИНЫ 20
Назовите три старинных русских единицы длины, которые связаны с размерами частей тела человека?
Пядь, сажень, локоть.
ВЕЛИЧИНЫ 40
Что называется аром?
1 ар –это площадь квадрата со стороной 10 м . 1 а = 100 м2 (сотка).
ВЕЛИЧИНЫ 60
Найдите площадь всей поверхности куба, ребро которого 10 см.
600 см2.
ВЕЛИЧИНЫ 80
Для измерения больших расстояний на Руси использовали единицу “поприще”.
На какую величину эта единица длины была заменена позже?
Верста.
ВЕЛИЧИНЫ 100
Как определили единицу длины 1 м во Франции в 1791 году?
1м = длины земного меридиана.
ЧИСЛА 20
Дайте определение натуральных чисел.
Натуральные числа - это числа, которые используют при счёте предметов.
ЧИСЛА 40
Назовите число, которое делится на все числа без остатка.
Нуль.
ЧИСЛА 60
Во сколько раз увеличится двузначное число, если справа к нему приписать такое же число?
В 101 раз.
ЧИСЛА 80
Современные цифры 1, 2, 3, ..., 9, 0 – ценнейший вклад в сокровищницу математических знаний. У народов какой страны эти цифры позаимствовали арабы?
У индусов, Индия.
ЧИСЛА 100
В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии?
Число 100 содержит 3 цифры. Слово сто содержит 3 буквы.
ЗАДАЧА 20
С корабля надо высадить 80 пассажиров. Какое наименьшее количество семиместных лодок понадобится, чтобы всех пассажиров доставить на берег?
8 семиместных лодок.
ЗАДАЧА 40
Оля родилась на 10 лет раньше Марии. В каком году родилась Оля, если Марии в 2006 году было 10 лет?
В 1986 году родилась Оля.
ЗАДАЧА 60
Сумма двух чисел равна 165.Если в большем числе отбросить справа один нуль, то числа окажутся равными. Какие это числа?
150 и 15.
ЗАДАЧА 80
Квадраты двух последовательных натуральных чисел отличаются лишь перестановкой последних двух цифр. Найдите эти числа.
13 и 14. 132=169, 142=196.
ЗАДАЧА 100
Сначала сгорела свечи, а затем 3 см и ещё осталось 9 см. Найдите длину свечи.
15 см.
2 раунд
ИМЕНА 50
Назовите автора (авторов) учебника математики для 5 класса, по которому вы занимаетесь.
Виленкин Наум Яковлевич, Жохов Владимир Иванович, Чесноков Александр Семёнович, Шварцбурд Семён Исаакович.
ИМЕНА 100
Кому принадлежат слова: “Числа правят миром”?
Древнегреческому математику Пифагору, победителю Олимпийских игр по кулачному бою,V в. до н.э.
ИМЕНА 150
Назовите учёного, которому принадлежат заслуги введения и распространения метрической системы мер в России с 1899 года.
Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907).
ИМЕНА 200
Назовите автора первого русского учебника арифметики.
Леонтий Филиппович Магницкий. Настоящая фамилия – Телятин (Магницкий – притягивает к знаниям, как магнит). Автор этой книги родился в 1669 г., а умер в 1739 г. Он почти без посторонней помощи научился читать, писать, считать, а впоследствии выучил латинский, греческий, голландский, немецкий, итальянский языки. Математику тоже изучал самостоятельно. Петр I очень ценил этого человека за большую образованность и даже заменил ему фамилию. Он был восхищен глубокими знаниями этого человека.
ИМЕНА 250
Чему равно расстояние от кончика носа короля Генриха I до конца пальцев его вытянутой руки?
1 ярду (91 см).
ДРОБИ 50
Из трёх дробей , , составьте числовое выражение, значение которого равно .
ДРОБИ 100
В каком веке в русском языке появилось слово “дробь”?
В 8 веке.
ДРОБИ 150
Как в первых учебниках математики 17 века назывались дроби?
“ Ломанные числа”.
ДРОБИ 200
Какой европейский учёный стал использовать и распространять современную запись дробей?
Итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизанский).
ДРОБИ 250
Кто ввёл в математическую терменалогию названия “числитель” и “знаменатель”?
В 13 веке Максим Плануд – греческий монах, учёный-математик.
ГЕОМЕТРИЯ 50
Сколько вершин у куба?
Восемь вершин.
ГЕОМЕТРИЯ 100
Как называется отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через ее центр?
Диаметр.
ГЕОМЕТРИЯ 150
Какую страну Европы ее жители называют “наш шестиугольник”?
Францию.
ГЕОМЕТРИЯ 200
Ребро куба равно 2 см. Вычислите сумму длин всех ребер куба.
24 см.
2 12 = 24 см.
ГЕОМЕТРИЯ 250
Они могут состоять из точек и отрезков. Эти "дворяне" используются для решения многих задач. Им даже целая теория посвящена.
Как называется это математическое понятие?
Граф.
ВЫЧИСЛЕНИЯ 50
Что больше, произведение или сумма этих чисел: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 ?
Сумма. Произведение равно 0,а сумма равна 45.
ВЫЧИСЛЕНИЯ 100
Решить уравнение 9408: Х = 517 - 489 .
Х= 336 .
ВЫЧИСЛЕНИЯ 150
Найдите значение выражения XCVI + CXLIV .
240. 96 + 144 = 240.
ВЫЧИСЛЕНИЯ 200
Волшебный квадрат (выясните свойство).
4 9 2 3 5 7 8 1 6
Сумма чисел в каждой строке, в каждом столбце, по диагоналям равна 15.
ВЫЧИСЛЕНИЯ 250
Сумма трех последовательных четных чисел равна 48. Найдите эти числа.
Искомые числа 14,16,18.
Решение: Х-это1число, Х+2-это 2 число,Х+3- это 3 число.2Х+(Х+2)+(Х+4)=48,Х=14,Х+2=16,Х+4=18.
Третий раунд
Где была составлена таблица умножения? В Индии, Греции или Египте?
Таблица умножения была составлена в Греции. До нас дошла таблица умножения, составленная Никомахом 2-1 века до нашей эры.
Подвести итоги игры и объявить победителя.