Цель: Способствовать повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся, развитию образного мышления, чувства ритма, речи.
Задачи:
- Формировать знания о том, что музыка способна выражать чувства, настроения людей и их характеры через музыкальный материал урока (танцевальную музыку).
- Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру.
- Развивать вокально–хоровые и ритмические навыки.
Музыкальный материал:
- В. Шаинский. “Голубой вагон” - исполнение.
- С. Рахманинов. “Итальянская полька” - слушание, ритмические движения.
- П. И. Чайковский. Вальс из балета “Спящая красавица” - слушание.
- М. И. Глинка. “Камаринская” - слушание, ритмические движения.
Оборудование: Портреты композиторов, наглядные пособия, фонотека.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Звучит танцевальная музыка. Дети входят в класс.
Учитель: Сегодня мы отправимся с вами в необычную страну. Там нас ждёт в гости Фея, хозяйка волшебного королевства. Что это за королевство и как зовут эту чудесную Фею, мы узнаем, послушав её музыку. А отправимся мы туда на волшебном поезде, который уже готов к поездке. Но это необычный поезд! Чтобы он смог куда-нибудь поехать, нужно спеть песню про поезд. Вы знаете такую песню?
(Ребята исполняют первый куплет песни “Голубой вагон”).
II. Основная часть.
Учитель: Куда же привёз нас сказочный поезд? В волшебное королевство! Что это за музыка, которую нам предлагает послушать Фея, хозяйка королевства, что можно под неё делать?
(Звучит отрывок из “Итальянской польки” С. Рахманинова).
Дети: Под эту музыку можно танцевать.
Учитель: Да. В этом волшебном королевстве живёт Фея Танца. Какие движения можно делать под эту музыку и какой характер носит этот танец?
Дети: Хочется прыгать, скакать, хлопать в ладоши, топать ногами, а музыка эта задорная, весёлая.
(Дети ещё раз слушают музыку выделяя сильные доли хлопками или ударами в бубен, погремушками или другими ударными инструментами).
Учитель: Ребята, мы с вами познакомились с танцем, который называется полька. А написал его замечательный русский композитор Сергей Рахманинов. Полька – это чешский народный танец, который известен всему миру, танцуют его парами, по кругу, прыгая подскоками, весело и непринуждённо.
Учитель: Ребята, послушайте другой танец и ответьте, какие движения можно делать под музыку этого танца?
(Звучит вальс из балета П. И. Чайковского “Спящая красавица”).
Дети: Под эту музыку можно плавно кружиться.
Учитель: Этот танец называется вальс. А подарил нам его великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Он написал очень много музыкальных произведений. С одним из них мы сейчас познакомимся.
Ребята, представьте, что мы находимся на балу, и пары плавно кружатся под звуки этого чарующего танца.
Бал в разгаре. Всё кружится,
По паркету след ложится
От летящих лёгких пар
Если ты ещё не стар,
То почувствуй наслажденье
От мелодии, движенья.
Закройте глаза и, покачиваясь в разные стороны, постарайтесь передать плавность и кружение этой прекрасной музыки.
(Дети слушают вальс и выполняют движения. Во время рассказа о вальсе вывешиваются иллюстрации с изображением балов).
Учитель: Ребята, а теперь мы побываем на дворцовой площади, где проходят народные гуляния.
(Звучит отрывок из “Камаринской” М. И. Глинки).
Учитель: Ребята, какой характер этой музыки?
Дети: Весёлый, задорный, радостный.
(Если дети не дают характеристику музыки, то учитель сам дополняет их ответы.)
Учитель: Это русская плясовая, в который каждый участник старается придумать новое движение и перещеголять других в умении и ловкости. Русские пляски исполняются в присядку, притонами, скачками, скольжениями. Участники при помощи этих движений показывают свою удаль.
Попляши, пустись в присядку,
По – молодецки встрепенись,
В танце быстром закружись,
Раз пятнадцать обернись,
Всё без строгого порядка!
(Детям предлагается встать вкруг и в импровизационной форме показать несколько движений русской народной пляски).
III. Итог урока.
Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебное королевство Феи Танца. Что же нового вы узнали за время нашего путешествия?
(Учитель отмечает активность ребят на уроке, интересные и правильные ответы, их внимательность).
Учитель: А теперь мы садимся в свой волшебный поезд, который повезёт нас из королевства Феи Танца дальше, в другие сказочные королевства большой, загадочной, чарующей страны под названием “Музыка”.
(Дети исполняют второй и третий куплеты песни “Голубой вагон”).
Под звуки танцевальной музыки дети выходят из класса.