Цели:
- познакомить учащихся с произведением В. К. Железникова “Три ветки мимозы”, учить “видеть и чувствовать” глубокий смысл произведения, формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать творческие качества: воображение, память, эмоциональную сферу, речь;
- воспитывать нравственные качества человека в отношениях между людьми;
Оборудование:
- портрет В. К. Железникова,
- звуковоспроизводящая техника (магнитофон, синтезатор),
- иллюстрации солнышко,
- сосульки,
- букет (три мимозы),
- карточки.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Мы сегодня проведем необычный урок, познакомимся с замечательным писателем и просто удивительным человеком Владимиром Карповичем Железниковым, с его жизнью и творчеством. Необычным урок будет, потому что я его хочу начать с музыкального приветствия. Послушайте, пожалуйста: (учитель играет на синтезаторе и исполняет).
Ах, какая чудная выдалась весна
Светит ярко солнышко и поёт душа!
Учитель: Как вы думаете, какое у меня настроение?
2. Психологический настрой.
А теперь я хочу проверить, какое настроение в вашей душе.
- Сядьте удобно, закройте глазки.
- Нарисуйте в своём воображении картину весны, (Звучит музыкальная композиция “Весна”)
- Кто хочет поделиться своими впечатлениями?
3. Сообщение темы урока.
Вместе с музыкой и впечатлениями мы вдохнули с вами запахи весны.
- Посмотрите, на моё представление весеннего пейзажа (учитель открывает занавес на доске: яркое, весёлое солнышко; сосульки, капель; на столик у доски ставит вазу с букетом мимоз).
- Ребята, а кто из вас знает, из каких цветов собран наш весенний букет? (мимозы)
- Вы что-нибудь знаете о них?
Мимоза - это название южной акации с жёлтыми цветками, они известны тем, что свёртывают листья при прикосновении к ним.
- Этот букет у нас сегодня неслучайно.
- Попробуйте сделать свой прогноз, о чем мы будем читать? Как может называться произведение? (Открывается заголовок рассказа на доске, фамилия, имя автора)
- Прочитаем все вместе хором.
4. Рассказ учителя о писателе.
Владимир Карпович Железников родился в 1926 году. Ранняя юность будущего писателя совпала с войной. Володя рос в семье пограничника, сам собирался стать военным - учился в артиллерийском училище, потом - в юридическом институте. Но в конце концов стал отличным детским писателем. Главная тема его книг — отношения между людьми: в семье, школе.
5. Подготовка к чтению.
Словесная разминка.
- Откройте учебник на стр. 120.
Прочитаем задание № 1
Я предлагаю вам прочитать на музыкальном языке в виде игры “Эхо”. Послушайте (в музыкальном сопровождении учитель исполняет, дети повторяют за ним, как эхо).
ДЕЙ - СТВИ - ТЕЛЬ - НО________ДЕЙСТВИТЕЛЬНО
ПО-ЗДРАВ-ЛЯ-Ю ________ПОЗДРАВЛЯЮ
ОГ - ЛЯ- ДЫ - В А - ЮТ - СЯ______ОГЛЯДЫВАЮТСЯ
Прочитаем задание № 2
Учимся читать правильно. Работа в парах.
1 ученик читает с орфографическим написанием.
2 ученик читает с орфоэпическим произношением. Проверка - чтение в парах по цепочке.
Прочитаем задание № 3
Читай целыми словами. Хоровое чтение по карточкам.
а) ИНТЕРЕС (разворачивается согнутая половинка с частичкой ОВАЛСЯ) – ИНТЕРЕСОВАЛСЯ (разворачивается согнутая половинка с частичкой ЗА) – ЗАИНТЕРЕСОВАЛСЯ.
б) Чтение с разворотами.
- Как понимаете смысл слова, зашушукались!
ШУ - ШУ - ШУ... Попробуйте сочинить и произнести чистоговорку с этими словами. Предлагаю вам прочитать мою чистоговорку с доски.
- Как будем говорить? (Шепотом)
Зашушукались ребята
Шу - шу - шу, шу - шу - шу,
Нарушая тишину.
в) Чтение с разворотами.
Поучимся с этими словами упражняться в скороговорке.
Познакомьтесь с текстом скороговорки.
Прочитай себе шепотом
- медленным темпом
- средним темпом
- быстрым темпом
- Читаем вслух быстро и покажем движения (имитация - бой в барабан)
Белый баран
Барабанил в барабан.
Прочитаем задание № 4
Проведем в виде игры “Самый зоркий глаз”. Чтение - разведка.
- Читай внимательно слова парами.
- Что заметили?
Разведку произвели удачно. Молодцы!
- А теперь, я хочу проверить, не зря ли мы провели разминку. (Предлагаю карточки)
- Возьмите карточки, впишите пропущенные буквы. (После выполнения - проверка на доске).
Карточка
П.РТФЕЛЬ М.МОЗА ЧУ.СТВОВАЛ ХРУ.КИЙ
- Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки.
Словарная работа
В тексте вам встретится новое для вас слово.
- Прочитайте его значение, постарайтесь запомнить.
Подмётка - новая половинчатая подошва, подшиваемая на старые ботинки.
6. Физминутка.
После хорошей работы, следует расслабиться и отдохнуть.
Звучит лёгкая музыка. Учитель очень медленно с завораживающей интонацией произносит:
- В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Мы чувствуем, как звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем...(руки в стороны)
7. Чтение рассказа учителем.
-Я буду читать, а вы внимательно за мной следите. Ваша задача при чтении проследить поведение главного героя. Учитель выразительно читает рассказ.
8. Анализ произведения
а) Беседа по содержанию:
- Какое впечатление вызвало у вас прочитанное?
- Весёлое или грустное произведение читали?
- С чего всё началось?
- Какое событие главное?
- От чьего имени ведётся рассказ (автора или персонажа)?
б) Словесное описание героя. Работа в парах
Возьмите карточки. Прочитайте и подчеркните.
- Какие из перечисленных качеств подходят к главному герою?
Карточка
МУЖЕСТВЕННЫЙ, ДОБРЫЙ, ПОСЛУШНЫЙ, ВСПЫЛЬЧИВЫЙ, НЕСДЕРЖАННЫЙ, СМЕЛЫЙ, НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ, ОБИДЧИВЫЙ.
в) Выборочное чтение - Каждую черту характера Вити, докажите чтением текста.
9. Обобщение.
- Какой поступок совершил Витя?
- Что о нём говорят его одноклассники?
- Сочувствовать нужно Вите или осуждать его?
Прочитаем последний абзац. Давайте попробуем обыграть эту ситуацию.
Выберем ученика для дикторского чтения (читать уверенно, торжественно).
Выберем ученицу, кто хочет оказаться на месте Лены Поповой?
Учитель играет нежную музыку. Ученики инсценируют.
10. Итог урока.
- Какой нравственный урок преподнёс автор произведения?
(Надо уметь прощать людям слабости, понимать их, дарить радость, счастье)
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
Я благодарна вам за отличную работу. Спасибо.