Игра "Математическое ралли"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Цели:

1.Воспитание интереса к урокам математике.

2.Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.

3.Развитие мышления, наблюдательности, взаимопомощи.

Задачи: формирование интереса к систематизации знаний через соревнование.

Игра! Много значений имеет это слово. Всем известно, что взрослые люди нередко играют, и не только ради забавы (например, деловые игры).

Вспомните сколько интересных и полезных знаний вы почерпнули из программ: “Что, где, когда?”, “Брейн-ринга”, “Как стать миллионером”, “Поле чудес” и других не менее популярных передач.

Сегодня у нас игра “Математическое ралли”

Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы, может, быть!
Но будешь ты рабочим, иль учёным
И будешь честно Родине служить

Математика не просто сухая наука, в которой одни формулы и числа. Эта наука всем нужна. Очень трудно себе представить, что нет на земле цифр . Мы сами того не замечая систематически пользуемся математикой.

Математика и математики вдохновляют поэтов на стихотворения.

Сегодня вы пришли в этот класс,
Чтоб помечтать, подумать, отдохнуть,
Увидеть наше состязанье
Умом своим на всё “взглянуть”
Сегодня вспомним формулу Герона,
Которую не раз писали.
Мы вспомним так же и Ньютона,
Бином, которого познали,
Пусть в памяти воскреснет Архимед,
Сражённый за великие творенья,
Пусть вспомнится известный всем Виет.
Открывший формулы для уравненья.
Пусть вспомнится талантливый Декарт-
Систем координат создатель.
Мы знаем Лобачевского он русский брат,
Коперник геометрии творец, ваятель.
Велик и ныне Чебышев титан,
И Софья Ковалевская - чудесная "русалка!"
Талант могучий им был дан,
Дана была им гениальная смекалка.
Творцы великих мыслей и идей
Какие род людской вынашивал столетья,
Пройдя сквозь бури трудных дней,
Переживут теперь тысячелетья.
Запомним, мы что Гаусс всем сказал:
"Наука Математика - царица всех наук!"
Не зря, поэтому он завещал-
Творить в огне трудов и мук.
Безмерна роль её в создании законов,
Создании машин, воздушных кораблей.
Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов,
Каких дала история для наших дней.

Конкурсы для команд

1. Представление команд, девиз, эмблема.

2. “Математика в литературе и песнях”.

Все мы слышали песни, читали произведения, в которых встречаются числа.

Задание.

  • Каждая команда вспоминает песню или литературное произведение, в которых присутствуют числа, (повтор названия не засчитывается).

3. Задание.

“На внимание”

Каждой команде предлагается чертёж, нужно посчитать количество треугольников.

 

4.Задание.

Эта замечательная цифра “7”

Семь – число из самых лучших для всего, что сердцу мило,
Авиньон в семёрке черпал, для всего, что сердцу мило,
Веру, истину и силу.
Семь ворот в стене имел он,
Семь созвучий в перезвоне.
Семь грехов свершалось в день µ
В добронравном Авиньоне.

У некоторых народов семь почиталось, как отголосок того времени, когда числовые понятия ещё не были развиты дальше семи. На веру в то, что число семь предвещает или причиняет зло, повлиял культ Луны. В течение лунного месяца Луна пребывает и убывает, проходя при этом четыре фазы. Фазы Луны сменяются каждые семь дней, это привело к созданию лунного календаря, основанного на семидневной неделе. В древнем Вавилоне почитали семь богов – планет, семь духов ветров. В библии семь упоминается больше ста раз. В христианской церкви – семь таинств, семь смертных грехов, семь добродетелей. Древние греки насчитывали семь чудес света. Марина Цветаева озаглавила одну из своих миниатюр:

“7 = 3+4”

3--божественное совершенство,

4--мировой порядок.

7--олицетворение общения и их соединение – число

7 – в основе лиры, между богом и его творением человеком…

7 – в основе мира.

Задание

Каждой команде даётся конверт, с началом пословицы, которую надо закончить.

Один с сошкой (семеро с ложкой).

Семеро (одного не ждут).

Одним махом (семерых убиваем).

Семь раз отмерь (один раз отрежь).

Семь бед (один ответ).

Семь пятниц (на неделе).

У семи нянек (дитя без глазу).

Чеснок и лук (от семи недуг).

Сам не дерусь (семерых не боюсь).

Семь верст до небес (и все через лес).

5. Задание.

“Математическое лото”

Все вы знаете игру лото. Бочонками закрывают цифры на карточках, бочонки достаёт ведущий.

Командам выдаются конверты с такими карточками, на них самые простые математические формулы. Нужно правильно подобрать ответ, тогда с другой стороны будет надпись (молодцы, так держать).

6. Задание

“Конкурс капитанов”

Каждая команда получает конверт с карточками на внимание.

Побеждает тот, кто за одну минуту сосчитает больше цифр.

7. Задание

“Игры со спичками”.

Для выполнения этого задания всем понадобится наблюдательность и смекалка

8.Задание.

Составить стихотворение или рассказ ( за 3 минуты )

Теорема, Пифагор, катет, гипотенуза, квадрат, геометрия, линейка, карандаш, резинка.

Синус, косинус, окружность, оси координат, циркуль, алгебра, угол, чертёж, тетрадь.

Пока жюри подводит итог, со всеми участникам игры разгадываются ребусы.

1) Зашифровано слово, от которого произошло название одного из разделов планиметрии.

П+ЛОСЬ’+КОСТЬ=(плоскость)

2) Зашифровано название древнего чертёжного инструмента.

ЛИСТ”+Н+’ЛЕЙКА=(линейка)

3) Зашифровано название геометрической фигуры, которая, по мнению Евклида не имеет частей.

Т+’БОЧКА=(точка)

4) Зашифровано название фигуры, у которой нет ни начала, ни конца, но есть длина.

О+КРУЖКА”+’СНОСКА”+ТЬ=(окружность)

5) Зашифровано слово “касательная” -- так оно переводится с латинского.

ТАНЯ’+ГЕНА’+C=(тангенс)

Игра со зрителями.

1. Я невидимка. В этом моя суть.
Хотя меня нельзя измерить,
Настолько я ничтожна и мала,
Но всё собранье я могу уверить,
Что геометрии я пользу принесла:
Двух линий я пересеченье,
Служу всегда вершиною угла. (Точка )

2.Докажет всякий школьник без труда,
Что я короче, чем наклонная любая,
Горжусь изрядно я,
Что в том особенность моя. (Перпендикуляр )

3. Скажу я, что древности глубокой,
В дни первой юности моей,
На 360 частей моя длина была разделена,
Частями этими дуги измеряют,
Их… называют. (Градусами)

4.Откуда мы идем, придем куда?
Не знаем сами никогда.
Друг к другу мы стремимся вечно.
Как две сестры, бок о бок мы идём.
Нас под прямым углом, прямая рассекает,
Её отрезок слиться нам мешает.
Ему везде одна и та же мера,
И сократит её нам силы не дано. (Параллели)

5.Когда встречаются прямые,
Всегда я буду между ними. (Угол)

6.Со мной хлопот не оберётся школьник,
По-разному всегда я называюсь,
Когда углы иль стороны даны:
С одним тупым – тупоуголен,
Коль острых два, а третий прям – прямоуголен.
Бываю я равносторонним, когда все стороны равны.
Когда ж все разные даны, то я зовусь разносторонним.
И если, наконец, равны две стороны,
То равнобедренным я величаюсь. (Треугольник)

7. Моих заслуг никто не перечислит,
О том всему известно свету.
От древних Египтян мне был большой почёт.
Через меня и Пифагора стал славен.
Уж так и быть, открою свой секрет:
Квадрат гипотенузы равен суме квадратов катетов. (Прямоугольный треугольник)

8. Любую площадь я измерить рад,
Ведь у меня четыре стороны.
И у меня равны диагонали,
Углы они мне делят пополам. (Квадрат)

9. Мои диагонали не равны,
Но под прямым углом пересекаются!
Совсем как у квадрата. (Ромб)

10.Окружность вы нарисовали,
На ней две точки разных взяли,
Отрезком их соединили
Ему название вы дали
Отрезок именуют гордо:
Ведь он не что — нибудь, а… (Хорда)

Занимательные вопросы

1.Сколько получится десятков, если 2 десятка прибавить 2 десятка? (4 десятка)

2.Сколько будет пять в квадрате, шесть в квадрате, семь в квадрате угол в квадрате? (90 градусов)

3.Какое число надо разделить на два, чтобы получить четыре? (Восемь)

4. Сколько граней у шестигранного карандаша? (Восемь)

5. Чему равно произведение всех целых чисел? (Нулю)

6. Какое число делится на все числа без остатка? (Нуль)

7.В одной семье 2 отца и 2 сына. Сколько это человек? (Три)

8. Одно яйцо варят 5 минут. Сколько времени надо варить 5 яиц? (4 минуты)

9.Какие часы показывают верное время 2 раза в сутки? (Которые стоят)

10.Три курицы за три дня несут 3 яйца. Сколько яиц снесут 6 куриц за шесть дней, 4 курицы за 9 дней? (12 яиц)

11.Мотоциклист ехал в поселок. По дороге он встретил 3 легковые машины и грузовик. Сколько машин шло в посёлок? (Только мотоциклист)

12.Написать сухая трава четырьмя буквами? (Сено)

ОФИЗМЫ.

1. 5=1

Из чисел 5 и 1 по отдельности вычтем одно и тоже число 3. Получим 2 и -2,

возведём в квадрат эти числа, получим 4и 4=>5=1. Где ошибка?

2. 4р=40000к

Возьмём равенство 2р=200к,возведём обе части в квадрат, получим 4р=40000к

Где ошибка?

3. Все числа между собой равны.

Пусть m=n

Возьмем тождество,

m (квадрат)-2mn+n(квадрат)=n(квадрат)-2 mn+m(квадрат)

Имеем (m-n)(квадрат)=(n-m)или 2m=2n=>m=n

Где ошибка?

Список литературы:

1)Гельфард М.Б. Павлович В.С. “Внеклассная работа по математике”, М. “Просвещение”, 1965 г.

2)Глейзер Г.И. “История математики в школе”, М.“Просвещение”, 1982 г.

3) “Математика в школе” М. “Педагогика”, 1989 г.

4) Нагибин Ф.Ф. Канин Е.Г. “Математическая шкатулка” М. “Просвещение” 1988 г.