Интегрированный урок чтения во 2-м классе по теме: "Наблюдение над характерами героев, над языком сказки "Винни-Пух"

Разделы: Начальная школа


Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач школы. Основа функциональной грамотности закладывается в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

Развитие навыка чтения во втором классе предполагает формирование целостных синтетических приёмов чтения, увеличение скорости (беглое чтение) и овладение рациональными приёмами чтения.

Параллельно с формированием беглого чтения ведётся целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.

Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, обучаясь переносу приёмов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.

Вместе с тем работа по развитию речи – это составная часть и логопедической работы с детьми, имеющими различные нарушения речи. Важнейшими условиями правильной речи являются плавный длительный выдох ,чёткая ненапряжённая артикуляция, которые вырабатываются во время выполнения упражнений логопедической зарядки.

Необходимость совместной работы учителя и логопеда на уроках чтения продиктована тем, что применение упражнений для развития речевого дыхания и чёткой артикуляции поможет детям развить коммуникативные способности в процессе усвоения или навыков правильной речи, а также будет способствовать успешному развитию навыка чтения.

На уроке чтения был использован дидактический тип интегративных связей. Вид урока – последовательная интеграция.

На уроке используются следующие виды работ:

  • упражнения творческого характера;
  • элементы театрализации;
  • групповая и индивидуальная форма работы;
  • логопедическая зарядка.

Цель педагога: научить детей читать художественную литературу, подготовить к её систематическому изучению, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного.

Цель логопеда: добиться успешности учащихся в овладении речью путём применения логопедической зарядки.

Задачи педагога:

  • на базе интереса к чтению формировать технику чтения;
  • приобщение детей к литературе, как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа;
  • развитие устной речи, творческих способностей детей.

Задачи логопеда:

  • развитие общей моторики и речевого аппарата;
  • развитие нижнедиафрагмального дыхания;
  • дифференциация ротового и носового дыхания.

Интегрированный урок чтения во втором классе.

Тема: “Наблюдение над характерами героев, над языком сказки “Винни-Пух””.

Цели:

  • Работать над правильным выразительным чтением, над развитием речи учащихся.
  • Учить находить положительные и отрицательные черты характера.
  • Наблюдать за языком сказки.
  • Добиться успешности учащихся в овладении речью путём применения логопедической зарядки.

Оборудование: герои сказки, книги, рисунки, опорные таблицы, маски героев, словарные слова-таблицы, дидактический материал.

Ход урока

I. Оргмомент.

1. Логопед: “Ребята! Мы пришли на урок с разным настроением. Будем говорить о сказочных героях, настроение наше изменится, но сейчас мы покажем то настроение, какое есть у нас на данный момент”.

2. Показать своё настроение в начале урока при помощи картинок-символов

3. Дыхательная гимнастика по опорным таблицам:

  • вдох – нос, выдох – рот
  • вдох – рот, выдох – нос
  • вдох – рот, выдох – рот
  • вдох – нос, выдох – нос

4. Упражнения по варьированию мелодики голоса:

  • звук “далеко-близко”
  • звук “раскачивается на ветке”
  • звук “поднимается по ступенькам”

II. Проверка домашнего задания.

Учитель: “мы продолжим работу над сказкой А. Милна “Винни-Пух””

- Как называется сказка?

- Кто её написал?

- Кто пересказал? (дополнение учителя об авторах)

- Всю ли сказку читали?

- Было ли вам страшно за Винни-Пуха и Пяточка?

- Почему они неизвестного назвали Букой? (так маленькие дети называют того, кого боятся. А наши герои – маленькие игрушки).

- Вспомним героев сказки.

III. Работа по теме урока.

1. Загадка.

Он весел и незлобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин – мальчик Робин
И приятель – Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник – медвежонок…..(Винни-Пух).

2. Работа с учебником.

- Узнали ли мы что-нибудь о Винни-Пухе в этой части? (об этом написано в других главах).

- Значит, чтобы лучше узнать героя, надо прочитать всю книгу?

- Кто прочитал всю книгу и может сказать:

  • где живёт Винни-Пух?
  • чем занимается?
  • почему его так назвали?

- Назовите других главных героев сказки.

(На доске появляются герои. Выставка книг, журналов).

- Почему героя зовут Пятачок?

- Прочитайте:

  • где живёт Пятачок?
  • чем занимается зимой?

3. Физкультминутка (проводит логопед)

Песенка Винни-Пуха:

Если я чешу в затылке –
Не беда!
В голове моей опилки,
Да-да-да!
Но хотя там и опилки,
Но Шумелки и Вопилки
(А также Кричалки, Пыхтелки и даже Сопелки и т.д.)
Сочиняю я неплохо
И-но-гда!

(каждая строка поётся на выдохе)

4. Работа с учебником и в тетради.

- Прочитайте первый вопрос к сказке. Какие характеры у Винни-Пуха и Пятачка? (стр. 133)

Называя черты характера героя, ученики приводят в доказательство событие из сказки.

Винни-Пух Пятачок
внимательный хороший друг
любознательный трусоватый
мужественный глупенький
решительный
упорный
глупенький

(Работа после устного ответа в тетрадях по чтению).

- Вы говорили, что Пятачок и Винни-Пух – друзья. Но Пятачок, испугавшись, хотел оставить Винни одного.

- Найдите слова, которые доказывают, что Пятачок всё-таки тревожиться за друга.

(стр.132: от слов “А-а, ну тогда всё в порядке…”)

5. Физкультминутка. (проводит логопед)

- Дыхательные упражнения:

“Винни съел горшочек мёда” (тренировка нижне-диафрагмального дыхания; на выдохе звук “пух”).

- Тренировка голосовых связок:

“Пух поднялся на воздушном шаре” (медленный счёт до 9 и обратно с нарастанием и убыванием силы голоса).

6. Анализ речи героев.

Прочитайте вслух только разговор героев без слов автора.

  • Какие интересные реплики вы заметили? (размышление о Буке и Бяке, специальном утреннем деле).
  • Чьи разговоры они напоминают? (маленьких детей. Выдумывают, чтобы скрыть своё неумение или незнание).

- Инсценирование отрывков по желанию.

(Дети разбиваются на группы и подбирают сценки для инсценирования).

IV. Беседа после чтения.

1. Учитель: “Как Кристофер Робин относится к Винни-Пуху? Прочитайте”.

2. О языке сказки.

- Весёлое или грустное настроение вызвала у вас сказка?

- Прочитайте самые весёлые моменты.

- Как автору удалось добиться того, чтобы читатель улыбнулся? Прочитайте эти “находки”. (Закричал он шёпотом; охотятся на двух дедушек; до пятницы я совершенно свободен).

Учитель: “Ребята, какой вывод мы можем сделать?”

(Алан Милн любил детей, наблюдал за их речью, играми. Поэтому в главных героях угадываешь детей).

V. Итог урока.

Как вы думаете: почему эта сказка так легко читается?

Какое настроение у нас в конце урока? (картинки-символы).