Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач школы. Основа функциональной грамотности закладывается в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
Развитие навыка чтения во втором классе предполагает формирование целостных синтетических приёмов чтения, увеличение скорости (беглое чтение) и овладение рациональными приёмами чтения.
Параллельно с формированием беглого чтения ведётся целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.
Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, обучаясь переносу приёмов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.
Вместе с тем работа по развитию речи – это составная часть и логопедической работы с детьми, имеющими различные нарушения речи. Важнейшими условиями правильной речи являются плавный длительный выдох ,чёткая ненапряжённая артикуляция, которые вырабатываются во время выполнения упражнений логопедической зарядки.
Необходимость совместной работы учителя и логопеда на уроках чтения продиктована тем, что применение упражнений для развития речевого дыхания и чёткой артикуляции поможет детям развить коммуникативные способности в процессе усвоения или навыков правильной речи, а также будет способствовать успешному развитию навыка чтения.
На уроке чтения был использован дидактический тип интегративных связей. Вид урока – последовательная интеграция.
На уроке используются следующие виды работ:
- упражнения творческого характера;
- элементы театрализации;
- групповая и индивидуальная форма работы;
- логопедическая зарядка.
Цель педагога: научить детей читать художественную литературу, подготовить к её систематическому изучению, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного.
Цель логопеда: добиться успешности учащихся в овладении речью путём применения логопедической зарядки.
Задачи педагога:
- на базе интереса к чтению формировать технику чтения;
- приобщение детей к литературе, как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа;
- развитие устной речи, творческих способностей детей.
Задачи логопеда:
- развитие общей моторики и речевого аппарата;
- развитие нижнедиафрагмального дыхания;
- дифференциация ротового и носового дыхания.
Интегрированный урок чтения во втором классе.
Тема: “Наблюдение над характерами героев, над языком сказки “Винни-Пух””.
Цели:
- Работать над правильным выразительным чтением, над развитием речи учащихся.
- Учить находить положительные и отрицательные черты характера.
- Наблюдать за языком сказки.
- Добиться успешности учащихся в овладении речью путём применения логопедической зарядки.
Оборудование: герои сказки, книги, рисунки, опорные таблицы, маски героев, словарные слова-таблицы, дидактический материал.
Ход урока
I. Оргмомент.
1. Логопед: “Ребята! Мы пришли на урок с разным настроением. Будем говорить о сказочных героях, настроение наше изменится, но сейчас мы покажем то настроение, какое есть у нас на данный момент”.
2. Показать своё настроение в начале урока при помощи картинок-символов
3. Дыхательная гимнастика по опорным таблицам:
- вдох – нос, выдох – рот
- вдох – рот, выдох – нос
- вдох – рот, выдох – рот
- вдох – нос, выдох – нос
4. Упражнения по варьированию мелодики голоса:
- звук “далеко-близко”
- звук “раскачивается на ветке”
- звук “поднимается по ступенькам”
II. Проверка домашнего задания.
Учитель: “мы продолжим работу над сказкой А. Милна “Винни-Пух””
- Как называется сказка?
- Кто её написал?
- Кто пересказал? (дополнение учителя об авторах)
- Всю ли сказку читали?
- Было ли вам страшно за Винни-Пуха и Пяточка?
- Почему они неизвестного назвали Букой? (так маленькие дети называют того, кого боятся. А наши герои – маленькие игрушки).
- Вспомним героев сказки.
III. Работа по теме урока.
1. Загадка.
Он весел и незлобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин – мальчик Робин
И приятель – Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник – медвежонок…..(Винни-Пух).
2. Работа с учебником.
- Узнали ли мы что-нибудь о Винни-Пухе в этой части? (об этом написано в других главах).
- Значит, чтобы лучше узнать героя, надо прочитать всю книгу?
- Кто прочитал всю книгу и может сказать:
- где живёт Винни-Пух?
- чем занимается?
- почему его так назвали?
- Назовите других главных героев сказки.
(На доске появляются герои. Выставка книг, журналов).
- Почему героя зовут Пятачок?
- Прочитайте:
- где живёт Пятачок?
- чем занимается зимой?
3. Физкультминутка (проводит логопед)
Песенка Винни-Пуха:
Если я чешу в затылке –
Не беда!
В голове моей опилки,
Да-да-да!
Но хотя там и опилки,
Но Шумелки и Вопилки
(А также Кричалки, Пыхтелки и даже Сопелки и т.д.)
Сочиняю я неплохо
И-но-гда!
(каждая строка поётся на выдохе)
4. Работа с учебником и в тетради.
- Прочитайте первый вопрос к сказке. Какие характеры у Винни-Пуха и Пятачка? (стр. 133)
Называя черты характера героя, ученики приводят в доказательство событие из сказки.
Винни-Пух | Пятачок |
внимательный | хороший друг |
любознательный | трусоватый |
мужественный | глупенький |
решительный | |
упорный | |
глупенький |
(Работа после устного ответа в тетрадях по чтению).
- Вы говорили, что Пятачок и Винни-Пух – друзья. Но Пятачок, испугавшись, хотел оставить Винни одного.
- Найдите слова, которые доказывают, что Пятачок всё-таки тревожиться за друга.
(стр.132: от слов “А-а, ну тогда всё в порядке…”)
5. Физкультминутка. (проводит логопед)
- Дыхательные упражнения:
“Винни съел горшочек мёда” (тренировка нижне-диафрагмального дыхания; на выдохе звук “пух”).
- Тренировка голосовых связок:
“Пух поднялся на воздушном шаре” (медленный счёт до 9 и обратно с нарастанием и убыванием силы голоса).
6. Анализ речи героев.
Прочитайте вслух только разговор героев без слов автора.
- Какие интересные реплики вы заметили? (размышление о Буке и Бяке, специальном утреннем деле).
- Чьи разговоры они напоминают? (маленьких детей. Выдумывают, чтобы скрыть своё неумение или незнание).
- Инсценирование отрывков по желанию.
(Дети разбиваются на группы и подбирают сценки для инсценирования).
IV. Беседа после чтения.
1. Учитель: “Как Кристофер Робин относится к Винни-Пуху? Прочитайте”.
2. О языке сказки.
- Весёлое или грустное настроение вызвала у вас сказка?
- Прочитайте самые весёлые моменты.
- Как автору удалось добиться того, чтобы читатель улыбнулся? Прочитайте эти “находки”. (Закричал он шёпотом; охотятся на двух дедушек; до пятницы я совершенно свободен).
Учитель: “Ребята, какой вывод мы можем сделать?”
(Алан Милн любил детей, наблюдал за их речью, играми. Поэтому в главных героях угадываешь детей).
V. Итог урока.
Как вы думаете: почему эта сказка так легко читается?
Какое настроение у нас в конце урока? (картинки-символы).