Цели урока:
- Познакомить со сводной таблицей безударных окончаний –Е, -И у существительных 1, 2, 3 склонений в родительном, дательном и предложном падежах.
- Продолжить формирование умения различать тип склонения существительных и правильно писать безударные падежные окончания.
- Продолжить воспитание орфографической зоркости и развитие умения оценивать свою грамотность, давать самооценку результатам деятельности.
Оборудование: карточки со словарными словами, таблица сводных окончаний существительных, карточки с индивидуальными заданиями, перфокарты.
Ход урока
I. ОРГМОМЕНТ
Нам предстоит продолжить работу по теме (записана на доске), и я проверю вашу готовность к работе:
- учащиеся 1 ряда сядут, если услышат в словосочетании существительное, которое стоит в родительном падеже;
- учащиеся 2 ряда сядут, если услышат существительное в дательном падеже;
- учащиеся 3 ряда сядут, если услышат существительное в предложном падеже;
Примеры словосочетаний:
в березовой роще;
начертить по линейке;
прибежал с площадки.
Я рада, что ошибок вы не допустили (если ошибки были – проанализировать: напомните Алёше, как мы определяем тип склонения существительного).
Кто заметил, к какому типу склонения, относились все существительные и словосочетаниях?
Как это доказать?
II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Сегодня мы еще раз проверим себя, насколько грамотно умеем различать типы склонений существительных и писать безударные падежные окончания. В конце урока вы должны постараться определить, на каком этапе решения орфографической задачи правописания безударных окончаний вы испытываете затруднения.
III. ЧИСТОПИСАНИЕ
Откройте тетради, запишите число.
Сегодня на минутке чистописания мы продолжим отработку плавного безотрывного письма, что позволит вам писать достаточно быстро и хорошо усваивать учебный материал на уроке.
В качестве тренировочного материала мы возьмем букву т и вспомним, что все три ее элемента пишутся с одинаковым наклоном,
________________________________________________
________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Старайтесь, чтобы движения руки были плавными.
IV. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Во время проверки домашнего задания 2 человека будут работать с индивидуальными карточками у доски.
№1. Вставьте пропущенные окончания:
- в лирической песн…
- хранится в сара…
- парад на площад...
- спускаться по тропиник...
- рассказывать о дочер...
№2. Подчеркните в словах все орфограммы: объявление, местность, программа, рябина, побежал.
Задание для всех: Прочитайте, какие существительные вы выписали из домашнего упражнения. Докажите, что выбор был верным. Что особенного вы заметили в написании этих существительных? (Если в ответах будут ошибки, предложить детям напомнить тем, кто ошибся, как определяется тип склонения).
А теперь проверим выполнение индивидуальных заданий. (Что вы посоветуете повторить Сереже? Как вы думаете, какие правила надо вспомнить Кате?)
Было и еще одно домашнее задание, которое я давала Вите и Тане. Они должны были составить таблицу окончаний существительных 1, 2, 3 склонения, которые спорят. Посмотрите на таблицы, которые составили ребята. С кем вы согласны и почему?
V. СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Ещё раз посмотрите на слова домашнего упражнения и подумайте, что в них примечательного?
Прочитайте словарные слова.
Какое из них является лишним и почему?
Сегодня я хочу проверить, помните ли вы слова группы “Профессии”.
Запишите их по памяти, и мы проверим (агроном, инженер, космонавт, хлебороб, шофёр). Для проверки необходимо выставить на доске карточки со словами. Дети не должны их путать со словами “директор, председатель” и др. В этом случае объяснить различие в значении слов профессия – должность). Поднимите руку те, кто выполнил всё задание верно. Молодцы!
Что общего вы заметили во всех этих словах? (Существительные 2 склонения, мужского рода, стоят в форме Именительного падежа единственного числа).
VI. ГРАММАТИКО-ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ РАЗБОРЫ
Настало время вспомнить ранее изученный материал и проверить, насколько прочно вы помните некоторые правила и последовательность выполнения различных видов разборов.
Составьте предложение со словом ХЛЕБОРОБ. Лучшее мы запишем в тетради.
К доске работать идёт …
Профессия хлебороба появилась ещё в древности.
Задайте вопросы по правописанию некоторых слов.
Какое слово в данном предложении является заимствованным? Какой признак позволил это определить? Садись, ставлю тебе…
Разбирать предложение по членам предложения пойдёт…(отметка).
Задание всему классу: подумайте, есть ли в этом предложении слово, состав которого соответствует этой схеме:
Почему? Как правильно разобрать его по составу?
VII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Подумайте, есть ли в записанном нами предложении слово, правописание окончания которого мы могли бы проверить по составленной таблице? Докажите.
Попробуйте записать несколько предложений, пользуясь этой таблицей. Записываем самостоятельно с последующей проверкой.
И песню звонкую запел в лазури жаворонок звонкий.
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.
Без букваря и грамматики не учатся и математике.
При солнышке тепло, при матери добро.
При написании каких слов вы пользовались таблицей и какие окончания выбрали? Кто правильно справился с этой задачей?
При написании каких слов вы испытывали затруднения?
На вопросы будет отвечать…
Сейчас мы проверим ваши успехи в правописании безударных окончаний имён существительных 1,2,3 склонения в родительном, дательном и предложном падежах. Уберите таблицы, закройте тетради и учебники. Заполним перфокарты. Подпишите листочки.
Учитель читает словосочетание с названием номера. Ученики записываете ответы под указанным номером в той строке, где указан падеж, в котором употреблено существительное в словосочетании:
- Удивилась правильности ответа.
- Не просила помощи.
- В широком поле.
- Мчаться на лошади.
- Двигаться по насыпи.
- Кататься на площади.
- На верхушке дерева.
- Распустились на сирени.
- Подошёл к изгороди.
- Выписал из тетради.
Образец из перфокарты:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Р | И | |||||||||
Д | И | И | И | |||||||
П | И | Е | И | И | Е | И |
Сдайте работы. Если есть вопросы, попросим на них ответить …
VIII. ИНСТРУКТАЖ ПО ВЫВОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Учитель предлагает дома каждому из учеников составить свой вариант работы для перфокарты данного типа, стараясь подобрать такие существительные для своих словосочетаний, которые на уроках ещё не писали. Лучшие ваши предложения будут использованы для проверочных работ.
IX. ИТОГ УРОКА.
Подведём итоги работы на нашем уроке.
Закреплению какой темы мы его посвятили?
При выполнении каких заданий вы чувствуете себя уверенно?
Какие трудности вы испытываете при написании безударных окончаний существительных.
Мы повторяли сегодня некоторые орфограммы и некоторые виды разборов. Что вам забылось? Как вы думаете, что нам необходимо повторить на следующем уроке?
Кроме ранее прокомментированных отметок, выставляются следующие:
…, т.к. чувствуется, что ты ждешь реакции класса и еще не уверен в своих знаниях (и т.д.).
Хочу поблагодарить за отличную работу… Они всегда готовы прийти на помощь и мне, и вам. Я всегда чувствую их поддержку и интерес к изучаемому предмету.