Урок математики в 1-м классе по теме: "Число 7", "Цифра 7"

Разделы: Начальная школа


Структура урока.

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

III. Счёт по линейке.

IV. Работа по карточкам.

V. Физминутка.

VI. Работа с отрезком.

  1. Взаимосвязь между частью и целым.
  2. Постановка проблемы. Целеполагание.

VII. “Открытие” детьми нового знания.

  1. Место числа 7 в натуральном ряду чисел, сведения о числе 7.
  2. Решение задач в стихах.
  3. Работа над неравенством.

VIII. Физкультминутка.

IX. Первичное закрепление.

  1. Письмо цифры 7 в тетрадях.
  2. Состав числа 7.
  3. Выполнение №1 с.2.

X. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

  1. Выполнение №2 с.2, №3 с.2.

XI. Подведение итогов урока.

Оборудование.

  1. Модель для отрезка.
  2. Числовой отрезок.
  3. Линейки 20 см.
  4. Учебники Математика 1 класс часть 2.
  5. Тетради.
  6. Наглядность для физкультминутки.

Цели:

  • Ввести число 7, цифру 7,
    - разобрать состав числа.
  • Закрепить взаимосвязь между частью и целым,
    - сложение и вычитание на числовом отрезке.
  • Развить вычислительные навыки,
    - мышление,
    - речь,
    - познавательные интересы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.

2. Устный счёт.

- Счёт до 20 и обратно.

- Сосчитать от 6 до 11, от 14 до 5.

- Назвать предыдущие числа 8, 13.

- Как получить предыдущее число?

- Назвать последующее число 6, 19.

- Как получить последующее число?

- Назвать число, которое стоит между 3 и 5, между 14 и 16.

- Назвать соседей числа 7.

3. Счёт по линейке + работа по карточкам.

Мы считали устно, а теперь посчитаем по линейке. Перед собой положили линейки. Найти значения выражения:

8+4

12-4

4+8

12-8

Молодцы! Тихо встали.

Физминутка.

– Сколько ёлочек зелёных (6)

Столько сделали наклонов.

Сколько у меня кружков (6)

Столько сделали хлопков.

II. Работа с отрезком.

- Покажите на отрезке целое.
- Из каких частей состоит целое (из 2).
- Как найти целое?
- Ещё можно найти целое? Как?
- Как найти большую часть?
- Как найти маленькую часть?
- Что находим сложением? (целое)
- Что находим вычитанием? (части)
с+ж=к
ж+с=к
к-с=ж
к-ж=с

Молодцы!

III. Целеполагание.

Посмотрите на выражения.

6+1=7

6-1+5

- В чём сходство? (в числах)

- В чём различие? (в знаках)

- Найдите значения выражений

Постановка цели урока:

- Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?

a) Характеристики числа 7, состав числа 7, научимся писать цифру 7.

- Как получили число 7? (увеличили на 1)

- Назвать соседей числа 7. (6,8)

IV. Решение задач в стихах.

Послушайте внимательно стихотвыорение, приготовьте руки и внимательно считайте.

У Пышки в кармашке
Конфеты в бумажке
Он дал по конфете
Изюмке и Пете,
И Тиму, и Тому,
И Крошке, и Грому,
И сам съел конфету
А больше нету.
Сколько было конфет? (7)
А сколько гномов? (7)

- Что можно сказать о количестве конфет и гномов?

7=7

- Вставьте в окошечко число, чтобы неравенство было верным.

- Какое число нельзя вставить? (7)

- Почему? (получится равенство)

Физминутка (кулачок, ладонь).

4. Первичное закрепление. С.3.

Письмо цифры 7.

Начинаем писать ниже верхней линии клетки. Ведём вверх до линии, закругляем, ведём в правый верхний угол клетки, затем наклонную линию к середине нижней линии клетки. Отрываем руку, пишем элемент – поясок.

Как будем писать? (через клетку)

Переведите глазки на с.2.

Мы оказались в гостях у гномов.

- Сколько их? (7)

- Где в натуральном ряду чисел стоит число 7? (на седьмом месте)

- Как получили? (увеличили на 1)

Посмотрите на домино.

7 – это 6 и 1.

7 – это 5 и 2.

7 – это 4 и 3.

Задание №1 I, II ст.

6+1=7
1+6=7
7-1=6
7-6=1

- На сколько частей разбит отрезок? (7)
- Сколько белых частей? (6)
- Сколько красных частей? (1)
- Как найти целое? (белые части + красная часть)
- Прочитайте I выражение.
- Как по-другому найти целое? (красная часть + белые части)
- Прочитайте выражение.
- Как найти большую белую часть?
- Прочитайте выражение.
- Как найти маленькую красную часть?
- Прочитайте выражение.

III ст. самостоятельная работа.

Зад.№2 (взяли карандаши) I – вместе, II – самостоятельная работа.

Повторяем сложение и вычитание на числовом отрезке.

- Посмотрите на выражение.

- Что сначала будем делать? (присчитывать)

- Сколько, куда? (3, вправо)

- Что будем делать потом? (отсчитывать)

- Сколько, куда? (2, влево)

- Сколько получилось? (5)

Итог:

- С каким числом познакомились? (7)

- Придумайте пример с ответом 7.