Продвижение школы в эксперименте невозможно без осознания каждым участником важности проблемы мониторинга и на основе этого построения траектории продвижения всех участников образовательного процесса в эксперименте.
В экспериментальной работе главным является изменение позиции педагога. Эта проблема решается в ходе научно-методической работы на кафедрах, методических совещаниях, педагогических советах, научно-методических конференциях и, в первую очередь, в результате индивидуального роста каждого учителя.
Для оценки продвижения педагогов в эксперименте в нашей школе разработаны различные критерии.
I. Уровни участия педагогов в эксперименте.
- Не знаком с экспериментом (новичок 1).
- Знакомится с экспериментом (новичок 2).
- Планирует свою деятельность в соответствии с целями эксперимента (участник 1).
- Осуществляет свою деятельность в соответствии с целями эксперимента (участник 2).
- Имеет положительные результаты (учитель в эксперименте).
- Помогает другим педагогам (методист в эксперименте).
- Сам совершенствует эксперимент, может прийти к разработке нового эксперимента (соавтор, ученый).
Результаты заносятся в таблицу по годам.
Таблица №1.
№ п/п | Ф.И.О. | 2002-2003 уч.г. | 2003-2004 уч.г. | 2004-2005 уч.г. | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
* | * | * | ||||||||||||||||||||
* | * | * | * | |||||||||||||||||||
* | * | * | ||||||||||||||||||||
* | * | |||||||||||||||||||||
* | * | * | ||||||||||||||||||||
* | * | * | ||||||||||||||||||||
* | ||||||||||||||||||||||
* | ||||||||||||||||||||||
* |
В результате наблюдений за деятельностью учителей и ее анализа можно ранжировать всех 1-7 и результаты наглядно представить в гистограммах (рис.1).
Рисунок 1.
Уровень участия в эксперименте.
Ф.И.О. учителя.
Эту гистограмму можно перестроить, поменяв местами педагогов в порядке убывания уровня, тогда она примет следующий вид (рис.2).
Рисунок 2.
Уровень участия в эксперименте.
Ф.И.О. учителя.
Здесь можно проследить границу продвижения учителей в эксперименте по годам (рис.3).
Рисунок 3.
Уровень участия в эксперименте.
Ф.И.О. учителя.
Важно увидеть положительную динамику.
Для заведующих кафедрами большое значение имеет продвижение учителей кафедры по годам, что можно представить не только в гистограмме или на графике, но и в лучевой диаграмме.
Для примера рассмотрим кафедру учителей естественно-математического цикла (рис.4.).
Рисунок 4.
По данной диаграмме легко увидеть, кто из учителей продвигается в эксперименте, а кто нет, для заведующих кафедрами продумать, какую помощь оказать этим учителям.
II. Степень включенности учителей в продвижение эксперимента.
- Не включен в эксперимент.
- Включен в эксперимент на уровне теоретического осознания.
- В эксперименте участвует бессистемно, хотя и часть.
- На основе эксперимента строит свою деятельность в системе.
- В эксперименте имеет место творческий подход, новаторство.
Опыт работы обобщен и внедряется в практику других педагогов.
Это можно увидеть на графике (рис. 5).
Степень включенности учителей в эксперимент.
III. Отношение учителей школы к эксперименту и включенность в него.
- Принятие – высшая включенность.
- Принятие – средняя включенность.
- Принятие – низкая включенность.
- Конформизм – средняя включенность.
- Конформизм – низкая включенность.
- Индифферентность – низкая включенность.
Составляется таблица (№2), а по ней строится график (рис. 6).
Таблица №2.
Отношение учителей к эксперименту и включенность в него.
отношение | принятие | неприятие | конформизм | индифферентность |
включенность | ||||
высшая | Ф.И.О. учителей | |||
средняя | ||||
низшая |
На следующий год учитель может передвинуться в другую клеточку (здорово, если в 1).
2005 год.
Администрация школы и заведующие кафедрами ведут мониторинг развития каждого педагога, степени вхождения его в эксперимент и последующего развития.
Здесь представлена только малая часть того, как можно оценить продвижение педагогов в эксперименте, а значит “обречь” его на успех.