Как оценить продвижение педагогов в эксперименте

Разделы: Администрирование школы


Продвижение школы в эксперименте невозможно без осознания каждым участником важности проблемы мониторинга и на основе этого построения траектории продвижения всех участников образовательного процесса в эксперименте.

В экспериментальной работе главным является изменение позиции педагога. Эта проблема решается в ходе научно-методической работы на кафедрах, методических совещаниях, педагогических советах, научно-методических конференциях и, в первую очередь, в результате индивидуального роста каждого учителя.

Для оценки продвижения педагогов в эксперименте в нашей школе разработаны различные критерии.

I. Уровни участия педагогов в эксперименте.

  1. Не знаком с экспериментом (новичок 1).
  2. Знакомится с экспериментом (новичок 2).
  3. Планирует свою деятельность в соответствии с целями эксперимента (участник 1).
  4. Осуществляет свою деятельность в соответствии с целями эксперимента (участник 2).
  5. Имеет положительные результаты (учитель в эксперименте).
  6. Помогает другим педагогам (методист в эксперименте).
  7. Сам совершенствует эксперимент, может прийти к разработке нового эксперимента (соавтор, ученый).

Результаты заносятся в таблицу по годам.

Таблица №1.

№ п/п Ф.И.О. 2002-2003 уч.г. 2003-2004 уч.г. 2004-2005 уч.г.
1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7 1 2 3 4 5 6 7
        *             *               *      
      * *             *               *      
      *               *               *      
                  *               *          
      *             *               *        
    *               *               *        
                                  *          
                                  *          
                                *            

В результате наблюдений за деятельностью учителей и ее анализа можно ранжировать всех 1-7 и результаты наглядно представить в гистограммах (рис.1).

Рисунок 1.

Уровень участия в эксперименте.

Ф.И.О. учителя.

Эту гистограмму можно перестроить, поменяв местами педагогов в порядке убывания уровня, тогда она примет следующий вид (рис.2).

Рисунок 2.

Уровень участия в эксперименте.

Ф.И.О. учителя.

Здесь можно проследить границу продвижения учителей в эксперименте по годам (рис.3).

Рисунок 3.

Уровень участия в эксперименте.

Ф.И.О. учителя.

Важно увидеть положительную динамику.

Для заведующих кафедрами большое значение имеет продвижение учителей кафедры по годам, что можно представить не только в гистограмме или на графике, но и в лучевой диаграмме.

Для примера рассмотрим кафедру учителей естественно-математического цикла (рис.4.).

Рисунок 4.

По данной диаграмме легко увидеть, кто из учителей продвигается в эксперименте, а кто нет, для заведующих кафедрами продумать, какую помощь оказать этим учителям.

II. Степень включенности учителей в продвижение эксперимента.

  1. Не включен в эксперимент.
  2. Включен в эксперимент на уровне теоретического осознания.
  3. В эксперименте участвует бессистемно, хотя и часть.
  4. На основе эксперимента строит свою деятельность в системе.
  5. В эксперименте имеет место творческий подход, новаторство.

Опыт работы обобщен и внедряется в практику других педагогов.

Это можно увидеть на графике (рис. 5).

Степень включенности учителей в эксперимент.

III. Отношение учителей школы к эксперименту и включенность в него.

  1. Принятие – высшая включенность.
  2. Принятие – средняя включенность.
  3. Принятие – низкая включенность.
  4. Конформизм – средняя включенность.
  5. Конформизм – низкая включенность.
  6. Индифферентность – низкая включенность.

Составляется таблица (№2), а по ней строится график (рис. 6).

Таблица №2.

Отношение учителей к эксперименту и включенность в него.

отношение принятие неприятие конформизм индифферентность
включенность
высшая Ф.И.О. учителей      
средняя        
низшая        

На следующий год учитель может передвинуться в другую клеточку (здорово, если в 1).

2005 год.

Администрация школы и заведующие кафедрами ведут мониторинг развития каждого педагога, степени вхождения его в эксперимент и последующего развития.

Здесь представлена только малая часть того, как можно оценить продвижение педагогов в эксперименте, а значит “обречь” его на успех.