ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Реализация концепции “Модернизации образования” в России обусловливает поиск новых педагогических идей и решений, отвечающих задачам подготовки подрастающего поколения к жизни в современном обществе.
Мы полагаем, что в свете задач перехода к профильному обучению данная программа может представлять определенный интерес для учителей, учащихся и их родителей. Реалии современной действительности, с которой уже пришлось столкнуться россиянам и в частности жителям региона, показали важность экономического образования. Вместе с тем, проблемы отбора содержания экономического образования пока находятся в стадии научного осмысления и проработки.
Сравнительный анализ содержания школьных программ по экономическому образованию, географии и краеведению позволяет выявить свободную нишу, которая, может быть заполнена содержанием курса “Экономика Красноярского края”.
Убеждены, что программа данного элективного курса может быть гармонично вписана в систему как предпрофильной, так и профильной подготовки школьников, нести объединяющее, интеграционное начало. Рассматриваемый курс приемлем для различных профилей всех типов образовательных учреждений, и может быть направлен на :
- углубленное изучение раздела профильного курса “Экономика”;
- изучение раздела базового курса “Экономика”, не входящего в обязательную программу;
- межпредметный элективный курс, в целях удовлетворения разнообразных познавательных интересов школьников, выходящих за рамки выбранного профиля.
Курс достаточно актуален на современном этапе развития общества, он направлен на знакомство учащихся с комплексными проблемами и задачами экономики Красноярского края, требующими синтеза знаний различных предметных областей, а также ориентации в различных профессиональных сферах. Каждый учащийся должен знать край, где он живет, его экономические особенности и связи с другими регионами России.
Основная задача курса состоит в расширении представления учащихся об экономическом потенциале Красноярском крае и в представлении доказательной базы актуальности данных знаний.
Цели изучения элективного курса:
- расширение и углубление их знаний в области экономики и географии, краеведения;
- ознакомление учащихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний и специфических способов деятельности ( синтез, анализ, сравнение, абстрагирование, мониторинг, прогнозирование,) в различных сферах;
- развитие у учащихся умений подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, критически осмысливать информацию об экономике региона , государственной и региональной экономической политике и вырабатывать собственное аргументированное мнение;
- ориентация в выборе профессии; ознакомление с функционированием рынка труда, сферой малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельностью, используя возможности региона;
- ориентация на социализацию подростков в общественной жизни;
Курс носит интерактивный, междисциплинарный характер.
Предполагается, что в результате изучения курса учащиеся должны:
- знать экономические характеристики края, особенности его географического и экономического положения,
- иметь представление о перспективах и особенностях развития всех территориальных единиц края,
- уметь анализировать экономические отношения края с другими субъектами России и иностранными партнерами;
- уметь объяснять (интерпретировать) изучаемые явления и процессы;
- уметь приводить известные примеры явлений и тенденций;
- проводить квазинаучные и научные исследования в области экономики и географии края.
Для изучения курса “Экономика Красноярского края” учащимися 10-11 классов различных образовательных учреждений отводится 34 ч. , также возможна модификация для предпрофильной подготовки учеников 9 классов в пределах 15-17 часов.
Программа представленного курса имеет блочно-модульную структуру:
№ модуля | Название образовательного модуля | Количество часов |
МОДУЛЬ 1 | Объединенный Красноярский край - ведущее звено экономической системы России. Его характеристика. | 7 |
МОДУЛЬ 2 | Экономический потенциал территорий края. | 4 |
МОДУЛЬ 3 | Таймырский АО. Особенности экономического развития. Перспективы. | 7 |
МОДУЛЬ 4 | Свободные экономические зоны края. | 6 |
МОДУЛЬ 5 | Экономические отношения края с другими регионами России, мира. | 4 |
Выполнение зачетного проекта “ Будущее края –это…” | 8 | |
ИТОГО | 34 часов |
Особенностью изучения курса является усиление практической составляющей: большое число работ, связанных с анализом статистических материалов, документации, социально-экономических ситуаций, подборка материалов из СМИ, математических задач с экономическим содержанием, семинаров , активное внедрение “кейс-стадиз” ( конкретных ситуаций). Большое внимание уделено учебно-исследовательской деятельности учащихся. Предлагаются темы для проведения исследовательских работ, рефератов, проблемных семинаров, дискуссий.
Система оценивания строится на разнообразном дифференцированном наборе контрольно-измерительных материалов :
- текущий контроль – беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемами, аспектами развития, рецензирование сообщений учащихся и т. д. ;
- тематический контроль – тестовые задания и тематические зачеты;
- зачетный практикум - описание и практическое выполнение практических заданий, связанных с изучением прикладного аспекта курса;
- обобщающий, итоговый в форме презентаций личных достижений (самостоятельно подготовленные энциклопедические справки, устные и письменные доклады и сообщения, описание выполненных практических работ).
Так как курс выбирается инициативно, по желанию учащихся и с учетом направленности познавательных интересов, целесообразно при оценке результата обучения использовать нетрадиционную форму оценивания, например, портфолио. В портфолио учащегося к моменту завершения изучения курса каждый ученик должен “вложить” выполненные в процессе обучения работы. Перечень таких работ является обязательным, а темы, по которым выполняется каждый вид работы, - по выбору учащихся. Ученик может самостоятельно решить, какие именно свои работы он считает достаточно квалифицированными, чтобы представить их в своем портфолио.
Возможный перечень работ, входящих в портфолио:
- предметный или именной указатель;
- тематический доклад (текст);
- эссе;
- энциклопедическая справка;
- проект.
Учебный процесс может поддерживаться различными учебным пособием по курсу “Экономика”, учебно-методическим комплектом для учителя и конспект-тетрадью для учащихся.
Следует отметить, что в рамках технологической поддержки (УМК) курса “Экономика Красноярского края” большая роль отводится разным методическим конструкциям использования современных телекоммуникационных технологий, предлагаются Интернет-экскурсии, проекты, презентации.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
МОДУЛЬ 1 |
Красноярский край - ведущее звено экономической системы России. Его характеристика. | 7 |
Ведение. Красноярский край - субъект России. | 1 | |
История, традиции и быт населения . | 1 | |
Устройство органов государственной власти и органов местного самоуправления. | 1 | |
Законодательная база, регулирующая деятельность Красноярского края. | 1 | |
Особенности экономического развития территорий края. | 1 | |
Культурно-экономические связи Красноярского края с другими субъектами России и иностранными государствами. | 1 | |
Тематический контроль. | 1 | |
МОДУЛЬ 2 | Экономический потенциал территорий края. | 4 |
Центральная часть Красноярского края. | 1 | |
Таймырский ( Долгано-Ненецкий ) автономный округ. | 1 | |
Эвенкийский автономный округ. | 1 | |
Тематический контроль. | 1 | |
МОДУЛЬ 3 | Таймырский АО. Особенности экономического развития. Перспективы. | 8 |
Таймырский АО. Анализ
экономического состояния. Особенности экономического развития. Тенденции и перспективы на современном этапе. |
1 | |
НПР. Особенности экономического развития. | 1 | |
Законодательная база, регулирующая экономическую деятельность в регионе. | 1 | |
РАО “ Норильский никель”. | 2 | |
Экономический потенциал территории Таймыра | 1 | |
Культурные и экономические связи ТАО и РАО с другими районами КК. | 1 | |
Тематический контроль. | 1 | |
МОДУЛЬ 4 | Свободные экономические зоны края. | 5 |
Понятие свободной экономической зоны. | 1 | |
сэз края. | 3 | |
Тематический контроль. | 1 | |
МОДУЛЬ 5 | Экономические отношения края с другими регионами России, мира. | 3 |
Экономические отношения края с другими регионами России. | 1 | |
Международные экономические связи края. | 1 | |
Тематический контроль. | 1 | |
Выполнение и защита
зачетного проекта “ Будущее края –это…” |
7 | |
ИТОГО | 34 |
Конспект-тетрадь для учащихся
Выполняет функцию рабочей тетради, задачника и практикума для подготовки к занятиям и контролю различного уровня.
Каждый модуль конспект - тетради имеет следующие рубрики:
- правила и особенности , на которые необходимо обратить внимание и которые обязательны для изучения ;
- термины, понятия и определения которые необходимо повторить;
- “ загляните в словарь” - найти определение в спецлитературе и записать;
- интересные факты и события по теме;
- спорные взгляды на различные факты, события, ситуации;
- сведения об известных личностях, которые внесли определенный вклад в развитие края;
- проблемные вопросы, ситуации;
- задания для проверки;
- рекомендации для успешного изучения темы и выполнения заданий.
Дополнительная литература
1. Журнал “Цветные металлы”, №6, 1995г. 60 лет Норильскому комбинату.
2. Е.Л.Плесецкий “Социально экономическая география России. Справочное пособие”. М.; Дрофа. Изд-во ДиК.2004 г.
3. Л.В.Добрынина. “Дающие жизнь рудникам”.Кресто.1997г.
4. М.Бендюков и др. “Ты и твоя профессия. Как сделать карьеру в ХХI веке”.Санкт-Петербург.2001г.
5. Концепция социально-экономического развития “ГМК “Норильский никель”” до 2015 года. Норильский никель. 2004г.
6. Устав Красноярского края.
7. “Красноярский край”.составитель О.А.Хонин., 1984г.
8. “Физическая география Красноярского края и республики Хакасия”, Красноярское книжное издательство, 1995г.
9. А.С.Кривошеев, А.П.Хасанов “Лечебные озера Красноярского края”, Красноярское книжное издательство, 1990г.
10. Л.М.Корытный “Реки Красноярского края”, Красноярское книжное издательство, 1991г.
11. “Красноярский краевед”, сборник очерков, статей и публикаций, Красноярское книжное издательство, 1991г.
12. В.Я.Ярославцев “Полярные горизонты”, Красноярское книжное издательство, 1990г.
13. “Памятники истории и культуры Красноярского края”, Красноярское книжное издательство, 1989г.
14. А.Скурихин, Л.Зюзин “Дважды ордена Ленина Красноярский край”, Красноярское книжное издательство, 1975г.
15. “Социальное развитие Норильского промышленного района”, Норильск, 1998г.
16. “Реструктуризация РАО “Норильский никель”- правильный выбор!”-Проспект, г.Москва, 2001г.
17. М. Важнов “Норильский никель 1986-1995”, Москва, Виоланта,1997.
18. А.Казаков “Школьнику о рыночной экономике”.М.,1993г.
19. В.Д.Камаев и колл.авт. Учебник по основам экономической теории.М.,1997г.
20. А.П.Киреев.Международная экономика. М.,2000г.
21. Интернет-ресурсы: сайты Таймыра, Эвенкии, Красноярского края, РАО Норильский никель и др.
Программа элективного курса предпрофильной подготовки
“Экономика Красноярского края”
(17 часов)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
МОДУЛЬ 1 | Красноярский край - ведущее звено экономической системы России. Его характеристика. | 5 |
|
Ведение. Красноярский край - субъект
России. История, традиции и быт населения . |
1 |
Устройство органов государственной власти и органов местного самоуправления. | 1 | |
Законодательная база, регулирующая деятельность Красноярского края. | 1 | |
Особенности экономического развития территорий края. | 1 | |
Культурно-экономические связи Красноярского края с другими субъектами России и иностранными государствами. | 1 | |
МОДУЛЬ 2 | Экономический потенциал территорий края. | 3 |
|
Центральная часть Красноярского края. | 1 |
Таймырский ( Долгано-Ненецкий ) автономный округ. | 1 | |
Эвенкийский автономный округ. | 1 | |
МОДУЛЬ 3 | Таймырский АО. Особенности экономического развития. Перспективы. | 5 |
|
Таймырский АО. Анализ
экономического состояния. Особенности экономического развития. Тенденции и перспективы на современном этапе. |
1 |
НПР. Особенности экономического развития. | 1 | |
Законодательная база, регулирующая экономическую деятельность в регионе. | 1 | |
РАО “ Норильский никель” | 1 | |
Культурные и экономические связи ТАО и РАО с другими районами КК. | 1 | |
МОДУЛЬ 4 | Свободные экономические зоны края. | 1 |
Понятие свободной экономической зоны. | 0,5 | |
СЭЗ края. | 0,5 | |
МОДУЛЬ 5 | Экономические отношения края с другими регионами России, мира. | 1 |
Экономические отношения края с другими регионами России. | 0,5 | |
Международные экономические связи края | 0,5 | |
Выполнение и защита
зачетного проекта “ Будущее края – это…” |
2 |