Тема: “ Музыка вокруг нас”.
Цель урока: закрепление теоретических знаний, пройденного музыкального материала, вокально-хоровых навыков по теме первого полугодия.
Задачи:
Образовательная:
- Закрепление знаний о простых музыкальных формах – марш, танец, песня. Учить
- понимать музыку, рассуждать о ней.
Развивающая:
- Развивать музыкальный слух, ритмический, вокально-хоровые навыки и умения.
Воспитательная:
- Воспитывать музыкальную культуру у учащихся, прививать интерес к музыке, потребность в общении с ней.
Музыкальный материал:
1. П.И. Чайковский “ Па-де-де” из балета “Щелкунчик” – слушание.
2. “Улыбка”, муз. В. Шаинского, сл.М. Пляцковского. – исполнение песни.
3. “Научи нас веселиться”, песня – игра.
4. “Сиртаки”, М. Теодоракис, греческий танец – слушание.
5. П. И. Чайковский “Детский альбом”, “Марш деревянных солдатиков” - слушание.
6. “Как под яблонькой”, импровизация на тему русской народной песни, (гусли), слушание.
7. Мелодия из оперы “Орфей и Эвридика”, К. Глюк, (флейта), слушание.
8. “Водят ноты хоровод…” муз. В.Герчика, сл. Н. Френкеля.
ТСО: Магнитофон, аудиозаписи, СD-диски.
Музыкальные инструменты: фортепиано.
Ход урока
Организационная часть урока.
1. Музыкальное приветствие: “Добрый день”.
Учитель аккомпанирует хоровому исполнению традиционного начала урока.
Добрый день (пропевает учитель по трезвучию до мажора - вверх)
Добрый день (пропевают ученики по трезвучию до мажора - вниз)
Говорим мы (пропевают ученики по трезвучию вверх)
Каждый день (пропевают ученики по трезвучию вниз)
Этими словами (пропевают ученики по ступеням звукоряда до 5-й ступени – вверх)
Здороваемся с вами (пропевают ученики с 5-й ступени – вниз).
2. Учитель сообщает, что урок пройдёт в форме концерта по теме “Музыка вокруг нас”.
У: На протяжении первой и второй четверти мы учились слушать и слышать музыку, которая окружает нас каждый день, звуки, которые нас окружают. Сейчас я прочитаю для вас стихотворение, а вы ребята вспомните какие звуки, мы слышим вокруг себя.
3. Учитель читает стихотворение Е. Королёвой “Все на свете дети знают”.
Все на свете дети знают
Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клёкот,
Самолёта громкий рокот.
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка,
Тихий шелест ветерка,
Это звуки шумовые
Только есть ещё другие,
Ни шуршания, ни стука
Музыкальные есть звуки.
4. Учитель предлагает кратко ответить на вопросы:
У: О каких звуках вы услышали стихотворение?
Д: Шумовые и музыкальные.
У: Шумовые звуки мы можем слышать в природе, в окружающем мире. Назовите дети такие звуки. ( Можно использовать наглядность)
Д: Шум ветра, ручейка, пение птиц, крик петуха, стрекочет кузнечик, капель.
У: А где в жизни вы встречаетесь с музыкой?
Д: В концертном зале, театре, по радио, телевидении, в записях на магнитофоне.
У: Музыка имеет огромное значение в жизни человека. Она может влиять на человеческие чувства и настроение, передавать своё настроение.
Основная часть урока.
1. Учитель предлагает послушать детям фрагмент из известного им произведения.
У: Послушайте музыкальный фрагмент из балета “Щелкунчик” П. И. Чайковского, “Па- де- де” и скажите, какие чувства передала вам эта музыка? Какое впечатление произвела она на вас?
Д: Музыка спокойная, душевная, взволнованная, ласковая, красивая.
У: Скажите дети, а есть ли у музыки своя душа?
Д: Да, это мелодия,
У: Музыка словно живое существо: в ней бьётся сердце, стучит свой пульс.
В музыке, звучащей вокруг нас, мы всегда слышим песни, танцы, марши.
2. Учитель наигрывает мелодию песни, просит тех, кто узнает – начать петь.
Звучит песня В. Шаинского “Улыбка”.
Перед исполнением песни напомнить как должны себя вести дети во время пения сидя.
У:
“Если хочешь сидя петь, не садись ты как медведь.
Ноги в пол упри сильней, спинку выпрями скорей.
Руки, плечи всё свободно, петь приятно и удобно”.
Этапы вокально-хоровой работы: концертное хоровое исполнение песни под фонограмму.
У: Какое настроение передала вам эта песня?
Д: Весёлое, радостное и задорное.
3. Учитель предлагает послушать фрагмент греческого танца “Сиртаки”.
У: Ребята, а сейчас послушайте ещё один музыкальный фрагмент и вспомните, как называется это произведение. Слушая, подумайте, что можно делать под эту музыку.
Д: Это произведение называется “Сиртаки”. И под эту музыку хочется танцевать, (учащиеся могут вспомнить, что слышали эту музыку в мультфильме “Ну погоди!”).
У: А какие танцы вы ещё знаете?
Д: Полька, камаринская, вальс.
4. Детям предлагается исполнить в качестве разминки, выученную ими ранее песню-танец
“Научи нас веселиться”.
Если птицы распевают тут и там,
Если бабочки расселись по кустам,
Научи нас веселиться, покажи нам как резвиться,
А мы будем делать так же, как и ты:
(После 1,2 и 4-й строк – по два хлопка в ладоши).
Если выучил урок ты на зубок,
Да к тому ж ещё товарищу помог,
Научи нас веселиться, покажи нам как резвиться,
А мы будем делать так же, как и ты.
(После 1, 2 и 4-й строк - по два щелчка пальцами).
Если дома ничего ты не учил,
Если двойку на уроке получил,
Научи нас плакать, плакать, научи нас ахать, ахать,
А мы будем делать так же, как и ты.
(После 1, 2, и 4-й сток дети берутся руками за щёки и, покачивая головой, произносят: “Ай! Ай!”).
Если больно ты ушибся о косяк,
Если шишка на макушке, как кулак,
Научи ты нас не плакать, научи нас, как не ахать,
А мы будем делать так же, как и ты.
(После 1, 2 и 4-й строк – два раза топнуть ногой).
Если маме всю посуду перемыл,
И ни чашки, ни тарелки не разбил,
Научи нас веселиться, веселится и гордиться,
Мы будем делать так же, как и ты.
(После 1,2 и 4-й строк – два хлопка обеими руками по коленям).
Если в космос ты направился во сне,
Если бегал ты вприпрыжку по Луне,
Покажи, как ты резвился, как резвился, веселился,
А мы будем делать так же, как и ты.
(После 1,2 и 4-й строк – по два удара в ладоши. По окончании пения – повторение подряд щелчков).
В качестве помощи выбирается один ученик, который показывает последовательность движений, аккомпанемент исполняется учителем на фортепиано. При исполнении учитель следит, чтобы движения детей были ритмичными, выполнялись одновременно всеми детьми.
5. У: Следующий музыкальный фрагмент вы уже слушали на предыдущих уроках. Прослушав, назовите имя композитора, который сочинил его и название пьесы. (Используется портрет композитора).
Звучит “Марш деревянных солдатиков”, П. И. Чайковского.
6. Вопрос-загадка.
Учитель предлагает отгадать учащимся стихотворные загадки, в которых нужно вставить последнее пропущенное слово.
Говорят, характер резкий,
Говорят, он хулиган.
Нет, не верьте: он ритмичный,
Он трудяга….. (Барабан).
Играет и тихо, и громко,
Играет и быстро, и плавно.
Приглушённо может и звонко
Звучать наше…..(Фортепиано).
7. Прослушав музыкальное произведение, дети называют музыкальный инструмент, с которым они знакомились ранее на уроках. Звучит русская народная песня “Как под яблонькой”. (Гусли).
У: А с каким сказочным героем, который играл на гуслях, мы с вами уже знакомы? (Можно использовать наглядность из учебника-тетради “Музыка 1 класс” Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, если дети затрудняются вспомнить этого героя).
Д: Это герой из былины – Садко.
8. Учитель предлагает открыть учебник – тетрадь на странице 30, и, слушая фрагмент из музыкального произведения, определить, на какой из четырёх звучащих картин изображён инструмент, который сейчас звучит, (Картина - №2).
Звучит мелодия из оперы “Орфей и Эвридика”. (Флейта).
9. С целью закрепления звукоряда исполняется песня “Водят ноты хоровод..”, муз. В.Герчика, сл. Н Френкель.
Учитель наигрывает фрагмент мелодии песни, дети по звучанию вспоминают и называют песню.
Концертное хоровое исполнение песни.
Обобщение и итог урока.
1. Совместные выводы учителя и учащихся:
- На уроке мы говорили о звуках, которые нас окружают каждый день - музыкальные и шумовые.
- Шумовые звуки окружают нас каждый день в природе, а музыку мы можем услышать по радио, телевидению, в концертном зале, театре, кино, в записях на магнитофоне.
- В музыке, звучащей вокруг нас, мы всегда слышим песни, танцы, марши. (Дети их перечисляют).
- Чтоб услышать музыку нужны музыкальные инструменты (перечисляем)
- И для того чтобы записать музыку нужно знать музыкальную азбуку (звукоряд).
- Музыка живёт рядом с человеком, она помогает и в радости и в грусти. Она влияет на человеческие чувства и настроение. Без музыки существовать человек не может.
2. Анализ работы учащихся, попевка.
У: До свидания.
Д: Повторяют музыкальную фразу: “До свидания”.
Литература:
- Музыка: Учеб.-тетрадь для учащихся 1кл. нач.шк./Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2001. -80с.:ил.