В обучении математике важным звеном является целенаправленная работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, которую предваряет объективная содержательная оценка уровня усвоения учащимися изученного материала.
Для наблюдения динамики в ликвидации пробелов удобно использование диагностических карт.
Структура диагностических карт (Приложение 1) включает список класса, перечень знаний и умений, которые проверяются, а также указаны материалы, которые следует использовать для ликвидации пробелов в знаниях. В графе “Индивидуальные задания” приняты следующие сокращения:
М.Т. – В.И. Жохов, В.Н. Погодин, “Математический тренажер”, 5 кл., 6 кл. Пособие для учителей и учащихся. – М.: “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2003.
Тесты 5–11 М.А. Максимовская и др. “Тесты. Математика. 5–11-е классы”. – М.: “Олимп”, “Издательство АСТ”, 2000.
М-5, (М-6) – Н.Я. Виленкин и др. “Математика. Учебник для 5-го класса (6 кл.) – М.: “Русское слово”, 2003.
М-7 – Ш.А. Алимов и др. “Алгебра. Учебник для 7-го класса”. – М.: Просвещение, 2003.
ДМ – А.С. Чесноков, К.И. Нешков. “Дидактические материалы по математике для 5-го кл. (6 кл.) – М.: Просвещение, 2003.
Л.И. Звавич др. “Дидактические материалы по алгебре для 7-го класса”. – М.: Просвещение, 2003.
Карта заполняется при проверке письменных работ; достаточно напротив фамилии учащегося поставить знак “ – ” в той графе, где перечислены знания и умения, которыми не овладел ученик. Сведения, помещенные в карту, обязательно сообщаются учащимся в индивидуальном порядке.
Далее учащие самостоятельно, а при необходимости с помощью одноклассников, с помощью учителя, а также с помощью родителей ликвидируют пробелы в знаниях.
На индивидуальных и групповых занятиях учащимся предлагаются задания из вышеперечисленных пособий. При правильном выполнении индивидуального задания “ – ” в диагностичесой карте исправляется на “ + ”.
На вводном уроке по новой теме учитель объясняет содержание очередной диагностической карты, ориентируя учащихся на те знания и умения, которые должны быть, усвоены в процессе изучения данной темы и овладение которыми будет контролироваться. Это способствует формированию у учащихся сознательной устремленности в освоении знаний. Сведения, занесенные в диагностическую карту, используются учителем при подготовке уроков-консультаций, уроков коррекции знаний, уроков повторения.
Ведение диагностических карт способствует повышению коэффициента обученности, формированию осознанного подхода к планированию и оценке самостоятельной учебной деятельности.
Единственным отрицательным моментом при ведении диагностических карт является дополнительная работа для учителя, вызванная необходимостью составлять, заполнять карты, готовить дополнительный дидактичекий материал.