Тема: Средства индивидуальной защиты органов дыхания населения (контрольно-обобщающий урок).
Цель:
1. Контроль и закрепление знаний и навыков учащихся, по правилам безопасного поведения при угрозе отравления АХОВ.
Задачи урока:
Развивающие:
- Приобрести навыки оценки причин и последствий Ч/С на производстве..
- Развивать познавательный интерес на уроках ОБЖ посредством использования инновационных технологий.
Образовательные:
- Определить признаки позволяющие отнести событие к ЧС техногенного характера.
- Практическое применение средств индивидуальной защиты.
Воспитательная:
- Путем создания атмосферы соперничества между командами научить быстро, принимать правильные решения и действовать в соответствии с возникшей ситуацией.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
- Используя технические средства обучения (фильм Ч/С на производстве из кинофильма “Между жизнью и смертью”), закрепить знания учащихся о причинах и последствиях Ч/С на производстве.
- На основе метода проектов, составлять и решать задачи относительно системы “ОПАСНОСТИ – ПРИЧИНЫ – ПОСЛЕДСТВИЯ”.
- В игровой форме проверить знания и умения учащихся по безопасному поведению в Ч/С при угрозе поражения органов дыхания (в том числе в виде беседы, опроса, тестовых заданий). ИГРА “ Внимание Авария”.
- Провести мотивацию знаний учащихся, что позволит выявить глубину усвоения материала.
- Продемонстрировать практическое применение средств индивидуальной защиты (одевание противогаза норматив № 2).
ПЛАН УРОКА
- Объявление темы, цели, ход урока.
- Отборочный тур.
- Демонстрация фильма.
- Игра “Внимание авария!”.
- Практическое применение противогаза (выполнение норматива № 2).
- Подведение итогов урока, обобщение.
ХОД УРОКА
1. Объявление темы, цели и ход урока.
Фронтальный опрос.
- Что такое авария? (Это опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, (определенной территории или акватории), угрозу жизни и здоровью людей и приводящие к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.)
- Почему бывают аварии, можно ли их исключить из нашей жизни, или они неизбежны? Каковы их причины? (Нарушение трудовой дисциплины, износ оборудования, выход из строя противоаварийных систем, низкая квалификация персонала и т.д.)
2. Проведение отборочного тура. (для отбора команд - 3 команды, по 2 человека в каждой) С помощью 6 - вопросов:
- Что такое ОПАСНОСТЬ? - (Условия вызывающие нежелательные последствия)
- Что такое ПРИЧИНА? – (Условия при которой реализуется опасность).
- Что такое ПОСЛЕДСТВИЯ? – (Реализация опасности через причины).
- Перечислите виды средств, защиты органов дыхания? - (Простейшие, фильтрующие, изолирующие).
- Назовите правила надевания фильтрующего противогаза ГП – 5? (Затаить дыхание и закрыть глаза, надеть шлем маску, сделать резкий выдох и открыть глаза).
- Какой вид противогазов можно использовать при пожаре? (Изолирующий)
3. Просмотр сюжета из фильма “Между жизнью и смертью”, где команды должны ответить на вопросы по фильму и составить таблицу проектов относительно системы. ОПАСНОСТИ, ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ.
- Какой опасности подвергся человек?
- Какие причины привели к Ч/С?
- Какие последствия произошли в результате Ч/С?
ОПАСНОСТИ | ПРИЧИНЫ | ПОСЛЕДСТВИЯ |
1. Отравление газом | 1. Отсутствие инструктажа. Нарушение Т/Б. Недостаточная профессиональная подготовка. |
Биологические (раздражение органов
дыхания, удущье). Химические – (отравление, ожоги верхних дыхательных путей) |
ВЫВОД ПОСЛЕ ПРОСМОТРА СЮЖЕТА ФИЛЬМА.
Решение и составление задач позволяет учащимся анализировать различные ситуации, прогнозировать последствия, принимать самостоятельно реальные благоприятные решения.
4. Игра с учащимися поддерживающие свои команды.
- Отгадать зашифрованное слово “ЯЦАУКАВЭИ” – (Эвакуация).
- Написать наибольшее количество слов из слова “Жизнедеятельность”
Игра “Внимание авария ! ”
1. Как действовать по сигналу “Внимание всем!”?
а). Надеть средства защиты и покинуть помещение.
б). Включить радио, телевизор и прослушать информацию.
в). Быстро направиться в укрытие.
2. При аварии на ХОО произошла утеска хлора, вам угрожает опасность оказаться в зоне заражения. Выживете на первом этаже многоэтажного дома. Как вы поступите?
а). Укроетесь в подвале.
б). Поднимитесь на верхний этаж.
в). Останетесь в своей квартире.
3. Пары какого из перечисленных веществ являются наиболее токсичными?
а) Пары хлора.
б) Пары аммиака.
в) Пары ртути.
4. От чего зависит стойкость химического заражения?
а). От токсичности ОВ и направления ветра.
б). От свойств ОВ и погоды.
в). От площади разлива ОВ и рельефа местности.
5. Произошла авария на ХОО. В каком направлении вам следует покинуть зону заражения?
а). По направлению ветра.
б). Перпендикулярно направлению ветра.
в). навстречу ветру.
6.Участники команд должны выполнить норматив № 2 “надевание противогаза”
Условия:
1. Противогаз ГП-5 в противогазовой сумке “В боевом положении ”.
2. По команде “Газы!” участники команд выполняют норматив.
“Отлично” - 10 сек. “Хорошо” - 11 сек. “Удовлетворительно” – 12 сек.
Ошибки, снижающие на один балл.
1. Неправильно выполнено надевание противогаза. 2. Складки на голове. 3. Очковый узел находится не на уровне глаз.
Заключительная часть
Подведение итогов при помощи вопросов.
- Какие ситуации мы рассмотрели?
- Чему научились?
- Можно ли знать правила, но не соблюдать их?
Выставление оценок участникам урока.
Домашнее задание: Вспомнить техногенные аварии в нашем регионе, их причины, последствия. Перечислить опасные объекты в нашем городе, аварии на которых могут быть опасны для населения. Составить кроссворд “Причины и последствия пожаров”.
Используемая литература
- А, Т, Смирнов “Основы безопасности жизнедеятельности” 10 класс. Учебник. для общеобразовательных учебных заведений “Просвещение” 2000
- Иванюков М.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Тетрадь с печатной основой для учащихся 10 – го класса. Саратов: “Лицей”, 2004
- А.В. Наследухов Дидактические материалы по курсу “Основы безопасности жизнедеятельности”: 10-11 кл. ООО “Издательство Астрель”, 2002