Цели:
- обеспечить усвоение учащимися знаний о фосфоре как о химическом элементе и простом веществе;
- аллотропных видоизменениях фосфора;
- повторить зависимость свойств вещества от его состава и строения;
- развивать умение сравнивать;
- способствовать формированию материалистического мировоззрения, нравственному воспитанию школьников.
Средства обучения:
- Реактивы и оборудование – красный фосфор, пробирка, держатель, спиртовка, спички, стеклянная палочка, вата.
- Мультимедийный проектор, компьютер, презентация Power Point (Приложение 1).
- Раздаточный материал: таблица “Физические свойства белого и красного фосфора”.
Ход урока
I. Мотивация учащихся
Учитель зачитывает отрывок из романа А.Конан-Дойла “Собака Баскервилей”.
Демонстрация слайда №1 <Приложение 1>
“...Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. Фосфор, – сказал я”.
Из какого произведения этот отрывок? Вот в какой неприятной истории оказался замешан элемент №15. Но могло ли быть такое в действительности, имеет ли фосфор такие свойства, прав ли был А.Конан-Дойл? Выясним сегодня на уроке.
II. Изучение нового материала
1. История открытия фосфора
Рассказ учителя:
Фосфор открывали несколько раз. Причем всякий раз получали его из … мочи. Есть упоминания о том, что первооткрывателем фосфора был арабский алхимик Альхильд Бехиль (XII век), перегонявший мочу с глиной, известью и углем. Но все же годом открытия фосфора считается 1669-й.
Демонстрация слайда №2 <Приложение 1>
Гамбургский алхимик-любитель Хеннинг Бранд, разорившийся купец, хотел с помощью алхимии поправить свои дела и в поисках “философского камня” и проводил опыты с разными веществами. Он собрал около тонны мочи из солдатских казарм, выпарил, затем перегнал до образования твердого остатка, при нагревании которого образовалось вещество, ярко светившееся в темноте. Бранд назвал его фосфором, что в переводе с греческого означает “светоносец”. Способ получения фосфора держался в секрете. В третий раз фосфор открыл Р.Бойль в 1680 году.
2. Фосфор как химический элемент.
Беседа:
- Каково положение фосфора в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева?
- Составьте схему строения атома фосфора, сделайте вывод о проявлении свойств.
- Определите возможные степени окисления фосфора в соединениях.
- Составьте формулу летучего водородного соединения и высшего оксида, расставьте степени окисления. Каков характер оксида?
Демонстрация слайда №3 <Приложение 1>
3. Аллотропные видоизменения фосфора.
- Необычное светящееся вещество, полученное Брандом, - белый фосфор. Кроме белого, есть еще красный фосфор и черный фосфор. Как называется явление существования нескольких простых веществ, образованных одним химическим элементом?
Демонстрация слайда №4 <Приложение 1>
- Сравните физические свойства аллотропных видоизменений фосфора. (Самостоятельная работа учащихся с таблицей)
Таблица “Физические свойства белого и красного фосфора”
Характеристика вещества | Свойства фосфора | |
белого | красного | |
Физическое состояние | Кристаллическое вещество | Порошкообразное вещество |
Твердость | Небольшая - можно резать ножом (под водой) | - |
Цвет | Бесцветный с желтоватым оттенком | Темно-красный |
Запах | Чесночный | Без запаха |
Плотность (в г/см3) | 1,8 | 2,3 |
Растворимость в воде | Не растворяется | Не растворяется |
Растворимость в сероуглероде | Хорошо растворяется | Не растворяется |
Температура плавления | 44°С | При сильном нагревании превращается в пары белого фосфора |
Температура воспламенения | 40°С. В измельченном состоянии воспламеняется при обычной температуре. | Около 260°С |
Свечение | В темноте светится | Не светится |
Действие на организм | Сильный яд | Не ядовит |
- Сходны или различны свойства белого и красного фосфора?
- Чем объясняются различия в свойствах?
Демонстрация слайда №5 <Приложение 1>
- Какой тип кристаллической решетки у белого фосфора? Красного фосфора?
Молекула белого фосфора состоит из четырех атомов, построенных в форме тетраэдра. Красный фосфор имеет атомную кристаллическую решетку с довольно сложным строением. Существует еще чёрный фосфор - полимерное вещество с металлическим блеском, похожее на графит, без запаха, жирное на ощупь. Не растворим в воде и в органических растворителях. Атомная кристаллическая решётка, полупроводник
- Как вы думаете, можно ли из одного аллотропного видоизменения фосфора получить другое?
Демонстрационный опыт. Получение белого фосфора из красного.
Красный фосфор (количество – с полгорошины) поместить в пробирку, вставить стеклянную палочку, закрыть тампоном, нагреть. Образуется белый дым оксида фосфора, затем – желтоватые капли белого фосфора. Извлечь стеклянную палочку, белый фосфор самовозгорается.
- Какова температура воспламенения белого фосфора? Прав ли был А.Конан-Дойл в описании собаки Баскервилей?
Белый фосфор самовозгорается на воздухе. Кроме того, процесс окисления катализируется органическими веществами, в частности, шерстью. Поэтому собака Баскервилей не могла быть раскрашена белым фосфором.
- Каково физиологическое действие белого фосфора?
Доза фосфора в 0,05–0,15 г для человека смертельна. Профессиональным заболеванием рабочих первых спичечных фабрик был фосфорный некроз – поражение челюстей.
Белый фосфор не только является сильным ядом, при попадании на кожу вызывает долго не заживающие ожоги.
4. Химические свойства фосфора
- Фосфор часто называют многоликим элементом. Не только из-за аллотропных видоизменений, но и благодаря химическим свойствам. Этот элемент может проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства.
- Составьте уравнение реакции горения фосфора, объясните окислительно-восстановительный процесс.
4Р + 5О2 = 2Р2О5
Свечение белого фосфора объясняется медленным окислением кислородом воздуха. Это один из примеров реакций, при которых химическая энергия превращается в световую (фосфоресценция). Подобные превращения иногда наблюдаются и при других химических и биохимических процессах, например, при “свечении моря”.
- С какими веществами фосфор проявляет себя как окислитель?
Составьте уравнение реакции взаимодействия с магнием, назовите продукт.
3Mg + 2P = Mg3P2
- В смеси с бертолетовой солью от удара взрывается, воспламеняется.
5KClO3 + 6P = 3P2O5 + 5KCl
Такая реакция происходит, когда мы зажигаем спички. В головке спичек содержится бертолетова соль, в намазке шкурки – красный фосфор.
В 1867 г. от ожогов скончалась итальянская эрцгерцогиня Матильда, которая случайно наступила на спичку, – ее платье было мгновенно охвачено пламенем. В те времена спички были весьма опасны: мало того, что зажигались они очень легко, а порой и неожиданно, в них содержался сильно ядовитый белый фосфор.
5. Нахождение в природе, получение фосфора
В промышленности фосфор получают из фосфоритов и апатитов, нагревая их в электрической печи без доступа воздуха в присутствии оксида кремния (IV) и угля.
Демонстрация слайда №6 <Приложение 1>
Ca3(PO4)2 + 3SiO2 + 5C = 3CaSiO3 + 2P + 5CO
6. Применение фосфора
Главные его потребители – производство спичек, металлургия, химические производства. В недавнем прошлом на военных предприятиях его использовали для приготовления дымовых и зажигательных составов.
Войска США использовали зажигательные фосфорные бомбы во время военной операции вблизи иракского города Эль-Фаллуджа в 2004 году.
Демонстрация слайда №7 <Приложение 1>
По словам представителя Пентагона, белый фосфор использовали как огневое средство против боевиков и для освещения поля боя. В то же время один из итальянских телеканалов сообщал, что среди жертв фосфорных бомб были женщины и дети.
III. Закрепление изученного
- Почему в отличие от азота фосфор в свободном виде не встречается?
- Как можно отделить белый фосфор от красного?
- Как доказать, что белый и красный фосфор – аллотропные видоизменения одного и того же эемента?
- Составьте уравнения реакций взаимодействия фосфора с: а) фтором; б) алюминием. Назовите вещества. Какую роль играет фосфор: окислителя или восстановителя?
Решение задачи:
- Сколько граммов оксида фосфора (V) получится при сжигании 1,24 г фосфора?
- С фосфором и его соединениями связано немало легенд и суеверий.
Сообщения учащихся:
1. “Светящийся монах”
Из воспоминаний академика С.И. Вольфковича: “Фосфор получался в электрической печи, установленной в Московском университете на Моховой улице. Так как эти опыты проводились тогда в нашей стране впервые, я не предпринял тех предосторожностей, которые необходимы при работе с газообразным фосфором – ядовитым, самовоспламеняющимся и светящимся голубоватым цветом элементом. В течение многих часов работы у электропечи часть выделяющегося газообразного фосфора настолько пропитала мою одежду и даже ботинки, что когда ночью я шел из университета по темным, не освещенным тогда улицам Москвы, моя одежда излучала голубоватое сияние, а из-под ботинок (при трении их о тротуар) высекались искры. За мной каждый раз собиралась толпа, среди которой, несмотря на мои объяснения, немало было лиц, видевших во мне “новоявленного” представителя потустороннего мира. Вскоре среди жителей района Моховой и по всей Москве из уст в уста стали передаваться фантастические рассказы о “светящемся монахе”...
2. “Чудеса без чудес”
- Самовозгорание свечи. Сделать это можно так: на фитиль наносят раствор фосфора в сероуглероде, растворитель довольно быстро испаряется, а оставшиеся на фитиле крупинки фосфора окисляются кислородом воздуха и самовоспламеняются.
- “Божественные” надписи, вспыхивающие на стенах. Тот же раствор, те же реакции. Если раствор достаточно насыщенный, то надписи сначала светятся, а затем вспыхивают и исчезают.
3. “Огни на кладбищах”
“На кладбище мы встретили массу вертящихся над могилами прозрачных огоньков. Иные были ростом с аршин. При первом дуновении ветерка огоньки заколыхались, быстро помчались вперед”. Фосфор как элемент входит в состав живых организмов, при гниении остатков животных, человека образуется РН3 – фосфин, фосфороводород. Непрочное соединение, прямым соединением фосфора и водорода получить нельзя. На воздухе самовоспламеняется. Очень ядовитый бесцветный газ с чесночным запахом.
Подведение итогов урока, комментирование и выставление отметок
Домашнее задание:
1. Изучить текст учебника по теме “Фосфор”.
2. Сравнить: а) неметаллические свойства азота и фосфора как элементов; б) химическую активность азота и фосфора как простых веществ. Сделайте вывод.
3. Составить формулы веществ, образующих генетический ряд фосфора.
4. Индивидуальные задания. Подготовить сообщения: 1) об истории спичек; 2) о биологической роли фосфора и его соединений.