Управление образовательным процессом в адаптивной школе

Разделы: Администрирование школы


“Адаптивная модель школы” - обычная массовая общеобразовательная школа для детей самых разных возможностей и с различным уровнем способностей, где учебно-воспитательный процесс должен быть организован с учетом социокультурных и педагогических особенностей региона, школа быстрого и гибкого реагирования на стремительно изменяющуюся социально - педагогическую ситуацию. Школа готова к приему любых категорий детей, ведь это школа разноуровневая и многопрофильная, включает в себя различный спектр классов, а миграция учащихся происходит внутри одного учебного заведения, (в школе происходит движение учащихся из классов компенсирующего обучения в обычный класс, если ребенок достиг положительных результатов в учебно-познавательной деятельности).

Актуальность проблемы реализации адаптивного образования связана: а) с социальными условиями проживания в сельской местности: ограниченные возможности повышения культурного уровня детей, высокий уровень безработицы родителей не позволяет ученикам посёлка рассчитывать на поступление в дорогостоящие ВУЗы; б) с идеей самоопределения школьников; в) с наличием детей с различным уровнем способностей. Образовательный процесс осуществляется по разноуровневым программам в классах продвинутого уровня, в общеобразовательных классах, в классах компенсирующего обучения, коррекционного обучения VIII вида, в классах и группах очно-заочного обучения.

Образование во многом определяет жизнь человека, его благополучие, успех, возможность самореализации. От состояния образовательной системы, её способности удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах принципиально зависят перспективы общественного развития в современном мире. Психолого-педагогическая мысль все больше обращается к проблемам личностно-ориентированного образования. Возрастает интерес педагогов к развитию личности, к внутренним механизмам её саморазвития. Ребёнок не только объект внешнего влияния, но и субъект своей собственной жизни. Объектом воздействия должен быть не сам ученик с его особым внутренним миром, а условия, в которых он взрослеет и выстраивает себя как личность. Дело в том, что современная школа не в состоянии учесть психофизиологические особенности ребёнка, построить на этой основе индивидуальную траекторию его развития, создать условия для максимальной самореализации личности, как с одарёнными детьми, так и с теми, кто нуждается в коррекции и выравнивании.

Практика показывает недостаточность подготовленности многих выпускников общеобразовательных школ к выбору собственной жизненной стратегии, основанной на четком представлении о своей индивидуальности. Необходимо предоставить возможность самоопределения каждому ребёнку, что будет свидетельствовать об индивидуализации образовательного процесса, как главной задаче адаптивной школы. Более того – это постоянный процесс активного приспособления (интеграции) индивидуального или группового субъекта к условиям социальной среды.

Возникают противоречия, которые связаны с неосознанной деятельностью учащихся, появляется потребность в плане саморазвития школьников и преподавателей, и как следствие, приобретает значимость проблема: создание наиболее оптимальных психолого-педагогических условий в процессе обучения, при котором будет адаптация индивидуальности каждого, самореализация ученика и учителя.

Таким образом, актуальная проблема на данном этапе развития школы – “не потерять”, “не упустить” учащихся как “продвинутого” уровня, так и учащихся с низкими учебными возможностями. Поэтому школа должна стать школой, которая адаптируется к ребёнку.

В нашей адаптивной школе обучаются одаренные и обычные дети, учащиеся классов компенсирующего обучения, коррекционного обучения VIII вида, а также ученики очно - заочного обучения

Возникают противоречия, которые связаны с неосознанной деятельностью учащихся, появляется потребность в плане саморазвития школьников и преподавателей, и как следствие, приобретает значимость проблема: создание наиболее оптимальных психологo-педагогических условий в процессе обучения, при котором будет адаптация индивидуальности каждого, самореализация ученика и учителя. Таким образом, актуальна проблема - “не потерять”, “не упустить” учащихся как продвинутого уровня, так и учащихся с низкими учебными возможностями.

Важным путем оказания эффективной помощи школьникам, я считаю, есть процесс формирования готовности к жизненному, личностному, профессиональному самоопределению в условиях образовательно-воспитательной системы. Необходимо развивать образовательный процесс, опираясь на следующие основания: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить в ладу с самим собой.

Наиболее концептуальными подходами мы считаем следующие:

1) антропоориентированный (гуманистический подход);

2) феноменологический (рефлексивное образование является наглядным примером феноменологического подхода к живому процессу обучения и учения);

3) педагогическая поддержка.

При этом надо учитывать педагогические принципы образовательного процесса, которые способствуют самообразованию в массовом обучении: а) рефлексивная и продуктивная деятельность участников образовательного процесса; б) принцип индивидуализации - признание индивидуальности как индивидуальных черт, не допускающих сравнений с другими людьми.

Миссия нашей школы состоит в том, чтобы, сохраняя и охраняя индивидуальность ребенка, помочь ему разобраться, в чем именно состоит его индивидуальность, к чему он предназначен, определиться в выборе рода деятельности и возможно социального положения, признать самоценность его сегодняшнего этапа жизни и подготовить к новой деятельности в будущем. Для этого в школе должен царить дух взаимопонимания и сотрудничества на уровне учитель - ученик - родитель - социум. В школе необходимо создание наиболее оптимальных условий в педагогическом процессе, при которых будет происходить развитие индивидуальности каждого педагога и ребенка, укрепление их “самости”. Эта проблема aктyальна для нашего образовательного учреждения, где обучаются и воспитываются дети с разными способностями, с различной стартовой ситуацией развития.

Образовательный процесс в школе осуществляется по разноуровневым программам в классах общеобразовательного и продвинутого уровня обучения, в классах компенсирующего и коррекционного обучения, в классах и группах очно - заочного обучения. Учебный план школы создан на основе федерального Базисного плана и скорректирован с учетом специфики школы.

Итак, продуктивное саморазвитие личности учащихся - результат и условие эффективности обучения и воспитания в школе. В чем мы видим сущность адаптивной модели нашей школы - право быть каждым. Здесь вырисовывается 4 смысла: нормальные адекватные дети адаптируются под себя, по своему уровню адаптируются школьники компенсирующего и коррекционного VIII вида, меняют свой взгляд на реальность и учащиеся очно - заочного обучения. Как бы каждый ребенок видит свой портрет. Учащиеся компенсирующего и коррекционного обучения - продукт социального сиротства, родителей, больных алкоголизмом, дети, страдающие наследственными, приобретенными заболеваниями, школьники, имеющие социальную и педагогическую запущенность. Комплектование таких классов происходит по заключению ПМП консилиума школы или по рекомендации районной ПМП Комиссии (обязательно с согласия родителей), А вот учащиеся очно-заочной (вечерней) школы - это наш педагогический брак. Если ребенок приходит в эту школу и не имеет простейших учебных навыков, если не выходит к доске по одной причине, что его просто никогда к ней не вызывали, если у него сложился стереотип сдавать самостоятельную работу чистым листом, при этом быть ежегодно аттестованным и переведенным из класса в класс, то чей это брак? Наш с вами.

Адаптивная школа - школа гуманизма, где нормальные дети понимают других детей, что тот другой не плохой, он просто “Другой”, Происходит общение между школьниками. Важно вовремя оказать педагогическую поддержку, а формула рефлексивных действий должна быть такой: “у меня получиться, если я буду знать, уметь...”. В школе функционирует система коррекционной поддержки личности школьников, состоящая из следующих компонентов: а) внутришкольная дифференциация и индивидуализация обучения на уроке; б) деятельность психологической службы по коррекции ситуации развития личности школьников; в) коррекционная деятельность на индивидуальных занятиях; г) диагностическое изучение процесса интеллектуального, нравственного и физического развития учащихся.

Роль продуктивного общения играет дополнительное образование, которое помогает сознательно вписывать детей в реальность. В школе создана детская организация “ Импульс”, работает сеть кружков, постоянно ведутся спортивные секции, многие ученики посещают “Изостудию”. Мы всегда рады, когда дети компенсирующего и коррекционного вида обучения занимают призовые места, получают грамоты и дипломы за участие в общешкольных мероприятиях и спортивных соревнованиях. Здесь надо отдать должное классным руководителям, которые обладают терпимостью, умеют сопереживать, пытаются мыслить категориями своих подопечных.

В педагогической деятельности учителя, работающего по коррекционно-развивающей модели обучения, необходим демократический стиль общения с людьми, умение увидеть и оценить уникальность природы человека. В отношении ребенка должны быть сформированы позитивные установки, вера в компенсирующие возможности, неиссякаемое терпение, справедливая строгость, умение встать на позицию другого, видеть обстоятельства его глазами. Чтобы повысить свою компетентность в личностной педагогике, учителю необходимо овладеть рядом ключевых педагогических операции. К таким умениям мы отнесли рефлексию, саморегуляцию, самодиагностику, самоанализ, самопроектирование своей личности и собственного профессионального поведения и деятельности.

Должны работать особые люди, с определенным миром ценностей, у которых сложилось особое отношение к таким детям, присущая им, богом данная, доброта в квадрате, особый ценностно-смысловой потенциал учителя. Важно создать у ребенка чувство, что его понимают и принимают.

Главный акцент в своей деятельности школа, исходя из неоднородности контингента её учащихся, делает на учете индивидуальных особенностей каждого ребенка. То есть образовательный процесс строится, технологии обучения подбираются таким образом, чтобы каждый ученик был вовлечен в активную учебную деятельность в зоне его ближайшего развития, чтобы каждый ученик чувствовал себя в школе комфортно.

Для этого необходимо создать условия успешной адаптации, поддержать и развить в детях интерес к знаниям, помочь им общаться с одноклассниками, сверстниками, преподавателями. Стараться формировать и вырабатывать жизненно важные навыки (их 10, они известны).

В результате своей работы пришла к выводу, что полная реализация адаптивной модели школы невозможна, т.к. у нас существуют всем известные объективные и субъективные проблемы. Считаю и уверена, что свою миссию школа выполняет, осуществляя личностную ориентацию и саморегуляцию ребенка, адаптацию учащихся к жизни в обществе, ведь каждый ребенок - это неповторимая индивидуальность, которая живет в своем мире, реализует себя в тех социальных ролях, которые ей доступны.