Конспект урока в 10-м классе по теме: "Военно-Морской Флот — история создания и назначение"

Разделы: ОБЖ


Цели:

  • сформировать представление о значении ВМФ, истории создания и развития флота;
  • ознакомить учащихся с современной структурой и боевыми возможностями ВМФ;
  • развивать аналитико-синтезирующее и абстрактное мышление;
  • развивать речь учащихся, умение работать с литературой – выделять главное;
  • воспитывать гордость за свое Отечество, патриотизм, понимание необходимости прохождения военной службы по призыву.

Метод: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование:

  • таблица “Кто на море всех сильнее”;
  • географическая карта России;
  • рисунки кораблей;
  • бескозырка;
  • погоны флотские и армейские;
  • журналы “Военные знания” № 7 1995, № 11 1995, № 4 1996,   № 8 1996, № 12 1997, № 3 1998.

Оформление классной доски:

  • Тема: "Военно-морской флот – история создания, предназначение и состав".
  • Эпиграф.

“Всякий потентат, который едино войско сухопутно имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет”.

Петр I

  • План урока:

    1. История создания ВМФ.
    2. Предназначение ВМФ.
    3. Состав и боевые возможности ВМФ.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

– Даже без оформления доски, только потому, что я принес на урок бескозырку, я думаю, вы догадались, что сегодня у нас пойдет речь о ВМФ.
Мы с вами изучаем раздел “Основы военной службы” и уже изучили три вида Вооруженных Сил. Назовите их.
Сегодня приступаем к изучению последнего из видов – ВМФ. Давайте запишем в тетрадях число и тему занятия. Обратите внимание на высказывание Петра I, его он вписал в предисловие к “Морскому уставу”. Подумайте, соответствует ли данное высказывание нашему сегодняшнему времени? В конце урока мы вернемся к этому вопросу.
И еще. Давайте вспомним – при общем обзорном знакомстве с видами Вооруженных Сил мы с вами говорили, что ВМФ может записываться как ВМФ и ВМС. Какова разница в этих записях?

1. История создания ВМФ

– Начнем изучение сегодняшней темы с первого вопроса – истории создания флота.

Ученик 1 делает сообщение с демонстрацией рисунков кораблей.

Петр I Великий – выдающийся государственный деятель и полководец. Он создал регулярную армию и Военно-морской флот России, заложил фундамент русской военной школы. В 1688 году Петр I совершил первое плавание на ботике по Яузе и Просяному пруду под Москвой, что привело к возникновению у него серьезного интереса к морскому делу. В 1689 г. при непосредственном участии царя основана корабельная верфь на Переславском (Плещеевом) озере, где была создана “потешная” флотилия. В 1693 – 1694 гг. Петр I под именем Петра Алексеева совершил плавание по Белому морю на яхте “Святой Петр” и на корабле “Святое пророчество”. В 1696 г. на галере “Принципиум” командовал авангардом гребной флотилии во время осады и взятия турецкой крепости Азов. 30 октября 1696г. по настоянию Петра I Боярская дума постановила: “Морским судам быть”. [11] Это было решением огромной исторической важности. В результате его осуществления Россия – крупнейшее континентальное государство – должна была стать также морской державой. Фактически же строительство флота Петром I в Воронеже велось еще с конца 1695г., после возвращения из неудачного похода на Азов.
Еще до Петра I проводились неоднократные кровопролитные войны за выход к морю.
Получался заколдованный круг: не владея морским побережьем, нельзя было создать флот, а без него – прочно встать на берегах Балтики. Петр нашел простой выход: он одновременно пробивался к морю и строил корабли. Еще в начале 1702 г. по его приказу Иван Татищев на р. Сясь заложил первые для Балтики русские морские суда. Так был разорван этот заколдованный круг. [5] А еще раньше, весной 1699 г. Петр I впервые в истории России провел близ Таганрога морские маневры, а в августе того же года на вновь построенном 46-пушечном корабле “Крепость” думный дьяк Е. Украинцев отправился в Стамбул для переговоров с Портой. Его сопровождала эскадра Азовского флота. Эта демонстрация силы во многом способствовала удачному для России завершению переговоров. Уже к 1700 г. Азовский флот получил 40 парусных и более 100 гребных судов. Так было положено начало российской морской мощи. [7]

– Берега России омываются тринадцатью морями. На сегодняшний день Российский ВМФ состоит из четырех флотов:

  • Северный Флот (СФ);
  • Тихоокеанский Флот (ТФ);
  • Балтийский Флот (БФ);
  • Черноморский Флот (ЧФ).

История флота знает много славных примеров, являющихся символами верности военно– морскому Флагу и Российскому Флоту. Петр I завещал: “Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флаги”.
Причем на флоте подвиги совершаются экипажами, потому как военный корабль – оружие коллективное. Народная поговорка гласит: “У моряка нет трудного или легкого пути, есть один путь – славный”.

– Какие военные корабли, совершившие подвиг, вы знаете?

Ученик 2 делает сообщение о подвиге крейсера “Варяг”.

“Варяг” – бронепалубный крейсер, экипаж которого отличился во время неравного боя с японской эскадрой 27.01 (09.02) 1904 г.
Построен в 1899 г. на верфях Филадельфии (США), вступил в строй в 1901 г. Самый быстроходный корабль своего класса в мире. Экипаж – 570 человек.
8 февраля 1904 г. “Варяг” вместе с канонерской лодкой “Кореец” был блокирован в нейтральном корейском порту Чемульпо (Инчхон) японской эскадрой. 9 февраля 1904 г. японцы предъявили командирам русских кораблей ультиматум с требованием до 12 часов покинуть нейтральный порт, угрожая в случае отказа атаковать их прямо на рейде. Командир “Варяга” В. Ф. Руднев решил принять бой. Русские корабли попытались прорвать японскую блокаду. “Варяг” и “Кореец” устремились навстречу японской эскадре, состоящей из 6 крейсеров и 8 миноносцев. [8] На расстоянии 10 миль от Чемульпо, у острова Йодолми, произошел бой, продолжавшийся около 1 часа. “Варяг” потопил вражеский миноносец и нанес серьезные повреждения 2 японским крейсерам. Потеряв почти все: артиллерию, 7 офицеров и 115 матросов убитыми и раненными (не считая свыше 100 легкораненых), получивший 5 подводных пробоин, поврежденный “Варяг” вернулся на рейд Чемульпо. Чтобы избежать захвата кораблей японцами, их экипажи затопили “Варяг” и взорвали канонерскую лодку “Кореец”. [4] Оставшихся в живых русских моряков подобрали иностранные корабли. Крейсер “Варяг” впоследствии был поднят японцами и использован как учебный корабль, потом его разрезали на металлолом. Но российские моряки хранят память о подвиге экипажа “Варяга”. И сегодня в военно-морском флоте России несет службу боевой корабль с этим именем. [6]. Этому подвигу посвящена песня, которую, я думаю, все вы слышали: “Врагу не сдается наш гордый “Варяг”…”.

Ученик 3 познакомит нас с другим героическим экипажем. Этот экипаж может быть всем нам менее знаком, но по значимости подвига он нисколько не уступает “Варягу”.

Бриг “Меркурий” был заложен в январе 1819 г. на верфи в Севастополе, спущен на воду 19 мая 1820 г. Тактико-технические характеристики: длина – 29,5 м, ширина – 9,4 м, осадка – 2,95 м. Вооружение – 18 24-фунтовых пушек.
Шла Русско-турецкая война 1828 – 1829 гг. В мае 1829 г. “Меркурий” в составе небольшого отряда под флагом капитан-лейтенанта П.Я. Сахновского совместно с фрегатом “Штандарт” и бригом “Орфей” нес дозорную службу в районе Босфора. Утром 26 мая была обнаружена турецкая эскадра в составе 18 судов, в том числе 6 линейных кораблей, 2 фрегатов и 2 корветов. Подавляющее превосходство противника было неоспоримым, и поэтому Сахновский подал сигнал не принимать боя. Подняв все паруса, “Штандарт” и “Орфей” ушли от погони. “Меркурий”, построенный из тяжелого крымского дуба, а потому значительно уступавший в скорости, отстал. Бросившиеся в погоню быстроходные корабли турецкого флота, 110-пушечный линейный корабль “Селимие” и 74-пушечный “Реал-Бей”, вскоре настигли русский бриг.
Видя неизбежность боя с врагом, командир брига капитан – лейтенант А. И. Казарский собрал офицеров. Выступивший по традиции первым самый младший по званию поручик корпуса флотских штурманов И. П. Прокофьев выразил общее мнение – принять бой, а в случае угрозы захвата корабля – взорвать его, для чего возле крюйт-камеры оставить заряженный пистолет.
Бриг первым дал залп по противнику. Казарский умело маневрировал, не давая туркам вести прицельный огонь. Когда “Селимие”, пытаясь дать бортовой залп по рангоуту русского корабля, стал подходить с правого борта, Казарский сумел оставить противника на кормовых курсовых углах. Несколько позднее “Реал-Бей” все же смог занять огневую позицию с левого борта и “Меркурий” попал под перекрестный обстрел. Турки осыпали “Меркурий” ядрами и брандскугелями. Во многих местах начался пожар. Часть команды принялась тушить его, но меткий обстрел турецких кораблей не ослабевал. Русским канонирам удалось нанести столь существенные повреждения “Сумилие”, что турецкий корабль был вынужден лечь в дрейф. Но “Реал-Бей” продолжал обстрел русского брига. Наконец он тоже получил попадание ядром в переднюю мачту и стал отставать.
Около четырех часов длился этот беспримерный бой. “Меркурий”, несмотря на то, что им было получено двадцать два попадания в корпус и около трехсот в такелаж и рангоут, вышел из него победителем и на следующий день присоединился к Черноморской эскадре. Адмирал А.С. Грейг, командующий флотом, позднее доносил императору о том, что “столь необыкновенное происшествие, доказывающее в чрезвычайной степени твердость духа … всех чинов, обрекших себя на смерть для спасения чести флага, ими носимого, превышает всякую обыкновенную меру награды”. Капитан – лейтенант А. И. Казарский был удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени и произведен в капитаны 2 ранга, а корабль награжден кормовым Георгиевским флагом и вымпелом. Кроме того, в императорском рескрипте говорилось, что “когда бриг сей будет приходить в негодность, построить по одному с ним чертежу и в совершенном с ним сходстве таковое же судно, наименованное “Меркурием”, приписав к тому же экипажу, на который перенести и Георгиевский флаг с вымпелом”. Эта традиция, сложившаяся в русском флоте, продолжается и поныне. На широких просторах морей и океанов несут российский флаг морской тральщик “Казарский” и гидрографическое судно “Память “Меркурия”. [3]

Есть еще один всем известный корабль, который стал символом социалистической революции 1917 г. и на сегодняшний день находится на стоянке в городе на Неве – Санкт-Петербурге. Назовите этот корабль.

2. Предназначение ВМФ

Военно-морской флот предназначен для выполнения стратегических и оперативных задач на океанических и морских театрах военных действий, нарушения морских коммуникаций противника, разрушения важных наземных объектов противника, содействия Сухопутным войскам при проведении операций на приморских направлениях, высадки морских десантов и выполнения ряда других задач. [10]

За годы Великой Отечественной войны наши моряки потопили 1400 транспортных судов общей вместимостью свыше 3 млн. тонн и более 1300 неприятельских кораблей и вспомогательных судов. Не только в морских столкновениях, но и на суше моряки проявляли массовый героизм в боях, стойкость в обороне и неудержимый порыв в наступлении. “Полундра”, “Черная смерть”.

513 моряков стали в годы Великой Отечественной Героями Советского Союза, а 9 человек – дважды Героями. [12]

Во время Октябрьской социалистической революции 1917 г. главной военной силой, которая изначально стала поддерживать большевиков, стали моряки Балтийского флота. Кто объяснит, почему моряки стали главной ударной силой большевиков?

Во все времена служба на флоте считалась одной из самых престижных. Требования к призывникам, которые идут служить в ВМФ, очень высокие – как по состоянию здоровья, так и по образовательному уровню. Это связано с особыми условиями флотской службы: и сам по себе боевой корабль представляет из себя сложнейшую конструкцию, и зачастую этот корабль выполняет свою задачу автономно, вдали от берегов , от баз, так что каждый моряк должен в совершенстве знать свою специальность, свою часть обслуживаемой техники. “Как провожают пароходы? Совсем не так как поезда. Морские медленные воды – не то, что рельсы в два ряда …”

Флот имеет очень много отличий от других видов Вооруженных Сил. Это связано, безусловно, со спецификой водной среды, и, наверное, с тем, что человек – существо сугубо сухопутное, и поэтому мы по особому относимся к тем, кто осваивает эти 5/6 Земного шара.

Итак, начнем с формы одежды. Я называю то, что есть во всех других Видах Вооруженных Сил, а вы то, что отличает именно ВМФ, что характерно для него:

Пилотка
Гимнастерка
Парадные брюки
Сапоги
Цвет оливковый
Воинские звания
Капитан
Прапорщик
Сержант
бескозырка
тельняшка
клеш
ботинки
черный (белый)
их мы будем изучать в 11-м классе
капитан-лейтенант
мичман
старшина 1-й статьи

Даже расстояние:

Километры
Скорость – км / час
мили (1миля = 1,852 км)
узел (1 миля / час)

3. Состав ВМФ

После Великой Отечественной войны ВМФ вырос во второй флот в мире по мощности. Он мог выполнять задачи практически на всем пространстве Мирового океана. [1]
В 1988 г. в его составе имелось 1380 боевых кораблей и катеров. [9]

В Сухопутных войсках и в РВСН части вида Вооруженных Сил называются рода войск, а в ВМФ – рода сил.

По мере объяснения данного вопроса – состав ВМФ – на доске зарисовываю данную схему, демонстрирую рисунки различных типов кораблей из журналов “Военные знания” и знакомлю учащихся с тактико-техническими данными этих кораблей. Характеризуя каждый род сил, сообщаю детям, кто из выпускников нашей школы и жителей поселка в каком из родов сил проходил службу.

Затем обращаемся к таблице, на которой дано соотношение военно-морских сил ведущих морских держав мира на начало 2003 года. Анализируя данную таблицу, делаем вывод, что на указанное время по основным показателям ВМФ России находится на 3-м месте в мире.

Таблица “Кто на море всех сильнее” [2]

Страна Количество личного состава Авианосцы Подводные лодки (атомные / дизельные) Корабли Самолеты морской авиации
Англия 44 тыс. чел. 3 16 / 17 81 96
Германия 26 тыс. чел. 14 128 74
Китай 220 тыс. чел. 7 / 65 280 685
Россия 180 тыс. чел. 36 / 20 220 150
США 550 тыс. чел. 13 75 300 1661
Франция 50 тыс. чел. 1 10 / 2 100 114

Ученик 4 зачитывает стихотворение Всеволода Азарова:

Я на палубу выйду
И кажется мне –
Непрестанно звучат
Голоса в глубине
И, волнуясь, я каждый
Из них узнаю:
Мы за Родину дрались
В надводном бою.
И в подводной атаке
Мы шли на таран,
Эти волны окрасила
Кровь наших ран.
Братья, вспомните нас!
Замените собой –
Тех, кто жизни своей
Не жалел молодой!
Синий луч
По волне пробежал и погас,
Никогда не забудут товарищи вас –
Защитивших Отечество
Сердцем своим.
Вашим делом живем,
Вашу память храним.
И нахимовец, смело
Вступающий в строй,
Повторяет: “Клянусь –
Стать таким, как герой!”

– А теперь вернемся к эпиграфу нашего сегодняшнего урока. Соответствует ли данное высказывание нашему времени? Докажите.

IV. Итог урока

– Мы изучили с вами  историю, предназначение, состав ВМФ. Давайте повторим:

– Кто начал создавать ВМФ?
– Какой день считается днем рождения ВМФ?
– Из каких родов сил состоит ВМФ?
– Какие рода сил в ВМФ являются главными?

Выставляются оценки, полученные учащимися за урок.

V. Домашнее задание: читать конспект.

Список использованной литературы:

1. Аверин А.И., Выдрин И.Ф. и др. Начальная военная подготовка. Учебник для учащихся 9–10 классов. М., Просвещение, 1985.
2.  Баранец В., Герасименко С., Фалаллеев М. Куда плывет российский флот? г. “Комсомольская правда” от 22 января 2003.
3. Бриг “Меркурий”. Воинская слава Отечества. Походы. Битвы. Полководцы. М., 1995. с. 43–44.
4. “Варяг”. Школьная энциклопедия. 20 век. М.: “Олма-Экспресс Образование”, 2003. с. 58.
5. Калинин В. Флот Петра Великого. ж. “Военные знания”, № 10, 1997.
6. Подвиг “Варяга”. Я познаю мир. Детская энциклопедия. История. М., АСТ, 1999, с. 427.
7. Рождение Российского флота. Воинская слава Отечества. Походы. Битвы. Полководцы. М., 1995, с. 94.
8. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий 862–1917 гг. М., Центрком, 1997, с. 510.
9. Смирнов А.Т., Мшин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 10-го класса. М.: “Просвещение”, 2000.
10. Смирнов А. Т., Фролов М. П., Литвинов Е. Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Астрель, АСТ, 2001.
11. Создатель флота Российского. Воинская слава Отечества. Походы. Битвы. Полководцы. М., 1995, с. 51–52.
12. Учебное пособие по начальной военной подготовке под редакцией Одинцова А.И. М., ДОСААФ, 1973.