Цель урока: систематизировать и обобщить сведения полученные учащимися по теме "Информация"; акцентировать внимание учащихся на действиях с информацией.
Задачи урока:
Образовательные:
- активизация и закрепление знаний учащихся по теме "Информация";
- систематизация и расширение знаний учащихся о действиях с информацией;
Развивающие:
- развитие логического мышления учащихся – умений выделять главное, существенное, обобщать имеющуюся информацию;
- развитие у учащихся навыков самостоятельной работы;
- развитие воображения;
- формирование положительной самооценки.
Воспитательные:
- формирование у учащихся познавательной потребности, интереса к предмету за счет использования на уроке различных методов;
- воспитание дисциплинированности;
- формирование чувства коллективизма и здорового соперничества;
- повышение грамотности устной речи учащихся.
Тип урока: комбинированный урок- закрепление
Оборудование урока:
- компьютеры с операционной системой MS Windows;
- мультимедийный проектор, экран;
- электронная версия урока-презентация, подготовленная в Power Point;
- демонстрационные материалы - музыкальное произведение, продукты (3 на вкус, 3 на запах), 3 предмета для опыта, ватманы, фломастеры, цветная бумага, клей, ножницы, платок.
Раздаточный материал - листок с фрагментом рабочей тетради (приложение 3) для каждого ученика.
План урока:
- Организационный момент
- Разминка
- Актуализация знаний
- Работа на компьютере
- Физкультминутка
- Проекты и защита проектов
- Подведение итогов, домашнее задание
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учащиеся заходят в класс под музыку (звуковая информация) и рассаживаются по своим местам.
Учитель: Здравствуйте. Тему нашего урока я закодировала. Давайте отгадаем. Ключи имеются у вас на столах. (Учащиеся отгадывают тему урока).
Рисунок 1.
Итак, тема нашего урока "Информация". Цель урока: повторить все о видах информации и о формах представления информации.
Ч2. тобы добиться хороших результатов на уроке, вы должны быть внимательны. Сейчас мы выполним упражнение, которое развивает память. Давайте настроим свой мозг на активную работу. Помассируйте мочки ушей, ведь там находятся рефлекторная зона головы (дети выполняют упражнение). Достаточно.
Я вам покажу пять рисунков. Вы должны запомнить, что на них изображено и в какой последовательность. Приготовились, начали (демонстрируется слайд на 5 секунд).
Рисунок 2.
А теперь нарисуйте, то что запомнили (дети выполняют задание). Достаточно. Поменяйтесь листочками и оцените друг друга. Проверим, как вы выполнили задание. Я еще раз вам покажу карточки, а вы будете отмечать правильность выполнения: если рисунок нарисован правильно, ставьте "+", если неправильно - "-". У кого получилось 5 плюсов? Молодцы! У вас отличная память.
Учитель: А теперь один ученик, у кого все плюсы выйдет к доске. (Ему завязывают глаза и дают пробовать на вкус три продукта, он должен назвать какой этот продукт).
Вопрос учителя: с помощью какого органа ты получил информацию? Какая это информация? (С помощью языка, вкусовая информация).
Второму ученику тоже завязывают глаза, он должен угадать предмет на ощупь.
Вопрос учителя: с помощью какого органа ты получил информацию? Какая это информация? (С помощью рук (кожа), осязательная информация).
Третьему ученику завязывают глаза, он должен угадать предмет по запаху.
Вопрос учителя: с помощью какого органа ты получил информацию? Какая это информация? (С помощью носа, обонятельная информация).
3. Учащимся предлагается заполнить анкету "Когда я пришёл в 1 класс" и затем ответить на вопросы учителя. Приложение 1.
Рисунок 3.
Как дети знакомятся с миром? (Собирают информацию).
Почему мы помним, что с нами было много лет назад? (У нас есть память).
Мы сейчас изменились? Что мы теперь можем делать? Умеем ли мы сочинять? Решать примеры и задачи? Переводить с разных языков? Что мы теперь умеем делать с информацией? (Обрабатывать).
Можем ли мы рассказать друзьям, другим людям информацию? Что мы делаем информацию? (Передаем). Какие процессы могут происходить с информацией? (Сбор, хранение, обработка, передача.).
Рисунок 4.
А теперь, ребята, поработаем на компьютере.
Инопланетяне прислали нам закодированную информацию, нам нужно его угадать. Но сначала скажите мне, что значит, кодировать информацию. С какой целью кодируют информацию?
(Работа с программой "Мир информатики", 4 год обучения, Кодирование информации).
Физкультминутка.
Цель физкультминутки - снятие общего утомления.
Рисунок 5.
Создание и защита проекта. Тема проекта: "Школа будущего".
Дети делятся на две группы и получают вместе с заданиями фломастеры, клей, цветную бумагу, ножницы. Используя графическую и текстовую информацию создать проект и защитить.
Рисунок 6.
Подведение итогов и домашнее задание.
Учащиеся получают домашнее задание: узнать о профессии родителей и нарисовать профессию (работа с текстовой и графической информацией). Приложение 2.
Библиография
- Информатика и образование, №9, 2005г.
- Н.Н.Нагайченко, "Развитие самооценки личности на уроках информатики через программу "Успех"", ж.Информатика и образование" №6, 2005г., с.81-89.