Урок информатики в 4-м классе по теме: "Алгоритм. Линейный алгоритм"

Разделы: Информатика


В нашей школе уроки информатики, начиная с четвертого класса, строятся с опорой на программно-методический комплекс “Роботландия”.

Работая над темой “Игровые технологии” я пришла к выводу, что играть любят абсолютно все, включая взрослых. Игра обязательно должна быть включена в урок, проводимый в младших классах. “Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”, - говорил В. А. Сухомлинский. Не случайно практически все обучающие компьютерные программы построены с использованием игровых методик. Игра, включая в себя практически все формы работы (диалог, работа в группе и т.д.), предоставляет широкие возможности для развития ребенка, его творческой деятельности. Это только кажется, что играть легко, на самом деле игра требует большой отдачи и выдержки. Но и от учителя потребуется немало усилий. А то, что игра развивает, уже никто не подвергнет сомнению. Игра активизирует ум, развивает воображение, психологическую пластичность, учит соблюдать правила, дает возможность проявить себя. Игра превосходная помощница в деле сплочения коллектива.

Все игры, какого бы типа они ни были, решают основные задачи, стоящие перед учителем: воспитательную, образовательную, развивающую, развлекательную. Но игра не должна стать самоцелью, её необходимо органично вплетать в ход урока. Это могут быть и просто игровые моменты: ребусы, кроссворды, загадки, анаграммы и т.д. Часто приходится изобретать свой, новый тип игры. Чаще всего на уроках информатики в начальной школе используются игры, основанные на ролевой. Пример использования ролевой игры описан ниже в конспекте урока. Специально для этого урока создана демонстрация “Алгоритм. Линейный алгоритм”, делающая материал более наглядным и экономящая время (не надо делать записи на доске).

Основная цель игры – поднять интерес учащихся к учебе и тем самым повысить эффективность обучения. Что и происходит на деле.

Тема урока: Алгоритм. Линейный алгоритм.

Цель урока: Познакомить школьников с понятиями алгоритма и линейного алгоритма.

Задачи урока:

образовательные:

  • создать условия для формирования первичного представления об алгоритме, его исполнении;
  • познакомить учащихся с понятиями “алгоритм”, “линейный алгоритм”;

развивающие:

  • развивать алгоритмическое мышление;
  • развивать познавательный интерес, логическое мышление;
  • развитие умения планировать свою деятельность;
  • развивать память, внимание;
  • формировать интерес к изучению предмета;

воспитательные:

  • воспитывать чувство коллективизма;
  • воспитание активности;

Тип урока: комбинированный урок.

План урока:

  1. организационный момент;
  2. объяснение нового материала;
  3. обобщение и систематизация знаний
  4. физкультминутка;
  5. компьютерный практикум;
  6. домашнее задание;
  7. подведение итогов урока.

Оборудование урока:

  • мультимедийный проектор;
  • исполнитель “перевозчик” из ПМК “Роботландия”
  • маски волка и козы, изображение капусты, весло из картона.
  • демонстрация “Алгоритм. Линейный алгоритм”

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, мои пытливые умы! Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если разгадаете ребус.

Ученики разгадывают ребус на экране проектора.

Учитель: Запишите в тетрадь число и тему урока: “Алгоритм. Линейный алгоритм”.

Я бы хотела, чтобы вы встали. Расставьте ноги на ширине плеч. А теперь повернем туловище вправо насколько можем и запомним место на стене, куда дотягивается наш взгляд. Запомнили? Теперь вернемся в исходное положение. И сейчас снова повернемся, вправо, но постараемся посмотреть еще дальше. Итак, повернулись, повернулись, так чтобы еще дальше посмотреть. Спасибо, садитесь. У всех получилось посмотреть во второй раз дальше? Я и в первый раз попросила вас повернуться, так как только вы сможете. Но во второй раз все повернулись гораздо дальше. А получилось так потому, что перед нами стояла цель – увеличить предыдущее достижение. Так вот, юные информатики, всегда, когда у человека есть цель, он может добиться гораздо большего. Итак, наша цель на уроке – узнать, что такое алгоритмы, где и когда мы их используем, зачем они нам нужны и познакомиться с одним из видов алгоритмов – линейным.

2. Объяснение нового материала

Учитель: Вы решили порадовать маму и в день её рождения испечь любимый торт. Для этого вы возьмете кулинарную книгу и найдете там подходящий рецепт. Например такой (на экране):

Торт “Пай”

Для теста: 200 г маргарина, 200 г сметаны, 3 стакана муки, 1 ч.л. соли.

Для бисквита: 4 яйца, 1 стакан сахара, 1 стакан муки.

Для начинки: 1 стакан яблочного конфитюра, полстакана сахарной пудры.

Муку и масло положить в миску, порубить ножом, чтобы получилась маслянистая крупа, влить сметану, смешанную солью. И быстро замесить тесто. Разложить его на смазанный маслом противень ровным слоем, прижимая пальцами, поставить в хорошо нагретую духовку и слегка подрумянить. Затем вынуть. Смазать яблочной начинкой, сверху залить ровным слоем смеси для бисквита. Снова поставить в печь, убавив огонь. Когда бисквит зарумянится и пропечется, вынуть торт, и обсыпать сахарной пудрой.

Учитель: Чтобы приготовить торт нам нужно выполнить определенную последовательность действий, описанных в рецепте. Такую последовательность действий принято называть алгоритмом. Обратите внимание на экран:

Алгоритм – это задание, состоящее из команд. Чтобы решить поставленную задачу, нужно выполнить команды одну за другой без ошибок.

Учитель: Таким образом, алгоритм – последовательность действий, приводящая к достижению заранее поставленной цели. Запишем это определение себе в тетрадь.

Учитель: Алгоритм, в котором все действия выполняются в заданном порядке, не повторяясь, называют линейным.

Дети: Записывают в тетрадь.

Учитель: При составлении алгоритма нужно быть очень внимательным, поскольку даже от одного знака может зависеть смысл всего алгоритма. Вспомните мультфильм, в котором царь должен был подписать указ: “Казнить нельзя помиловать!” (на экране). Смысл меняется только от перестановки запятой. Сравните:

Казнить нельзя, помиловать!

Казнить, нельзя помиловать!

Учитель: Зачем же нам нужны алгоритмы?

Дети: высказывают предположения.

Учитель подводит ребят к идее - алгоритмы нужны для того, чтобы можно было сложные действия разбивать на простые, которые легко выполнить. Кажется, трудно испечь торт, но посмотрите, как легко этот процесс описывает рецепт из кулинарной книги. То есть алгоритм упрощает решение сложной задачи.

3. Обобщение и систематизация знаний

Учитель: Как вы думаете, можно ли считать алгоритмом приказ, отданный царем из другой сказки: “Поди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что”?

Дети: Нет, нельзя. Непонятно куда нужно идти и что именно принести. Алгоритм задан неточно, непонятно.

Учитель: Давайте попробуем исполнить несколько линейных алгоритмов (один человек работает у доски, остальные в тетради).

ЧТО БЫВАЕТ В МОРЕ?

  1. Напиши слово МОРЕ.
  2. Поменяй местами 1 и последнюю буквы в слове.
  3. Убери 2 первых буквы.
  4. Припиши слева букву О.
  5. Припиши слева букву Т.
  6. Припиши слева букву Ш. (Шторм)

КТО СЪЕЛ ТОРТ?

  1. Напиши слово ТОРТ.
  2. Убери третью букву.
  3. Замени последнюю букву на К.
  4. Прочитай слово справа налево (Кот)

КТО БРАТ СЕРЁЖИ?

  1. Запиши имя СЕРЁЖА.
  2. Замени первую букву на букву Л.
  3. Убери третью букву.
  4. Убери третью букву.
  5. Убери третью букву.
  6. Вставь третьей буквой букву Ш. (Леша)

Учитель: А сейчас немного поиграем.

Что ж, начну я по порядку,
Загадать хочу загадку…
Загадка будет про мужика,
Ох, и смышлен он был наверняка,
Но для игры нам нужны персонажи.
Какие? А это очень важно!
Их вы сразу узнаете,
Как другие мои загадки отгадаете.

Загадка первая.

Зубастый, сероватый, по полю рыщет, телят да овец ищет.

Правильно, волк. Вы ответили верно. И будете у нас персонажем первым.

Загадка вторая.

С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова,

Лыко дерет, а лаптей не плетет. (Коза)

Верно вы ответили сейчас, будете вторым персонажем у нас.

Загадка третья.

Натянута на рубашку рубашка и все нараспашку. (Капуста)

Команда есть у нас, поприветствуем её дружно, что же нам еще нужно?

Нужен нам еще самый смышленый! Сейчас мы его и выявим.

Загадка:

Два батрака выкапывают 2 метра канавы за 2 часа. Сколько батраков за 5 часов выкопают 5 метров канавы? (2 батрака)

Верно ответившие ребята одевают маски волка и козы, “дед” берет весло в руки, а “капусте” на грудь прикалывается изображение капусты.

Учитель: Жили были Дед и Бабка. Отправила Бабка Деда на базар, купить кочан капусты для супа, козу, чтобы всегда было молоко и волка на воротник для шубы. Базар находился на другом берегу реки, Дед сел в лодку и отправился в путь. Все купил, а как перевезти не знает. В лодочке он может поместиться только с кем-нибудь одним: либо с волком, либо с козой, либо с капустой. А товар “не дружный”! Если уедет он с волком – коза съест капусту. Уедет с капустой – волк съест козу. Только в присутствии деда они ведут себя смирно. Как же ему быть? Решать вам – наши артисты.

Ученики – артисты решают задачу, играя свои роли.

Учитель: Молодцы, ребята! А теперь давайте коротко запишем решение этой задачи себе в тетрадь.

Алгоритм:

4. Физкультминутка “Моя тетя”

Строчка стихотворения Движение
Моя тетя живет в Бразилии. {Руки на поясе, вращательные движения туловищем}
У неё вот такой палец! {Показываем большой палец и вертим кистями рук}
Она вертит головой вот так! {Повороты головы}
Плечами пожимает вот так! {Плечи вверх - вниз}
Подпрыгивает вот так! {Несколько раз подпрыгнуть на месте}
Ногами дрыгает вот так! {Помахать ногами}
Вздыхает вот так! {Глубокий вдох - выдох}
И при этом говорит “Ах, какая я красивая!” {Каждый проговаривает и хлопает в ладоши}

5. Компьютерный практикум

Учитель: У этой задачи есть второе решение, его мы попробуем найти, используя программу “Перевозчик” из Роботландии.

Дети: садятся за компьютеры и работают самостоятельно. Когда основная масса справится с заданием, один из учеников садится за компьютер, подключенный к проектору, и показывает решение. В случае затруднения остальные помогают.

6. Домашнее задание

Учитель: ваше домашнее задание – составить алгоритм, а какой - выберите сами.

Алгоритм (на экране):

  1. “Собираюсь в школу”;
  2. “Собираюсь на рыбалку”;
  3. “Как построить скворечник”
  4. “Как решить задачу по математике”
  5. “Как сделать уборку дома”.

7. Подведение итогов

Наш урок подходит к концу и мне бы хотелось чтобы каждый из вас сказал свое мнение о нем. А начать попробуйте со слов: “Сегодня на уроке я узнал…”, или “Сегодня мне понравилось …”, или “Сегодня мне не понравилось …”.

Приложение

Литература, использованная при подготовке к уроку

  1. Колодий И.М. Урок-игра “Путешествие по компьютерному лабиринту”.//Информатика в школе. № 8 -2005. –М.: Образование и информатика, 2005.
  2. Первин Ю.А., Дуванов А.А., Зайдельман Я.Н. и др. “Роботландия 96”. Информация, алгоритмы, компьютеры. Раздел 1. Пособие для учителя. – Переславль – Залесский, 1996.
  3. Тимофеев О. Н.Рецепты веселой вечеринки: Игры, розыгрыши, забавы. –Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
  4. Чернова Г.К. Урок информатики во II классе на тему “Алгоритмы. Исполнители алгоритмов”.//Информатика в школе. № 8 -2005. –М.: Образование и информатика, 2005.