Цель: Сформировать понятие о способах получения, химических свойствах и применении золота.
Эпиграф урока: “…Золото! Золото! Золото! Хорошее и плохое тысячу раз! Как различны его способности – спасать, губить, обрекать, благословлять….” (Томас Гуд.)
Ход урока
Здравствуйте. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о металле, о котором английский поэт-сатирик Томас Гуд сказал:
“…Золото! Золото! Золото! Хорошее и плохое тысячу раз! Как различны его способности – спасать, губить, обрекать, благословлять….”
Итак, тема урока: “Золото! Золото? Золото…”
А что вы знаете о золоте?
Фоно:
Золото – металл ювелиров и банковских кладовых, его не оставляют без внимания инженеры и химики, врачи и фотографы. Это красивый и знаменитый металл. Древние алхимики говорили: “Золото есть тело совершенное”
Русское слово “золото” филологи выводят от того же корня, что и “желтый”. А латинское имя элемента “аурум” происходит от “аврора” - утренняя заря.
В природе золото встречается в виде золотого песка и самородков. Золотые самородки уже считаются большими, если имеют массу 5 – 10 г. и размер 4-5 мм. в поперечнике. Самые крупные самородки получают имена, их хранят в музеях.
Самый большой самородок золота весом 2500 кг. Был найден, почти тысячу лет назад в XI веке в Афганистане.
Первым золотодобывающим государством в мире был Древний Египет.
Тема урока не случайна, потому что наша республика очень богата золотом. Золото в республике добывают комбинаты: “Индигирзолото”, “Алданзолото”, “Куларзолото”. Мы проживаем на территории поселка, где расположена одна из крупнейших в мире золотодобывающая фабрика комбината “Алданзолото”.
Как же выделить крупинки золота из песка или руды?
Посмотрим технологический процесс добычи золота цианидным способом на Куранахской ЗИФ.
Итак, переходим к исследованию данного вопроса.
Работаем в группах
1 группа: Проанализируйте отрывок литературного текста из произведения Ю. Сергеева “Становой хребет” и ответить на вопрос: “Какой ценой доставалось золото?”
“В лето сколотия Боярец артель небывало огромную, за полсотню душ. Ну и пошли, кому неохота золотья нагресть? Радостные все, загодя удачливые, задором к жизни полные. А пошли поздненько как и сейчас мы, все не могли собраться пораньше. То горы, то мари, то тайга гущины дурной – все нипочем. Харчишки едим без укороту, спиртик хлещем без меры, мерещится впереди сказочная жисть с молочными реками и кисельными берегами. Иль заблудился он, Боярец-то, иль леший обвел его стороной, но безканули добре. Холода в энтот год ударили в сентябре. Мы уже одной ягодой да грибами спасались, оборвалися и приумолкли. Но все же идем за ним с верой и надеждой. Встретился нам тунгус, сговорил – насетовал к месту на плотах доходить, дескать, река попутная и ден через пять упремся в искомый ручей. Воспряли духом, паромы сварганили и поплывем неведомо куда. А река-то с диким норовом, ково опрокинет, ково об скалу шмякнет, а ково и притопит вовсе. Так через неделю остались в трех десятках. Тут и шуга сверху реки подоспела. Заморозила плоты посеред реки. Кое-как выбрались на берег и отчаялись совсем. Тайга страшная, неведомая и нехоженая, злая на нас за непокой до смерти, даже троп в ней звериных не оказалось. Совсем в гиблое место забрались. Уж надумали назад подаваться, а Боярец сулит свой ручей за одним кривуном, за другим перекатом, за собкой приметной. Пошли… шли, шли – и совсем есть не стало. Сварили все ичиш в котле, дерем мох и жуем на ходу, обезумели. Словно на золоте том ждет нас трактир с едой и теплыми палатями для отдыха. Когда опомнились, зима кругом опустилась лютая. В балаганах из корья жгет морозом, душеньку обдувает смертушкой. Кинулись в панике назад, сотни верст вздыбились перед нами. Идем, падаем. Хто совсем обезсиливал, поперва вершили балаганчик ему, дровец оставляли, дескать, отдохнешь и догонишь. А потом уже и не оборачивались. И вот осталось нас полтора десятка.
Ни мха, ни ягод не имеем, идем… И вот Боярец предложил нам есть людей. Страшно поперва взбеленились, чуть не пришибли за эти слова и за то, что завел на погибель. Тащимся. А к вечеру ослабли до предела. Сымает Спиридон шаку, кладет в нее скрученные полоски с бересты и гутарит: “хто вынесет бересту с крестом, тот молитесь и ложитесь на обчее дел”.
2 группа: Составьте схему технологической мысли по получению золота амальгамированием. Каким способом можно ускорить испарение ртути?
Золотые рудники Египта находились в горах Нубии. “Пуб” в переводе с египетского — золото. Здесь порой добывали до 50т золота ежегодно.
Раздробленную руду заливали жидкой ртутью. Ртуть растворяет золото и переводит его в жидкую амальгаму золота. Амальгаму сливают, ртуть испарится, остается золото.
Но ртуть — ядовита и этот способ очень вреден, для здоровья золотодобытчиков.
3 группа: По итогам просмотра видеоматериалов по производству золота на Нижне – Куранахской фабрике проделайте следующую работу.
Где вы предложите разместить ЗИФ? Почему?
Откуда будете черпать воду для получения золота?
Определите, где имеются резервы по подаче воды?
4 группа:
Нижне-Куранахская золотодобывающая фабрика в сутки обрабатывает 960 тонн руды. Известно, что при обработке одной тонны руды получают 0,5 г. золота.
Сколько золота в год получает фабрика?
5 группа: Прочитайте описание болезни и распределяя роли, заполните колонки данной таблицы.
Острое отравление соединением ртути.
При острых отравлениях соединениями ртути наблюдается поражение слизистых оболочек пищеварительного тракта, возбуждение, а затем угнетение Ц.Н.С., падение кровяного давления, в последующем развитие поражения почек.
Первая помощь – промывание желудка, применение растворов сульфидов натрия и магния, употребление молока.
Жалобы | Анализ заболевания (как заболел) |
Объективное исследование (осмотр) | Диагноз | Устранение причин |
Сейчас выполните небольшую исследовательскую работу:
Алгоритм исследования
- Пронаблюдайте действие соляной кислоты на металлы 7п и Ап.
- Запишите уравнение реакции.
- Сделайте вывод по работе.
1) проанализировать действие соляной кислоты на Zn и Аu.
Смочите ватный тампончик в растворе NН4OH и протрите золотое изделие.
Что вы наблюдаете?
Почему произошло почернение ваты?
С каким веществом может реагировать золото?
Завершим уравнение реакции взаимодействия золота с царской водкой.
В Алданском улусе сформировалась технологенная биогеохимическая полиметаллическая провинция, потенциально опасная для здоровья населения. В нашем районе сложилась устойчивая тенденция ухудшения состояния здоровья взрослого и детского населения.
Преобладание роста заболеваемости детей болезнями крови, кроветворных органов и врожденными аномалиями над ростом других форм патологии может свидетельствовать о наличие токсического действия факторов окружающей среды.
Все дети района до 1 года являются группой риска к действию факторов окружающей среды. В п.Н-Куранах девочки имеют при рождении антропометрические величины выше средне популяционного.
Удельный выброс вредных веществ в атмосферный воздух на 1 человека составляет 480 кг. в год.
Как вы думаете, с чем это связано?
Из своего жизненного опыта вы уже можете сказать, где применяется золото
Ученик:
1. Изготовление ювелирных изделий.
2. В радиоэлектронной промышленности.
Для электроники оказалось чрезвычайно важным уникальное сочетание физических свойств желтого металла: электропроводности, антикоррозийности, пластичности. Золото используется там, где требуются надежность, долговечность и миниатюрность: в космической аппаратуре, в подводных линиях связи. Седийо остроумно замечает:
“Будущее принадлежит машинам с золотыми мозгами”.
3. В швейном золототканом производстве.
4. В изготовлении спортивных и правительственных наград.
5. Золочение куполов церквей.
Учитель:
“Как отблеск славного былого,
Выходит купол золотой” Тютчев Ф.
Церкви в России строили на самом высоком и красивом месте. Венчал строение позолоченный купол.
“Купола в России
Кроют чистым золотом –
Чтобы чаще господь замечал” (В.Высотский)
Как же наносится золотое покрытие на купол?
Наносим амальгаму золота (сплав Аu с Нg), затем накаливали до красна, при этом Нg испарялась, а слой Аu оставался. Такое золочение через огонь давало очень прочную позолоту.
В 1835 – 1843 гг. при золочение куполов Исаакиевского собора в Петербурге от отравления ртутью погибли 60 человек.
Ежегодно выпускники школ получают золотые медали. И не столь важно, что всего 0,3 г. золота содержится в ней – главная цель – полученные знания. Это наш золотой фонд – это наши умы. И я полагаю, надеюсь, что вы мои сегодняшние ученики крупинками золота впишите яркие страницы в книгу Человеческой жизни.
Вы сегодня слушали, слышали, размышляли, анализировали, оценивали. А я постаралась достаточно, доступно и достоверно вам объяснить. Выразите – оцените наш урок с помощью ценностей металлов серебра и золота, если урок удался, то золотой кружок, если же были недостатки, то серебряный.
Поставите или нет точку в нашем уроке?
Ваши познания продолжаются, ведь жизнь самостоятельная только начинается.
“Золото добывают из земли, а знания из книги”.
Всего вам доброго. Спасибо за урок.