Тема: Беседа о ребусах.
Цели:
1. Познакомить детей с ребусами (роль ребусов).
2. Научить детей отгадывать ребусы.
3. Работать над развитием логического мышления.
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа.
-Сегодня, ребята, мы будем говорить о ребусах.
Вероятно, каждый из вас слышал не раз слово ребус.
-Что же оно означает?
- Ребус – это загадка. Но загадка не совсем обычная. Все слова в ребусах изображены при помощи рисунков и различных знаков.
Для того, чтобы прочесть то, что зашифровано в ребусе, надо правильно назвать все изображенные предметы и понять какой знак что изображает.
У ребусов очень интересная история. Когда нам нужно кому-нибудь сообщить наши мысли, то мы выражаем их словами, устно или письменно. Но так было не всегда.
Давным-давно, когда люди ещё не умели писать, они составляли свои письма из предметов. Вожди одного племени послали однажды своим соседям вместо письма птицу, мышь, лягушку и 5 стрел. Смысл этого письма был таков: “Умеете ли вы летать как птицы, т прятаться в землю как мыши, прыгать по болотам как лягушки? Если не умеете, то не пробуйте воевать с нами. Мы осыплем вас стрелами, как только вы вступите в нашу страну.”
Сначала предметы, а потом рисунки заменяли письмо. Надо было написать “олень” – рисовали оленя. Надо было написать “охота” – рисовали охотника и зверя.
Сейчас в таких письмах надобности нет, но в играх-головоломках, которые называются ребусами, запись различных слов при помощи рисунков и условных знаков широко применяется.
А сейчас, ребята, давайте прочитаем рассказ, в котором некоторые слова изображены при помощи рисунков, но этот рассказ нельзя назвать ребусом, т. к. в нем не все, а только некоторые слова изображены рисунками.
Чтение рассказа (приложение 1).
Но если бы все ребусы были такими простыми, их отгадывать было бы очень легко. Но они, конечно, значительно сложнее.
Вот ещё одна задача, которая тоже похожа на ребус. Здесь одни только рисунки – ни букв, ни слов нет, но здесь зашифрована фраза, состоящая из трех слов (приложение 2 рисунок 1)
Сначала давайте вместе определим, что тут нарисовано (ножницы, автомобиль, мяч, нож, утюг, жук, ель, нога, муха, игла, ракета).
А дальше все просто: читать будем только первые буквы этих слов.
НАМ НУЖЕН МИР.
Прочитайте все вместе.
Ребята, это хорошее предложение?
А чем оно вам нравится?
И так, чтобы прочесть ребус, надо правильно назвать все, что изображено на рисунке.
Давайте попробуем все вместе решить несколько простых ребусов (приложение 2 рисунок 2)
Но существуют ребусы, в которых слова надо читать не полностью. Если слева от рисунка помещена запятая, то это значит, что от его названия надо отбрасывать первую букву. И дальше по количеству запятых, мы отбрасываем буквы. Если перед словом стоят две запятые, то сколько букв надо отбрасывать?
А если запятые нарисованы справа от рисунка, то отбрасываем последние буквы. Так же по количеству запятых отбрасываем буквы (приложение 2 рисунок 3).
Если два предмета или две буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением буквы “в” (приложение 2 рисунок 4)
Если же по какой-нибудь букве написана другая. То читают с прибавлением “по” (приложение 2 рисунок 5)
Если одна фигура или буква нарисована под другой, то читать надо с прибавлением “на”, “над”, “под” (приложение 2 рисунок 6).
Ребята, мы уже много узнали о ребусах, но не всё. Мы знаем, что слова записываются буквами. А как можно записать мелодию?
Да. Мелодию записывают нотами. В алфавите 32 буквы, а в нотной азбуке всего 7 нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Ноты в ребусах встречаются очень часто. Они обозначают соответствующие их названиям отдельные слоги. (Приложение 2 рисунок7).
В заключение я прочту вам стихотворение Ю. Хазанова, но отдельные слова или слоги я произносить не буду, вместо этого я покажу вам соответствующие ноты, а недостающие слоги вы произносите хором (приложение 3).
Ребята, вам понравился урок?
Что нового вы узнали?
Для чего нужны ребусы?