Организация внеклассной работы на базе школьного музея школы-интерната № 22

Разделы: Внеклассная работа


Наша школа открылась 7 октября 1999г. Расположена в 7 старинных зданиях, построенных в начале XIX века. Все здания занесены в реестр охраны памятников культуры Красноярского края. Наша школа сегодня – современное образовательное учреждение, где обучаются и живут дети со всего Енисейского района (в том числе коренных народов Севера, эвенки, кето ). Учебный корпус школы – это новое здание, есть библиотека, компьютерный класс, свой детский театр, тренажерный зал. Остальные старинные здания приспособлены к занятиям в кружках, секциях и сохраняют свой исторический облик.(приложение 1) Особенностью нашей школы является то, что наши воспитанники не только здесь учатся, но и проживают в пришкольном интернате. Поэтому внеклассная работа приобретает особое значение и должна охватывать всех детей, учитывая их интересы.

Учится в школе и не знать ее историю невозможно. В 2002 г. у нас был создан школьный музей.(приложения2) Создавая его, я хотела заинтересовать своих учеников историей родного города, нашего края, привлечь их к изучению своей культуры, традиций, истории своего и других народов. За четыре года наш музей преобразился, с помощью педагогов, учеников, их родителей собраны уникальные экспонаты, предметы быта, накоплен богатый материал по истории нашей школы, зданий, казачеству Енисейского района. Постепенно складывался образ музея. Его экспозиции пополнялись различными предметами, вещами, фотографиями конца XIX века, начала XX. Вначале это были просто экспонаты, потом обрели систему. Все собранные материалы распределены по темам - декабристы, их быт и жизнь в Енисейске, история детского дома № 1 им. В. И. Ленина, Енисейское казачество, в том числе освоение Сибири, Енисейцы в годы В.О.В. ,материальный мир сибирской деревни и др. Нашлись энтузиасты среди детей, которые все свободное время посвящают работе в школьном музее. Из кружковцев были выбраны экскурсоводы, которые знают историю города, школы, и многое могут рассказать о собранных экспонатах. Мы сотрудничаем с Енисейским краеведческим музеем, в котором выставляются наши экспонаты, дополняя экспозицию “Енисейское казачество”. В Красноярске в Культурно-историческом центре, участвовали в совместном проекте “Память” рассказывающем о репрессиях среди Енисейских казаков. Используя собранный материал, воспитанники школы участвуют в научно-практических конференциях города, края, где занимают призовые места. Круг исследуемых проблем широк: декабристы в Енисейске, история детского дома № 1 им. В. И. Ленина г. Енисейска, борьба с беспризорностью в Енисейском районе, уклад жизни староверов, история Енисейского народного театра, быт, традиции сибирских старожилов.

В мае 2005 г. состоялся районный смотр-конкурс экспозиций, где комиссия дала высокую оценку нашему труду и работе ребят - экскурсоводов наградив нас премией, и наш музей занял второе место по Енисейскому району. В это же время у нас назрела необходимость собрать и исследовать историю своей школы с начала основания зданий, так как считали, что она незаслуженна забыта. Хотели восстановить те далекие события значимые для города, района, края. Мы разработали проект, назвав его “Через прошлое в будущее”, на реализацию которого, получили государственную грантовую поддержку в сумме 20 тысяч рублей.

В течение четырех месяцев ребята занимались поисковой работой, изучением документов городского архива, краеведческого музея, брали интервью у старожилов города, судьба которых тесно связана с нашей школой. Нами была восстановлена историческая память, собраны уникальные фотографии, записаны интересные факты жизни нашего города. Работая над проектом, наши воспитанники прожили и осмыслили прошлое, для того чтобы понимать настоящее. В ходе работы мы установили с 1812 г. по 1931г. в этих зданиях находилась Енисейская городская больница. В ней лечились декабристы: князь Ф.П.Шаховской, Н.С.Бобрищев - Пушкин, а А.И. Якубович умер в ней 3 сентября 1845 г. и похоронен в Енисейске. Это единственные в городе здания, сохранившие до наших дней память о декабристах. Не стал исключением и XX век, как самый драматичный в истории нашего города. В годы революции, гражданской войны с Колчаком здесь побывали как “белые”, так “красные”. Последние дни в своей жизни в данной больнице провел болгарский подданный большевик-революционер Н.М. Димитров.

В 1931 г. в эти здания вселяется детский дом № 1 им. В.И. Ленина, он просуществовал до 1978 г., почти пятьдесят лет. Для нашего городка это большой срок. Здесь работали хорошие педагоги, помогавшие детям-сиротам найти свою дорогу в жизни. От той поры остался парк Победы, выращенный детдомовцами в память о своих отцах, братьях, друзьях ушедших на фронт и не вернувшихся с нее. Мы решили поддержать хорошую традицию детского дома, и весной наши выпускники посадили аллею красных рябин, в память о павших героях. Во время работы наши воспитанники общались с очень разными и интересными людьми, узнали много нового и даже не задумывались о том, что их окружает. По этой теме в школьном музее ребята оформили стенд, спланировали и провели экскурсии для воспитанников и педагогов нашей школы, и для учеников школ Енисейского района. По результатам этой работы силами учащихся был издан буклет-путеводитель по историческим местам нашей школы-интернат.(приложения 3)

В школьном музее часто проводятся внеклассные мероприятия, посвященные отважным казакам первопроходцам, их традициям, быту. Одно из таких занятий я представляю ниже. Необходимо отметить, что создавалась наша школа как казачья. Воспитательная система школы опирается на казачьи традиции, и нравственное воспитание лежит в основе других направлений: гражданско-патриотического, семейного, эстетического.

Внеклассное занятие на тему “Традиции казачества”

Цели:

  1. Знакомство и изучение казачьего образа жизни, через проживания в нем детей.
  2. Посредством коммуникации приучать учащихся к толерантности, раскрепощенности и взаимодействию между членами школьного коллектива.
  3. Обеспечение коммуникативности через различные формы деятельности.

Виды деятельности:

- индивидуальная, групповая, работа в парах.

Формируемые понятия: Острог, сибирский говор, казачий костюм, казачество.

Оборудование: доска, мел, графопроектор с нарисованным острогом.

Реквизит: казачьи костюмы, карточки с названиями частей одежды, карточки с заданиями группам, 4 коробки с реквизитами для групп, казачьи ритуальные вещи, карточки с диалогом девушек Анфисы и Наты.

Ход занятия

Здравствуйте, меня зовут Наталья Владимировна, я хочу, чтобы вы побольше, узнали о наших исторических корнях на енисейской земле, стали более общительными, доброжелательными друг к другу.

Вы уже люди взрослые и, наверное, знаете, что первыми на нашу Сибирскую землю пришли первопроходцы – казаки.

- Что вы знаете о казачестве?

(Пишу ключевые слова на доску: Ермак, острог, шашка, нагайка, конь, седло, атаман, войско, есаул и др.).

- Вы совершенно правы. Все эти понятия связаны с казачеством.

Освоение Сибири начал Ермак, прибыл он со своим войском водно-волоковым путем, через Маковский волок в р. Енисей в 1605 году. Непросто Ермаку было освоить Сибирь, местное население оказало серьезное сопротивление его войску, и, тем не менее, казакам удалось обосноваться в Сибири.

- Основываясь на исторических фактах, вспомните, как они организовали быт, что им нужно было сделать в первую очередь. (Ответы детей).

- Да, обосноваться, построить жилища, чтобы выжить начали строить остроги.

- Все наверно имеют представление, что такое острог. Почему казаки выбрали именно эту форму построек? (Ответы детей)

- Енисейский острог строился в 1619 году, как опорный пункт, как защита от неприятеля. Приобретение функции хозяйственно – экономической, для торговли, сбора налога пушнины (ясака).

- Чтобы наглядно увидеть, как выглядел острог, помогите мне его построить. Для этого образуйте группу из 10 человек. Надо назначить начальников строительства (в их роли будут выступать 2 человека от группы). Я буду помощником. Как мудрым начальникам я даю вам планы построек (в роли строительного материала будут выступать все остальные от группы). На строительство отводиться 2 минуты.

- Настало время строителям предоставить свое творение.

- Да, именно так выглядел Енисейский острог. Это был четырехугольник в 200 сажений (428 метров). В стене было 2 башни, с проезжими воротами. На других двух углах – избы, с раскатами для орудий. Внутри острога Введенская церковь, казенные амбары, съезжая и таможенная избы.

Казаки строились, расселялись, развивались и, уже в 1656 году население исчислялось 1608 человек.

Красивы и оригинальны были костюмы Енисейских казаков.

Работа в парах.

- Перед вами представлены образцы женского и мужского казачьих костюмов. Объединитесь по парам, обсудите, какая часть одежды соответствует названию на карточке, и прикрепите ее к костюму. Подумайте о ее значении.

Работа с ритуальными казачьими вещами.

Кроме основной одежды у казака были ритуальные вещи: крестильная рубаха – ее одевал крестный маленькому казачонку при крещении, папаха – шапка казака, хустка – небольшой вышитый платок, подаренный казаку любимой девушкой, прялка (показ подлинных вещей с комментариями).

Работа над Сибирским говором.

- В старину жителей Сибири можно было узнать по своеобразному говору.

(На доске вывешиваю незнакомые слова: тайга - дремучий лес, елань – перелесок, водня – ухаживание за детьми, болозень – хорошо - что кстати, ланись – прошлый год, заимка – строение на расстоянии от поселка).

Для показа вызываются две девушки, которые зачитывают диалог с этими словами:

Анфиса: Здорово сударыня! Куда пробираешься?

Ната: В елань, за голубицею. Болозень, что пришла сюда, а то бы нам не встретиться. Давно мы не виделися.

Анфиса: Однако давно. Ланись, когда же вы к нам с заимки –то переедите?

Ната: На прок.

Анфиса: Чтож вы робите на заимке –то?

Ната: Водня разорила: четыре сестры, мал-мала меньше. Живем в тайге, того и смотри, растеряются.

Анфиса: Трудно, девица, трудно!

Ната: Однако трудно.

- Какая по характеру речь?

(Говор учтив, мягок, правилен, напевен, чист, в разговоре присутствует вежливость по отношению друг к другу, В Енисейской губернии в старину местными словами даже считали).

- А может, кто из вас знает или слышал от бабушек устаревшие слова? (Ответы детей)

- Теперь для более полного понимания я прошу вас представить себя лихими казаками и казачками. Казак – это особая философия и образ мыслей.

- Кто из вас знает казачьи поговорки? (Казака в степи только пуля догонит. Не хвались в поход собираючись, а хвались с похода едучи. И шашка остра, а дух – сильнее. Где казак, там и слава. Казака даже черт боится. Не всяк тот казак, что фуражку набекрень носит. Казак без коня – сирота. Кровь казачья – не водица, и др.)

Групповая работа (Нужно проиграть сцены казачьего быта)

- Сейчас объединимся в группы. Распределите роли и обыграйте заданную сценку (каждой группе выдается реквизит, костюмы и ролевые слова сцен на карточках. Ребята работают, воспитатель активно участвует.

Группа 1: “Проводы казака на войну”

Действующие лица: 4 казака и атаман/ (Проходит казачий круг: казаки сняв шапки, молятся).

Атаман: Ну, что други, на войну собираемся, за Родину, за Отечество воевать будем?

1 казак: Шапку и шашку мы потеряем только с головой.

2 казак: Ну, что, споем нашу песню, военную.

(все вместе поют гимн Енисейского казачьего войска.:

Клятва дедов – наша сила:
Мы Отечеству верны!
От рожденья до могилы
Мы отечества сыны!
Их завет – как подвиг славный
Больше жизни дорог нам
Слава людям православным
Енисейским казакам!

Группа 2: “Воспитание детей в казачьей семье”

Действующие лица: ведущий, крестный, мать казачка, 3 старших брата, казачок 7 лет.

Ведущий: Мы представим передачу семилетнего казачка с женской половины на мужскую/

(У казачка подушечка в руках и сабля)

Крестный: Казака принямайте, да за ним доглядайте. Чтоб был не квелый, до всякой работы – скорый, чтоб Богу молился, да сабле учился, чтоб малых не забижал, старших уважал, а к родителям был почтительный.

Мать (снимает с сына шапку со словами): Возьмите кресный шапку, нашему казаку еще расти нужно, сохраняй ее до срока.

1 брат (забирает подушку и отдает матери): Это лишнее.

2-й: Будешь теперь спать на соломенном матрасе.

3-й: Здесь тебя няньчить не будут.

Уходят.

Группа 3: “Женитьба”

Действующие лица: 3 лихих казака – жениха, Пелагея – сваха, три девушки – невесты.

Первый казак: Пойдем к благочестивой Пелагее.

(Приходят к Пелагее)

Второй казак: Помоги Пелагея смотрины провести.

Третий казак: Все уже ждут.

(Три девицы стоят в ряд)

Пелагея:

Становитесь девицы в ряд, да кажите свой наряд (девицы показывают).
Зацените казаки, рукодельницы какие!

(Женихи дарят серебряные кольца девицам и расходятся по парам).

Группа 4: “Строительство дома”.

Действующие лица: старый казак, 2 сына, 2 девушки.

Старый казак: Ну что, сыны, жениться надумали?

Сыны: Да, надумали. Вот уже и невест привели, благослави, отец.

Старый казак: Каждый мужчина должен построить дом, посадить дерево, воспитать сына – настоящего мужчину. Надумали где строиться будете?

1 сын: Надумали,

2 сын: Старший брат – лес рубил, да так, чтобы верхушки деревьев падали на восток, где начинается жизнь.

Старый казак: Вы, мужчины – хозяева дома, заводите земельный удел, коня. Там где конь ляжет отдохнуть – делайте разметку и забивайте калитку для дома. Не забудьте положить первый камень в правый восточный угол дома, там будет красный угол. Сюда же пшеницу – для сытой жизни, шерсть – для тепла, ладан – для благославления, деньги, золото, серебро – для богатства.

2 сыны: Ну, с Богом!

Обыгрываются сценки.

- На основе этих сценок определите роль мужчины и женщины

(На доске записываются слова)

Мужчина: Женщина:
Служивый, вольный, хозяин, ремесленник, землевладелец Уважаема, хозяйка, подчинялась мужу, вдова получала денежное пособие.

- А теперь я хочу показать в какие игры на вечорках играли ваши сверстники. На этих вечорках всегда была старшая казачка, которая заводила игры.

(Проигрываются игры: “Колечко”, “В ленты”, “ Подушечка”)

Игра “ Подушечка”

Водят хоровод и поют:

Молодица, молодичка,
Ты же молодая!
Подушка, подушечка,
Ты же пуховая!
Кого любишь, кого любишь,
Того поцелуешь,
Пухову подушку
Тому подаруешь…

В центре хоровода “водила” - девушка с платком и при последних словах отдает платок парню по выбору и целует его.

Итог занятия: (Вернуться к написанному на доске в начале занятия)

- Как ваши представления о казаках и казачестве изменились после это занятия?

- Что вы узнали нового?

(Ответы детей)

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3