ТЕМА УРОКА: Давление.
ЦЕЛЬ УРОКА:
1.- Выработать учащимися умение работать с понятием давления, математической формулой и единицами измерения;
-ознакомится с факторами, влияющими на увеличение и уменьшение давления;
-контроль и самоконтроль занятий, умений и навыков ранее изученного материала.
2.-Развивать физическое мышление умение сравнивать величину давление, меняя разные параметры (FuS), выделить главное от чего зависит давление.
-обогатить физическую речь новым понятием давление и единицами его измерения (паскалями).
-развивать познавательные и творческие способности, исследовательские навыки.
-развивать практические навыки применения новых знаний для решения жизненных проблем.
3.-Воспитывать эстетические качества (аккуратность ведения записей).
-воспитывать принципиальность в оценке работы одноклассников.
ТИП УРОКА: Комбинированный.
ПЛАНУРОКА:
1.Организационный момент.
2.Актуальность опорных знаний.
3.Объяснение нового материала.
4.Закрепление нового материала (решение задач).
5.Постановка домашнего задания.
6.Итог урока.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
Учебное пособия, сборник задач, плакаты, емкости с песком, пластины с гвоздями, тела, лоточки с горошинкой и бобом, сигнальные кружки двух цветов.
ХОД УРОКА
Учитель: - Сегодня на уроке мы познакомимся с новым физическим понятием: давление, выясним, от чего оно зависит и в чем измеряется; узнаем, как в жизни применять знание этого понятия. Но сначала я проверю, как вы усвоили ранее изученные термины, понятия, формы. Мы напишем физический диктант. Внимание!
/Диктуется текст, и выводятся на экран/
Учитель:/Взаимопроверка рядом сидящих учеников. Ответы выводятся на экран. Критерий оценок поясняется./
-А сейчас послушайте отрывок из сказки Г.Х.Андерсона “принцесса на горошине”, потом я задам вопрос.
/Звучит отрывок. На экран выводится проблемный вопрос с иллюстрацией./
-Как вы думаете с научной точки зрения, могло ли нежное тело принцессы почувствовать горошинку?
Ученики: - “Да” - “Нет” /Методом голосования определяют расхождение мнений/.
Учитель: - Для того чтобы узнать, кто правильно ответил на этот вопрос и многие, другие мы изучаем тему сегодняшнего урока в тетрадях число и тема “Давление”.
-Скажите, чем все тело действует на пол?
Ученики: - Весом.
Учитель: - Но это действие нам невидно. Поэтому, чтобы увидеть действие веса на опору проведем исследование, для этого вам дана опора “столик”, сыпучий грунт и тела различного веса. Проведите опыт и сделайте вывод, как давление зависит от веса?
/Работают в группах/
Ученики: Делают опыт и рассуждают.
Учитель: - А вес это вид чего?
Ученики: - Силы.
Учитель: - Значит, давление зависит от силы. Как?
Ученики: - Чем больше сила, тем больше давление.
Учитель: - Запишите это в тетрадь.
/Выходит на экран:
ДАВЛЕНИЕ
F-[н]
Чем больше сила, тем больше давление.
Учитель: - В математике как называется эта зависимость?
Ученики: - Прямая.
Учитель: - Но в первом опыте мы меняли вес груза, а, теперь не меняя груз, как мы можем изменить исследование нашего давления? Что мы можем сделать с нашим “столиком”?
Ученики: - Перевернуть.
Учитель: - Продолжите исследование и сделайте вывод.
Ученики: Рассуждают и говорят, что шляпки погружаются в песок меньше чем острие гвоздя.
Учитель: - Какое геометрическое понятие мы меняем? (Шляпки – острие)
Ученики: - Площадь.
Учитель: - Значит, давление зависит от площади. Как?
Ученики: - Чем больше площадь, тем меньше давление.
Учитель: - Запишем в тетрадь.
/Выносит на экран- S-[м2]. Чем больше площадь, тем меньше давление./
Учитель: - В математике как называется эта зависимость?
Ученики: - Обратная.
Учитель: - А теперь попробуем составить формулу. Давление будет обозначаться маленькой буквой p=, /пишет на доске/
-Выйдите и запишите формулу.
Ученики: /пишут на доске/
P= F/S
Учитель: - Проговорим формулу, а теперь определение./На экране определение/. /Проговаривают несколько раз/.
Учитель: - Записывать его не будем, т.к. оно есть в учебниках. Но мне нужно записать единицы измерения давления по формуле.
Ученики: [Н/м2]
Учитель: - Правильно, на физике эта единица обозначается [Па] (паскаль) в честь английского ученого Блеза Паскаля о котором мы заслушаем сообщение.
/Ученик рассказывает биографию и достижения Паскаля/
Учитель: - Вернемся к вопросу о принцессе, изучив тему “Давление” и узнав, от чего оно зависит.
Ученики: - Принцесса могла почувствовать горошину, т.к. у горошины площадь маленькая, значит давление большое.
Учитель: - В некоторой литературе есть принцесса на бобах. Потрогайте бобы и горошину и сделайте вывод, кто из литераторов был ближе к истине.
Ученики: Делают вывод /обосновывая/.
Учитель: - Но это мы рассмотрели пример давления из сказки, а вот пример из жизни.
/На экране рисунок мальчика на льду/
Учитель: - Что мальчику делать?
Ученики: - Лечь, т.к. он увеличит площадь и уменьшит давление.
Учитель: - Но лед все-таки, треснул, и мальчик попал в воду.
/На экране другой рисунок мальчик в воде/
Ученики: Рассуждают, предлагают варианты, обосновывая.
/Появляется третий рисунок мальчик на доске/
Учитель: - А теперь посмотрим мультфильм “Записки путешественника”.
/Мультфильм останавливается/
Учитель: - Как помочь переправить мамонтенка?
Ученики: Предлагают варианты, рассуждают.
Учитель: - Посмотрим, какой выход предлагает автор мультфильма.
/Смотрят мультфильм до конца/
Учитель: - Досмотрев мультфильм, вы увидели, что нам предстоит познакомиться с давлением жидкости и газа.
-Скоро, ребята, Новый год и вы пойдете в лес за елкой. Вы тепло оденетесь, а что обуете и зачем?
Ученики: - Лыжи, увеличим площадь, уменьшим давление.
Учитель: - Встаньте и подумав сейчас увеличьте давление вашего тела на пол.
Ученики: Поднимают ногу, встают на цыпочки. /объясняя свои действия/
Учитель: - Садитесь, спасибо! Вы видите как знания этой темы помогают объяснить литературные, жизненные ситуации. Сделайте вывод, что мы сегодня узнали на уроке.
Ученики: Делают вывод.
Учитель: - Запишите домашнее задание, параграфы 33, 32 и творческое задание 11 (1).
-А сейчас, если вам понравился урок, вы ему даете “зеленый” свет, а если нет “красный”. До свидания!
/Ученики уходят, сложа кружки учителю на стол./