Урок физики по теме: "Давление"

Разделы: Физика


ТЕМА УРОКА: Давление.

ЦЕЛЬ УРОКА:

1.- Выработать учащимися умение работать с понятием давления, математической формулой и единицами измерения;

-ознакомится с факторами, влияющими на увеличение и уменьшение давления;

-контроль и самоконтроль занятий, умений и навыков ранее изученного материала.

2.-Развивать физическое мышление умение сравнивать величину давление, меняя разные параметры (FuS), выделить главное от чего зависит давление.

-обогатить физическую речь новым понятием давление и единицами его измерения (паскалями).

-развивать познавательные и творческие способности, исследовательские навыки.

-развивать практические навыки применения новых знаний для решения жизненных проблем.

3.-Воспитывать эстетические качества (аккуратность ведения записей).

-воспитывать принципиальность в оценке работы одноклассников.

ТИП УРОКА: Комбинированный.

ПЛАНУРОКА:

1.Организационный момент.

2.Актуальность опорных знаний.

3.Объяснение нового материала.

4.Закрепление нового материала (решение задач).

5.Постановка домашнего задания.

6.Итог урока.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

Учебное пособия, сборник задач, плакаты, емкости с песком, пластины с гвоздями, тела, лоточки с горошинкой и бобом, сигнальные кружки двух цветов.

 ХОД УРОКА

Учитель: - Сегодня на уроке мы познакомимся с новым физическим понятием: давление, выясним, от чего оно зависит и в чем измеряется; узнаем, как в жизни применять знание этого понятия. Но сначала я проверю, как вы усвоили ранее изученные термины, понятия, формы. Мы напишем физический диктант. Внимание!

/Диктуется текст, и выводятся на экран/

Учитель:/Взаимопроверка рядом сидящих учеников. Ответы выводятся на экран. Критерий оценок поясняется./

-А сейчас послушайте отрывок из сказки Г.Х.Андерсона “принцесса на горошине”, потом я задам вопрос.

/Звучит отрывок. На экран выводится проблемный вопрос с иллюстрацией./

-Как вы думаете с научной точки зрения, могло ли нежное тело принцессы почувствовать горошинку?

Ученики: - “Да” - “Нет” /Методом голосования определяют расхождение мнений/.

Учитель: - Для того чтобы узнать, кто правильно ответил на этот вопрос и многие, другие мы изучаем тему сегодняшнего урока в тетрадях число и тема “Давление”.

-Скажите, чем все тело действует на пол?

Ученики: - Весом.

Учитель: - Но это действие нам невидно. Поэтому, чтобы увидеть действие веса на опору проведем исследование, для этого вам дана опора “столик”, сыпучий грунт и тела различного веса. Проведите опыт и сделайте вывод, как давление зависит от веса?

/Работают в группах/

Ученики: Делают опыт и рассуждают.

Учитель: - А вес это вид чего?

Ученики: - Силы.

Учитель: - Значит, давление зависит от силы. Как?

Ученики: - Чем больше сила, тем больше давление.

Учитель: - Запишите это в тетрадь.

/Выходит на экран:

ДАВЛЕНИЕ

F-[н]

Чем больше сила, тем больше давление.

Учитель: - В математике как называется эта зависимость?

Ученики: - Прямая.

Учитель: - Но в первом опыте мы меняли вес груза, а, теперь не меняя груз, как мы можем изменить исследование нашего давления? Что мы можем сделать с нашим “столиком”?

Ученики: - Перевернуть.

Учитель: - Продолжите исследование и сделайте вывод.

Ученики: Рассуждают и говорят, что шляпки погружаются в песок меньше чем острие гвоздя.

Учитель: - Какое геометрическое понятие мы меняем? (Шляпки – острие)

Ученики: - Площадь.

Учитель: - Значит, давление зависит от площади. Как?

Ученики: - Чем больше площадь, тем меньше давление.

Учитель: - Запишем в тетрадь.

/Выносит на экран- S-[м2]. Чем больше площадь, тем меньше давление./

Учитель: - В математике как называется эта зависимость?

Ученики: - Обратная.

Учитель: - А теперь попробуем составить формулу. Давление будет обозначаться маленькой буквой p=, /пишет на доске/

-Выйдите и запишите формулу.

Ученики: /пишут на доске/

P= F/S

Учитель: - Проговорим формулу, а теперь определение./На экране определение/. /Проговаривают несколько раз/.

Учитель: - Записывать его не будем, т.к. оно есть в учебниках. Но мне нужно записать единицы измерения давления по формуле.

Ученики: [Н/м2]

Учитель: - Правильно, на физике эта единица обозначается [Па] (паскаль) в честь английского ученого Блеза Паскаля о котором мы заслушаем сообщение.

/Ученик рассказывает биографию и достижения Паскаля/

Учитель: - Вернемся к вопросу о принцессе, изучив тему “Давление” и узнав, от чего оно зависит.

Ученики: - Принцесса могла почувствовать горошину, т.к. у горошины площадь маленькая, значит давление большое.

Учитель: - В некоторой литературе есть принцесса на бобах. Потрогайте бобы и горошину и сделайте вывод, кто из литераторов был ближе к истине.

Ученики: Делают вывод /обосновывая/.

Учитель: - Но это мы рассмотрели пример давления из сказки, а вот пример из жизни.

/На экране рисунок мальчика на льду/

Учитель: - Что мальчику делать?

Ученики: - Лечь, т.к. он увеличит площадь и уменьшит давление.

Учитель: - Но лед все-таки, треснул, и мальчик попал в воду.

/На экране другой рисунок мальчик в воде/

Ученики: Рассуждают, предлагают варианты, обосновывая.

/Появляется третий рисунок мальчик на доске/

Учитель: - А теперь посмотрим мультфильм “Записки путешественника”.

/Мультфильм останавливается/

Учитель: - Как помочь переправить мамонтенка?

Ученики: Предлагают варианты, рассуждают.

Учитель: - Посмотрим, какой выход предлагает автор мультфильма.

/Смотрят мультфильм до конца/

Учитель: - Досмотрев мультфильм, вы увидели, что нам предстоит познакомиться с давлением жидкости и газа.

-Скоро, ребята, Новый год и вы пойдете в лес за елкой. Вы тепло оденетесь, а что обуете и зачем?

Ученики: - Лыжи, увеличим площадь, уменьшим давление.

Учитель: - Встаньте и подумав сейчас увеличьте давление вашего тела на пол.

Ученики: Поднимают ногу, встают на цыпочки. /объясняя свои действия/

Учитель: - Садитесь, спасибо! Вы видите как знания этой темы помогают объяснить литературные, жизненные ситуации. Сделайте вывод, что мы сегодня узнали на уроке.

Ученики: Делают вывод.

Учитель: - Запишите домашнее задание, параграфы 33, 32 и творческое задание 11 (1).

-А сейчас, если вам понравился урок, вы ему даете “зеленый” свет, а если нет “красный”. До свидания!

/Ученики уходят, сложа кружки учителю на стол./