Отсутствие практических навыков адекватного поведения в сложных жизненных ситуациях может побудить детей и подростков к использованию асоциальных способов выхода - употреблению табака, алкоголя, наркотиков. Поэтому необходимо проводить профилактику злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ).
При этом ведение профилактической работы с детьми должно начинаться до наступления “критического” подросткового возраста, т.е. в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда закладываются основы тех личностных свойств и социальных навыков, которые в последствии определят степень и характер адаптации ребенка в обществе. Дошкольный и младший школьный возраст представляют собой благоприятный период для воспитания инициативы здорового образа жизни, подражания позитивным моделям поведения. При этом важно, чтобы эти модели были настолько привлекательными, что ребенку захотелось бы без всякого постороннего вмешательства строить на их основе игру, подражать им по собственной инициативе. Предоставление ребенку таких моделей поведения — актуальная задача педагога, занимающегося профилактической деятельностью.
Система образования играет ведущую роль в профилактической работе. Профилактика злоупотребления ПАВ в системе образования направлена на формирование ценностей здорового образа жизни, на совершенствование знаний, умений и навыков педагогов системы образования, родителей и обучающихся в вопросах сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья.
Акцентирование на отрицательных последствиях приема ПАВ не обеспечивает достижение поставленных целей.
Приоритетной является позитивная профилактика злоупотребления ПАВ (Концепция профилактики злоупотребления ПАВ…, 2000), опирающаяся на возрастные особенности детей, которая предполагает воспитание гармоничной, успешно социализированной личности, формирование положительного образа Я ребенка, навыков ответственного принятия решений, эффективного общения, стрессоустойчивых личностных установок, навыков быть успешным, значимым, способности к саморегуляции, ценности и навыков укрепления здоровья, регулирование эмоций, разрешение конфликтов, сопротивления наркогенному давлению со стороны сверстников, взрослых и рекламных компаний в СМИ, освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, помощь в самореализации собственного жизненного предназначения, воспитание психически здорового личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ.
В нашем городе в рамках городской целевой программа “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005–2009 гг.”, принятой решением Городского Совета народных депутатов г. Юрги (15.12.2004 г. № 172), проводится большая работа по первичной позитивной профилактике злоупотребления ПАВ различными структурами, где прослеживается комплексный, системный подход к данной проблеме, ведутся межведомственные взаимодействия со службами города и области.
Обучающиеся и педагоги участвуют в городских, областных и Всероссийских мероприятиях по профилактике злоупотребления ПАВ. Это: фестивали, олимпиады, слеты, научно-практические конференции исследовательских работ школьников, единые антинаркотические акции, туристические походы, спортивные праздники, культмассовые мероприятия, аучрич-работа, Дни здоровья, благотворительные акции, организация каникулярного времени, трудоустройство подростков в летний период, психологические тренинги, ролевые игры, спектакли, консультации, “круглые столы”, обучающие семинары-практикумы для педагогических работников, беседы, диспуты, дискуссии, просмотр видеоматериалов, радиопередачи, КВНы, выставки специализированной литературы, тематические классные часы, анкетные опросы, родительские лектории, волонтерское движение, викторины, конкурсы: агитбригад, листовок, плакатов, рисунков, газет, сочинений, встречи с известными спортсменами города, людьми искусства, со специалистами, занимающимися вопросами профилактики злоупотребления ПАВ, т.д.. направленные на пропаганду здорового образа жизни, на сближение родителей и детей, формирование внутренней культуры человека, поднятие духовного уровня.
Информационная кампания
В рамках различных антинаркотических акций были разработаны и выпущены информационные материалы, которые предлагаются во время практических занятий образовательным учреждениям, учреждениям дополнительного образования, учебным заведениям и жителям города во время аутрич-работы.
Информационная кампания (практические рекомендации для педагогов, родителей, обучающихся, учащихся и студентов) включает в себя: календари “Цени настоящее”, “Мы за здоровый образ жизни”, плакаты “Цени настоящее”, “Здесь мы растем здоровыми”, “Мы выбираем свой путь в жизни” по альтернативе наркотикам; ученические закладки-линейки “Береги здоровье смолоду!” по пропаганде здорового образа жизни и серию буклетов-памяток: “Полезные советы” (“О воспитании детей…” (для педагогов), “О воспитании детей…” (для родителей), “Непоседы” (для родителей гиперактивных детей), “Будь успешным!” и “Впереди экзамен!” (для обучающихся, учащихся и студентов). В буклетах предлагаются телефоны служб города, в которые можно обратиться за информацией, советом или психологической поддержкой по вопросами профилактики злоупотребления ПАВ.
Информационная кампания — практические рекомендации, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья детей, воспитание культуры взаимоотношений, налаживание социальных контактов со сверстниками, педагогами, родителями, укрепление веры в собственные силы, оптимизм, развитие самоуважения, позитивных установок, повышение стрессоустойчивости, снятие внутреннего напряжения, создание благоприятных условий для самораскрытия возможностей ребенка, создание ситуации успешности, воспитание гармонически развитой личности, способной справляться с жизненными трудностями социально-позитивным путем, не прибегая к употреблению ПАВ.
Учить навыкам позитивной профилактики можно на любом уроке, классном часе и внеклассных занятиях. Это и есть основа успешности обучения.
Чтобы этого взаимопонимания достичь, учителю необходимо:
- Признавать сложность проблем, с которыми сталкивается ребенок.
- Уделять больше внимания его достижениям, а не промахам.
- Способствовать формированию у подростка позитивного представления о себе. Для этого чаще говорить ему о том, что вам нравится в его характере (смелость, общительность, остроумие, трудолюбие и т.д.).
- Говоря об ошибке, стараться показывать ее ценность как попытки.
- Прислушиваться к мнению людей, которым ребенок доверяет.
- Читать литературу о психологии и физиологии подростка.
- Откровенно говорить с ребенком о жизни и смерти, дружбе и предательстве, об отношениях мужчины и женщины.
- Делиться собственным опытом взросления, рассказывать о своих тогдашних чувствах, мечтах, идеалах, даже если сегодня они кажутся вам смешными или ошибочными.
Конечно, огромное воспитательное влияние на личность ребенка оказывает, когда различные внеклассные мероприятия в образовательном учреждении готовятся и проводятся в тесном творческом сотрудничестве учеников, учителей и родителей, идет совместная деятельность в играх, психологических занятиях, упражнениях, кружках, праздниках, соревнованиях, трудовых десантах.
Задача любой школы и семьи — создать каждому ребенку ситуацию успешности, значимости через учебную деятельность, внеклассную и кружковую работу, систему взаимодействия с учреждениями дополнительного образования (у нас в городе — это Музыкальная школа, Художественная школа, Эколого-биологический центр, Детско-юношеский клуб физической подготовки, Центр эстетического воспитания, Детско-юношеский центр, Станция юных туристов, Городской центр детского (юношеского) творчества, Центр воспитательной работы “Сибиряк”), усилиями разных специалистов (психологи, учителя, социальные педагоги, медицинские работники, сотрудники правоохранительных органов и др.) .
Итак, позитивная профилактика злоупотребления ПАВ — это пропаганда позитивного отношения к жизни, создание ситуации успешности, благополучия, включение ученика в ту деятельность, где он сможет проявить себя, почувствовать себя значимым для других, поверить в себя, испытать радость проявления собственной активности, где важны:
- личность педагога, его роль в учебно-воспитательном процессе,
- группы самоуправления детей,
- детско-взрослые отношения,
- организация досуга (информация больше должна быть не развлекательной, а познавательной).
Необходимо учить детей жить! Учить быть значимым! Учить детей радоваться!
Верить в лучшее, а готовым быть к худшему, без употребления ПАВ.
Девизом должно быть: “ЗА ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ”, “ЗА СЧАСТЛИВУЮ ЖИЗНЬ И КРЕПКОЕ ЗДОРОВЬЕ”.