Цель: ознакомление учащихся с положительными и отрицательными числами, с координатной прямой, с понятием координаты точки на прямой.
Задачи:
- научить отмечать точки на координатной прямой;
- развивать мышление, самостоятельность;
- воспитывать аккуратность, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: схема координатной прямой, флажки, наглядные пособия, магнитофон, географический атлас.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
Ни костяшек, ни ручек, ни мела
Устный счет. Мы творим это дело
Только силой ума и души!
Числа сходятся где-то во тьме
И глаза начинают светиться!
И кругом только умные лица.
Устный счет! Мы считаем в уме.
В ходе урока за каждый правильный ответ вы получите геометрическую фигуру.
1. Какие числа называются натуральными?
Приведите примеры натуральных чисел. Сколько натуральных чисел расположено на координатном луче между числами:
а) 0 и 8
б) 17,5 и 26
в) 2
г) 116 и 117
2. Ребята, какое время года сейчас? Чем отличается погода летом и зимой? А как вы узнали, что на улице холодно? С помощью какого прибора? Давайте рассмотрим термометр. Что изображено на термометре? Как расположены числа?
Давайте, немного отвлечемся и перейдем от термометра к доске. Какие геометрические фигуры изображены? Чем отличаются эти геометрические фигуры.
Рисунок1 |
Рисунок2 |
Посмотрите на последний рисунок, на что он похож? Назовите по этой шкале числа соответствующие буквам В и С. А можете ли вы мне назвать числа соответствующие буквам Д и Е. А на этот вопрос мы сможем ответить в конце урока. Рассмотрев тему урока “Координаты на прямой”.
Откройте тетради, запишите число и тему урока. Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с положительными и отрицательными числами, и их расположением на координатной прямой.
III. Объяснение нового материала.
Посмотрите на рисунок. Белка вылезла из дупла и бегает по стволу дерева вверх и вниз. Покажите, где будет находиться белка, если она удалится от дупла на три метра.
Рисунок 3
Белка может передвигаться в противоположные стороны от дупла.
Давайте продолжим координатный луч от точки отчета влево, сохраняя единичный отрезок.
Риунок 4
Точка О изображает нуль, является точкой отсчета.
Те числа, которые расположены левее точки отсчета называются отрицательными. (Открыть табличку). В древнем Китае математики использовали для обозначения чисел разные цвета.
Однако, в настоящее время отрицательные числа принято записывать с помощью знака “-”, который ставится перед числом.
Например: -1. (записать на прямую отрицательные числа).
Запишите в тетради три любых отрицательных числа.
Числа, расположенные правее от точки начала отсчета называются положительными. (Открыть табличку).
Для записи положительных чисел используется “+”, но для краткости мы его опускаем.
Например: +7 = 7.
Запишите три любых положительных числа.
Итак, прямая с выбранным на ней началом отсчета, единичным отрезком и направлением называют координатной прямой.
А теперь постройте в тетрадях, с помощью линейки и аккуратно, координатную прямую и обозначьте на ней точку начала отсчета единичный отрезок две клетки тетради.
Рисунок 5
Назовите числа, показывающие положение флажка на координатной прямой.
Число, показывающее положение точки на прямой, называют координатой этой точки. Пишут: Д (1)
Запишите координаты остальных точек, изображенных на координатной прямой.
Где в жизни мы еще встречаемся с координатной прямой (шкалой)?
IV. Психофизиологическая пауза (звучит музыка).
Человек обладает положительными и отрицательными качествами. Найдите эти качества вокруг и распределите их на координатной прямой. (Располагают на координатной прямой положительные и отрицательные качества человека).
Сейчас все встаньте и передайте своему соседу, мысленно, через рукопожатие положительные качества, которыми вы обладаете.
Хочу я, чтоб добро к тебе пришло
Как свет весенний, как тепло костра:
Пусть для тебя источником добра
Не станет то, что для другого – зло.
V. Закрепление
1. №879 – два человека у доски, остальные самостоятельно с последующей проверкой.
2. №881 – “по цепочке” с комментированием.
3. Самостоятельная работа (взаимопроверка).
Отметьте на координатной прямой точки. За единичный отрезок примите длину одной клетки тетради.
I в
А (-4), B (3), С (-2), D (5), Е (-1).
II в
А (2), М (-3), S (6), P (-5), N (-1).
Рисунок 6
Выставление оценок:
Три геометрические фигуры – 5
Две геометрические фигуры – 4
Давайте вернемся к тем вопросам, на которые мы не могли найти ответ.
А теперь мы можем ответить на этот вопрос?
Назовите мне координаты точек D и Е.
VI. Домашнее задание
Откройте дневники, запишите домашнее задание. n26 №904.
Составить ребус, зашифровав имя своего друга.
VII. Итог урока. Рефлексия
А сейчас я предлагаю вернуться к координатной прямой. У вас на партах флажки разного цвета. (Есть положительные и отрицательные ответы).
Красные флажки – да, тема усвоена. Синие – нет, тема не усвоена. Белые – недостаточно усвоена. Я прошу вас расположить данные флажки на координатной прямой.
Спасибо за урок, до свидания.