Использование произведений живописи на уроках географии

Разделы: География


В связи с происходящими сейчас процессами падения культурного уровня населения нашей страны актуальным становится культурологический подход в обучении и воспитании современного подрастающего поколения. Широкие возможности имеет культурологический подход в обучении географии в средней школе. Важным средством обучения могут служить произведения литературы, музыки, живописи. Особенно интересны и уместны на уроках географии репродукции с картин великих художников. Их использование позволяет направить усилия учителя с формирования знаний, умений, навыков на развитие личности ученика, его творческих возможностей, наряду с развитием логического мышления формировать художественно-образное мышление, развивать эстетический вкус, умение воспринимать и понимать красоту.

Представляю несколько фрагментов уроков физической географии в 6 классе.

Первое знакомство с живописью начинаем на уроке “Виды изображения местности на плоскости”. В ходе эвристической беседы с детьми выясняем, что одним из способов изображения местности может быть рисунок. Объясняю, что рисунок природы в искусстве называют пейзажем (в переводе с французского языка - раскрывающийся вид).

Учитель:

- Каких художников-пейзажистов вы знаете?

Ученики:

- Шишкин, Левитан, Айвазовский.

Показываю репродукцию с картины Шишкина “Корабельная роща”, на которой изображен большой участок земной поверхности: лес, река, камни, трава. В картине художник выражает свои чувства, настроение, восхищение красотой природы.

Какие чувства вызывает у вас картина? Что вам больше всего понравилось, произвело наибольшее впечатление?

Более близкое знакомство с живописью проводится в теме “Земная кора” на уроке “Вулканы”. После объяснения темы: элементы вулкана, процессы извержения, типы вулканов, работы с географической картой, рассказа о наиболее известных извержениях предлагаю ребятам совершить заочное путешествие в город Санкт-Петербург с целью посещения Русского музея (на стене или доске висит карта-схема города). В музее экспонируется много замечательных произведений искусства, в том числе и картина Карла Брюллова “Последний день Помпеи”, на которой изображено извержение вулкана Везувия. Для того чтобы познакомиться с музеем, нам нужен экскурсовод. В роли экскурсовода выступают ученики старшего класса, подготовленные учителем ИЗО. Это в лучшем случае, но иногда экскурсию провожу сама. Чтобы правильно смотреть картину, необходимо знать:

  1. кем и когда написана картина,
  2. как у художника возник замысел,
  3. как он его реализовал,
  4. к какому стилю и почему относится картина.

Известный русский художник Карл Брюллов родился в 1799 г. в городе Санкт-Петербурге. Закончил Санкт-Петербургскую академию художеств. В 30-х годах XIX века в Европе было много разговоров об археологических раскопках в Италии на склонах древнего вулкана Везувия. Художник побывал на раскопках засыпанного вулканическим пеплом города Помпеи. Он был настолько поражен увиденным, что захотел изобразить это событие. Тщательно изучив исторические и археологические материалы, выполнив множество эскизов, в 1830 г. он приступил к работе над картиной. В ней он изобразил кульминационный момент катастрофы: рушатся величественные здания, низвергаются статуи, смятенная толпа мечется, залитая зловещим блеском молний и пламенем вулкана. Динамичность композиции, освещение, дающее контраст света и тени, порывистые движения фигур усиливают трагический пафос картины. Художник показывает гордую красоту человека, величие благородных человеческих чувств – солидарности, сострадания, самоотверженности. Работа над картиной была завершена в 1833 г. В следующем году картина выставлялась в Милане, Париже, Берлине и имела потрясающий успех. С триумфом была встречена в Санкт-Петербурге. Великий русский критик Стасов писал: “И стал последний день Помпеи первым днем русской живописи”.

Домашнее задание: краткое описание впечатлений о картине К.Брюллова.

На уроке “Горы суши” знакомлю детей с великим русским художником Н.К.Рерихом. За свою жизнь он написал около 7 тысяч картин, 900 из них этюды, изображающие горы. Именно поэтому художника называли “певцом гор”. Рассматриваем несколько репродукций, посвященных Алтаю, Гималаям, Тибету. Особое внимание следует обратить на цвета гор: яркие, сочные, чистые, переходящие один в другой. Рельеф гор очень расчленен, поэтому они освещаются солнцем по-разному. На закате и восходе горы действительно имеют такой изумительный цвет как на этюдах Н.К.Рериха. Если позволяет время, то рассказываю о жизни художника.

На уроке “Волны в океане” провожу беседу о картине “Девятый вал” Айвазовского. Очень важно качество репродукции, так как художник тонко и изящно передает цвет волн, моря, бури. Особенное восхищение вызывает мужество горстки людей, борющихся со страшной стихией.

Много репродукций использовать не стоит, лучше позаботиться о том, чтобы они оставили в душах и сердцах детей яркое эмоциональное впечатление, запомнились, побудили к творчеству. В результате использования произведений живописи на уроках физической географии ученики свои доклады, сообщения часто сопровождают рисунками. К концу учебного года в кабинете проводится выставка творческих работ, которая вызывает большой интерес учителей, учеников и родителей. Наиболее интересные работы хранятся в кабинете в особой папке “Творческие работы учащихся по географии”.