Форма урока: урок-путешествие.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся.
Учебно-воспитательные цели урока:
- обобщить и систематизировать знания обучающихся по пройденным темам;
- формирование у обучающихся познавательного интереса к предмету;
- воспитание экологически грамотного подрастающего поколения.
Дидактический материал: карта Каспийского озера-моря, фотографии Каспия, атласы, корабли, флажки, якорьки, карточки. Фишки, эмблемы для диспетчеров, судовые журналы для каждого члена регаты, листочки для ответов, гонг.
Подготовительный этап.
Заранее учащихся необходимо разделить на четыре команды, в каждой выбрать капитана и диспетчера.
Подготовить судовые журналы для каждого члена регаты, эмблемы для диспетчеров и весь дидактический материал.
Диспетчеры сдают зачёт на урок раньше, так как во время урока-путешествия они помогают учителю принимать зачёт у одноклассников.
Ход урока
1. Вступление. Сообщение темы и цели урока.
(Звучит музыка.)
Учитель. Вы слышите эту удивительную музыку? Она зовёт нас в увлекательный мир путешествий. Мы с вами отправляемся в плавание по удивительному водоёму, который называется Каспием.
Каспийское озеро - море – самый крупный в мире внутриконтинентальный водоем не связанный с мировым океаном. Каспий вытянут с севера на юг, и напоминает по форме латинскую букву S. Это самое большое в мире озеро часто называют просто Каспием или озером - морем. Этот водный объект уникален, Каспий имеет ряд признаков моря: вода его солёная, площадь мало уступает площади таких морей, как Балтийское, Красное, Северное. Часть его растительного и животного мира носит черты типичных обитателей моря.
Озеро-море является удивительным созданием природы. Зимой северная его часть покрыта неподвижными льдами в прибрежной полосе и дрейфующими ледяными полями вдали от берега. Берега – настоящая снежная пустыня, где часто бывают вьюги и метели. В то же самое время на юге Каспия расстилаются синие прозрачные, никогда не замерзающие воды, берега покрыты роскошной растительностью, расцветают магнолии и абрикосовые деревья.
Перед нами стоит непростая цель: переплыть Каспийское озеро-море, а для этого нам необходимо вспомнить всё, что мы знаем о нём, его частях, его единстве.
У нас четыре фрегата, и каждая команда плывёт на своём корабле. Цвет корабля соответствует цвету вашего флажка – это цвет вашей команды. Якорьки на карте – это наши с вами стоянки (столы в кабинете расставлены в форме треугольников, напоминая форму корабля).
Сначала узнаем, из какого порта мы начинаем своё плавание, и кто первым возглавит регату. Это будет та команда, которая опередит всех, при выполнении первого задания.
2.,Ролевая игра.
Задание 1. Определите координаты порта, из которого мы начинаем путешествие. Координаты записаны на доске, географические карты перед вами, а диспетчеры будут мне помогать.
Координаты 47о 07’
Ключ: Самая северная точка Каспийского озера-моря (диспетчеры поднимают руки со словами: “первая команда готова” и т.д.).
Учитель. Молодцы! Правильно! Возглавит нашу регату красный корабль, за ним плывут синий, зелёный, белый корабли (прикрепляют корабли возле первого якоря на карте).
Почётное право ударить в гонг и возвестить о начале старта регаты предоставляется капитану красного корабля (капитан бьет в гонг).
Итак, дорогие друзья, в путь! Мы начинаем наше плавание по Каспийскому озеру-морю. Что мы знаем об этом водоёме.
Ученик. Каспийское море – самый крупный в мире внутриконтинентальный водоем не связанный с мирровым океаном площадью более 398000 км2. Расположено оно во внутренней части Евразии, и является удивительным созданием природы.
Учитель. Спасибо! Молодец! Вот и первая наша стоянка. Как называется остров, к которому мы подплываем? Ключ о Чечень.
Учитель: Правильно, но прежде чем мы отправимся в плавание дальше, выполним следующее задание: Мы знаем, что Каспий принято условно делить на части. У вас есть карточки, на которых вы должны написать на какие части принято делить Каспийское озеро-море.
Ключ: Северный Каспий, Средний Каспий и Южный Каспий.
Учитель. Ребята, сдайте свои листочки диспетчерам. Диспетчера оцените правильность ответа, оценки не забудьте поставить в судовой журнал.
Проверка правильности выполненного задания.
Учитель: Ребята, мы отправляемся в путь дальше, с помощью карт атласа определите среднюю и максимальную глубину различных частей Каспия.
Ключ:
- Северный Каспий: средняя глубина 4,4 м., наибольшая 25м.
- Средний Каспий: средняя глубина 192 м., наибольшая 788м.
- Южный Каспий: средняя глубина 345 м., наибольшая 1025м.
Учитель демонстрирует обучающимся диаграмму “Условное деление Каспия на 3 части, их площадь”
.
Учитель: ребята, чтобы отправится дальше, вам нужно ещё раз вспомнить всё, что касается морей. Свои ответы записать в судовые журналы. Для выполнения задания командам даётся 5 минут.
Учитель: итак ребята последнее задание. Нужно дать характеристику минерально-сырьевым ресурсам Каспия.
Подведение итогов.
Вот и закончилось наше путешествие, и урок подходит к кону. Я надеюсь, вы поняли, какой величайшей силой человечества являются его знания. В заключение слово диспетчерам. Друзья, оцените, пожалуйста, свои команды.
Диспетчера подводят итоги по судовым журналам, объявляют и комментируют оценки.
Домашнее задание составить кроссворд на тему “Озера”.