Разработка урока по физике на тему: "Расчет пути и времени движения". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цели урока:

Обучающая формирование знаний и умений учащихся по расчету пути и времени движения, научить решить графические задачи.

Воспитывающая – овладение умением аккуратно оформлять физические задачи, аккуратно строить графики.

Развивающая развитие обобщенных знаний и целостного представления о физическом движении.

Оборудование: персональные компьютеры,

Ход урока:

I. Организационный момент.(Приветствие учителя, доклад дежурного)

II. Повторение пройденного материала. Откройте Microsoft Office Word опорные конспекты № 1,2,3,4.

III. Актуализация имеющихся знаний . Откройте тетради, напишите число, классная работа, проверочная работа. Проверка знаний с помощью компьютера. Откройте “вопросы к уроку ” на рабочем столе персонального компьютера, прочитайте вопросы и ответы напишите в тетрадях. Щелкните слово “Вопросы” и проверьте ответы , оцените и поставьте оценки в тетрадь.

Вопросы:

  1. Изменение с течением времени положения тела относительно других тел. (Механическое движение)
  2. Линия по которой движется тело. (Траектория)
  3. Длина траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени. (Пройденный путь)
  4. Какими физическим величинами характеризуется механическое движение. (Путь-s, скорость- ?, время-t)
  5. Если тело за равные промежутки времени проходит одинаковые пути, то движение называется. (Равномерным движением)
  6. Изменяется ли скорость при равномерном движении. (Скорость остается постоянной)

IV. Изучение нового материала.

Учитель: Назовите физические величины, которые характеризуют механическое движение?

Ученики:

Путь-s

Скорость- ?

Время-t

Учитель: От чего зависит путь ?

Ученики: От скорости движения и времени движения.

Учитель: А что можно сказать о скорости при равномерном движении?

Ученики: Скорость при равномерном движении остается величиной постоянной.

Учитель: От чего зависит путь при постоянной скорости?

Ученики: При постоянной скорости путь зависит от времени.

Учитель: Запишите эту формулу зависимости. ?=st и расположите их в треугольнике.

Чтобы найти s нужно ? умножить на t (Запомни: они стоят рядом) !

Чтоб найти ? нужно s делить на t,

(Запомни : s находится на верху, а t-внизу, подобно дроби)!

Чтоб найти t нужно s делить на ?,

(Запомни : s находится на верху, а ? -внизу, подобно дроби)!

Запишите эти формулы:

s=vt, v=s/t, t=s/v.

По формуле s=vt видно- чем больше время, тем больше пройденный путь и наоборот, чем меньше время тем меньше пройденный путь.

Сделаем вывод: пройденный путь при равномерном прямолинейном движении прямо пропорционален времени.

Давайте рассмотрим задачу:

Открываем таблицу №16 “Скорости движения в живой природе”

Лисица : v=10 м/с ;

Муха комнатная: v= 5 м/с;

Дельфин: v=20 м/с;

Напишите уравнение движения этих животных:

1.s=10t 2. s= 5t 3. s= 20t

t, c 0 2
s, м 0 6

V. Закрепление нового материала:

Учитель: Мы с вами убедились, что график наглядно характеризует движение. По данному графику скорость какого тела больше? (Обоснуйте свой ответ)

Ученики: Скорость второго тела больше, так как пройденный путь за одинаковое время тоже больше.

2. Учитель: График какой физической величины вы видите? Что можете сказать об этой величины?

v,м/с

Ученики: Мы видим график скорости тела. Скорость постоянная и равна 5 м/с.

3. Учитель: График какой физической величины вы видите? Что можете сказать об этой величине?

Ученики: Мы видим график изменения скорости тела, тело сначала движется , увеличивая скорость от 0 до 10 м/с, потом движется с постоянной скоростью 10 м/с и продолжает движение , уменьшая скорость от 10 м/с до 0.

4. Решение задач под руководством учителя. (График дан на доске). Найдите скорость движения тела и пройденный путь телом за 2 часа.

а). Записываем данные задачи по графику, (то есть читаем график движения)

б) находим пройденный путь телом за 2 часа.

в) Постройте график равномерного движения тела, если оно имеет скорость 3 м/с.

t, c 0 2
s, м 0 6

(в дальнейшем данные будем задавать устно)

 

V. Самостоятельная работа. (по уровням сложности)

За решение задач первого уровня – оценка “3”.

За решение задач первого, второго уровней– оценка “5”.

1-й уровень.

По графику определите скорость движения тела и пройденный путь за 5 с.

 

 

2.Постройте график равномерного движения тела, если оно имеет скорость 2 м/с.

По графику скорости равномерного движения определите скорость 10 движения тела через 3 с. после начала движения и найдите путь , пройденный телом за 2 с.

 

2. Постройте график равномерного движения тела, если оно имеет скорость 3 м/с.

V. Подведение итогов урока и комментирование оценок.

VI. Домашнее задание.

§16, упр.9(4,5-для всех), упр.9(4,5,6-для сильных)