Форма мероприятия: игра “Что? Где? Когда?”
Цели:
- образовательные – внутренняя политика Бориса Годунова, невосприятие народом незаконного царя – причины Смуты, драматичности событий конца XVI – начала XVII веков в России; народное движение – объединяющая сила в борьбе с польско-шведскими интервентами;
- воспитательные – воспитывать чувство ответственности, уважительного отношения к прошлому нашей Родины;
- развивающие – развивать логическое мышление, речь.
Задачи:
- закрепление знаний о причинах событий, последствиях Смутного времени на основе исторических источников, художественно-литературной драматургии;
- отработка навыка работы в группе при выборе правильного решения, умения высказывать свою мысль правильно, аргументировано.
Оформление доски:
Цитата:
“Россия-мать, тебе хвала,
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
- Красочно оформленные на ватмане названия формы урока-игры и темы.
- Схема событий Смутного времени.
Реквизит:
Черный ящик
На столах для команд:
- табличка с литером класса;
- книга Н.М. Карамзина “Об истории государства Российского”;
- вопросы игры в форме билетов;
- карандаши;
- флажки-сигнальщики.
Раздаточный материал:
- схемы основных событий Смутного времени;
- репродукции картины Э.Лисснера “Войско Болотникова под Москвой”;
- карты-схемы похода Лжедмитрия I на Москву;
- письмо Лжедмитрия I московским боярам;
- схема-рисунок старинного города и цветной геометрический материал.
Ход мероприятия
1. Под музыку в класс, где присутствуют гости (болельщики и учителя) входят играющие команды.
2. Команды приветствуют друг друга.
3. Вступительное слово учителя, пояснение условий игры, представление жюри и гостей.
Условия игры: обе команды отвечают на вопросы, если ответ правильный, то команда получает дополнительный 1 балл, за команду 2 раза могут ответить болельщики; вопросы задает учитель, подсчет баллов после каждого ответа на вопрос.
4. Команды выступают с домашним заданием – краткая характеристика периода смутного времени.
Вопросы и правильные ответы
1. В ответ на его действия духовенство пригрозило закрыть церкви, бояре сказали: “А мы называться боярами не станем”, дворяне заявили, что не будут биться с неприятелями.
Вопрос: Что сделал этот человек перед огромным числом народа, смысл его действий, имя исторического лица?
Ответ: Перед огромным числом народа он вышел к толпе и, обернув вокруг шеи платок, показал, что скорее удушится, чем станем царем. Имя этого человека – Борис Годунов. Борис не хотел, чтобы народ думал, что он “крадет” престол; он хотел, чтобы народ просил его об этом.
Так и случилось. “И в то самое мгновение, по данному знаку, все бесчисленное множество людей, в келиях, в ограде, вне монастыря, упало на колена с воплем неслыханным: все требовали царя Бориса, отца!”
(Н.М.Карамзин “Об И.Г.Р”).
2. “Исключительная ситуация, возникшая после смерти Федора Ивановича состоит в …”
Задание. Закончите фразу, найдя ее продолжение в источниках.
7 а. “… в том, что пресеклось на троне Московском варяжское поколение…” “…в том, что Россия не имея царя, не имеет и царицы” (Ирина Годунова – жена Федора, посвятила себя богу).
7 б. “…”Ирина ответствовала, что государством будут править бояре вместе с патриархом… до тех пор, пока все чины Российской державы успеют собраться, чтобы решить судьбу Отечества по вдохновению божию”. (Н.М.Карамзин “Об истории государства Российского”)
Вывод:
7 а. Прекращалась династия Рюриковичей, предстояло впервые избрать царя.
7 б. Царская власть утрачивала прежнюю устойчивость, а избрание “землей” лишало будущего монарха считать своих подданных холопами.
3. Посмотрите инсценировку по произведению А.С.Пушкина “Борис Годунов”. Диалог патриарха и игумена Чудова монастыря.
От слов Патриарх: - И он убежал, отец игумен?...
До слов Игумен: - Ересь, святой владыко, сущая ересь”.
Задание. О ком идет речь в данном эпизоде и какова роль этого человека в истории России?
Ответ. В данном эпизоде речь идет о Юрии (Григории) Отрепьеве. Называя себя “чудесно спасшимся царевичем Дмитрием”, имел цель – свергнуть Б.Годунова. Возглавил русско-польское войско. С его именем связано пресечение рода Годуновых.
4. (Схема-карта похода Лжедмитрия I на Москву). В ходе этого сражения было захвачено 30 пушек, 15 знамен и штандартов.
Задание. Обозначьте на карте-схеме место сражения, поясните значение этого события в ходе борьбы Лжедмитрия I с правительственными войсками Б. Годунова.
Ответ. Место сражения - Добрыничи. В результате этого сражения войско Лжедмитрия было разбито, сам он укрылся в Путивле.
5.
“Я отворил им житницы,
Я злато рассыпал им,
Я им сыскал работу –
Они ж меня, беснуясь,
Проклинали!”
(из монолога Б.Годунова, А.С.Пушкин “Борис Годунов”)
Задание. О каких исторических событиях говорит Б.Годунов, укажите даты.
Ответ. В холодное лето 1601 г. бесконечные дожди не дали хлебам вызреть. Потом грянули ранние морозы. Весной следующего года всходы погубили заморозки. Наступил голод. Земля полнилась слухами. Говорили, что голод – это наказание за то, что правит страной “неприродный царь”.
6. По утверждению историков Б.Годунов был обречен на свержение.
Задание. Перед вами документ – источник. Изучите его и сделайте вывод: какое историческое понятие раскрывает этот материал:
1. причины обреченности Б.Годунова на свержение;
2. итоги заговора против Б.Годунова.
Ответ. “Недовольство политикой Б.Годунова зрело во всех сословиях и было вызвано прежде всего “пережитками прошлого”, т.е. сохранением системы доносов, пыток. Всеобщее недовольство должно было найти выход, и оно нашло его в поддержке Самозванца” - одна из причин обреченности Б.Годунова на свержение.
(Н.Карамзин “Об И.Г.Р”).
Ритмическая разминка
Учитель. Команды, прошу вас встать. Внимание и слаженность важны в общем деле. После каждой строки необходимо сделать определенное количество хлопков. Лучшая группа зарабатывает 1 балл.
(Учащиеся повторяют хором за учителем текст, записанный на доске, по знаку учителя делают хлопки).
“Еще одно последнее сказанье (1 хлопок)
И летопись окончена моя (2 хлопка)
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне грешному (3 хлопка)
Да ведают потомки православных (1 хлопок)
Земли родной минувшую судьбу (2 хлопка)
Своих царей великих поминают (3 хлопка)
За их труды, за славу, за добро (3 хлопка)
Учитель. Автор этих строк – великий русский поэт XIX века…
(А.С.Пушкин, “Борис Годунов”)
7. Посланцы Лжедмитрия I Плещеев, Пушкин (предок А.С.Пушкина) зачитали в Китай-городе “царское письмо”
Сожалею | |
братоубийственная | |
Годунова прощаю | |
кроме | |
всех | |
война |
Задание. Восстановите содержание письма.
Указание. Слова даны в И.П., их можно изменять по содержанию вашего текста.
Ответ. Содержание письма, посланного Лжедмитрием I:
“Сожалею о братоубийственной войне. Прощаю всех, кроме Годуновых”.
8. “Два способа у меня удержать царство”, - говорил самозванец друзьям, - “один способ быть тираном, другой – не жалеть средств, чтобы жаловать…”
Вопрос. Какой способ выбрал Лжедмитрий I?
Ответ. Дворяне и дети боярские получили щедрые денежные и земельные раздачи.
Северская земля, Комарицкая область получили освобождение от податей на 10 лет. Щедро наградил повстанцев. Запретил записывать кабальных холопов за двумя господами.
9. Вслушайтесь в разговор Марины Мнишек и Лжедмитрия I. Только что он признался, что он не истинный царевич Дмитрий, а самозванец.
А.С.Пушкин, “Борис Годунов”:
От слов Лжедмитрий: - Клянусь тебе, что сердца моего
Ты вымучить одна могла признанье…
До слов М.Мнишек: - Любви речей не буду слушать я.
Вопрос. Кто истинный зачинщик Смуты, заговора?
Ответ. “Возле самозванца начала группироваться самая разнообразная публика, решившая освободить Россию от власти Б.Годунова. Это были и московские политические эмигранты, и казаки малороссийские, донские, северские, и просто польские авантюристы, жаждавшие легкой наживы.
Речи Посполитой нужен был претендент на русский престол, у которого были законные права, чтобы распространять католичество. ( Л.Гумилев, “От Руси до России”)
10. “Литва хочет побить царя и бояр! Не пускайте их в Кремль!” – закричали люди Шуйского и поляков оттеснили.
Задание. Назовите последующие события.
Ответ. 200 дворян и бояр под началом Шуйских и Голицыных проникли в Кремль. Стрельцы пытались защитить царя. “Мария Нагая давно не считает царя своим сыном”, - закричал один из Голицыных. Кто-то выстрелил в Лжедмитрия I.
11. Перед вами черный ящик. Здесь то, что позволило боярам не бояться произвола царя.
Вопрос. Что в черном ящике?
Ответ. В черном ящике “крестоцеловальная запись”.
12. (Репродукция картины Э.Лессэнэра “Войско Болотникова под Москвой”)
Перед вами картина. Характеризуя события Смутного времени, которые здесь изображены, историки говорят: “Перед лицом столь грозной опасности происходит объединение всех враждебных этому движению слоев общества: бояр, дворян, верхушки посада”.
Задание.
1. О каких грозных событиях рассказывает художник.
2. Название картины.
Ответ.
1. Сюжет картины рассказывает о восстании И.Болотникова.
2. Название картины “Войско Болотникова под Москвой”. Художник Э.Лессэнэр.
13. Перед вами схематическое изображение основных событий смутного времени. Приложения 1, Приложения 2.
Задание. Восстановите правильную последовательность событий, укажите недостающие события.
14. За одну минуту сделайте то, что сделал Б.Годунов на юге и западе Российского государства.
Ответ. На юге, западе и востоке Б.Годунов возводил мощные крепости, что укрепляло обороноспособность государства. (Учащиеся должны бумажными прямоугольниками окружить город).
15. Блиц-опрос для капитанов (члены команд занимают места среди болельщиков). Приложение 3.
16. Во время выполнения этого задания болельщикам может быть предложено задание. Приложение 4.
Заключение
1. Учитель. Вопросы игры исчерпаны. Пришло время подвести итоги нашему жюри.
А мы с вами давайте вспомним, что наступает удивительное светлое время традиционного чествования Коляды русским народом.
2. Музыкальная пауза. В исполнении вокальной группы а-капелла учащихся звучат русские народные песни с пританцовыванием “Коляда”, “Как по травкам, по муравкам”.
3. Жюри объявляет итоги игры. Награждение команд памятными открытками.
4. Звучит музыка.
Учитель.
“История важна всегда,
Ведь много знать должны мы
Про минувшие года
Своей родной страны”.
“О наших предках, людях долга
Могли рассказывать бы долго,
Их славная течет в нас кровь,
Им – наша память и любовь”.