Открытый урок по обучению грамоте в 1-м классе на тему: "Звуки [з], [з'], буквы Зз"

Разделы: Начальная школа


Тема: Звуки [ з], [з?],  буквы З, з.

Цели:

  • создать микроклимат для восприятия материала урока;
  • способствовать формированию знаний о звуках [ з] ,[ з? ] и буквах З, з;
  • содействовать овладению слогового чтения, осмыслению прочитанного, учить работать с текстом;
  • развивать умение различать и выделять звуки [ з] ,[ з? ] ;
  • развивать логическое мышление, речь, кругозор, память;
  • воспитывать наблюдательность, интерес к предмету, к родному краю.

Оборудование:

  • телевизор, видеомагнитофон, видеоматериал о животных зоопарка;
  • таблицы с названием животных;
  • картинки с изображением животных;
  • картинки с изображением городов Татарстана;

Ход урока:

1. Орг.момент.

Приветствие детей, проверка готовности к уроку.

– Ребята, сегодня на уроке мы совершим экскурсию на автобусе. А куда мы поедем, вы узнаете позже. Пора садиться и трогаться в путь…

(Открываю шторку, за ней автобус с буквами: а, о, у, ы, и, п.)

2. Повторение пройденного.

– Ой, ребята, а места-то в автобусе заняты! Кто же их занял? (Буквы)

– Давайте назовём эти буквы …

– Молодцы! А теперь найдите “лишнюю” букву. (П)

– Почему вы так решили? (Все гласные, а эта буква согласная)

– Молодцы! Чем отличаются гласные буквы от согласных?

– Выгонять букву П мы не будем, а посадим её на место водителя. (П убираем в кабину)

– Ах, ребята, а какая-то буква опаздывает! Как вы думаете какая? (Е) На какое место мы её посадим? Почему? (Ответы детей)

– Что интересного вы ещё о букве Е знаете? (Ответы детей)

– Ну, вот, со всеми разобрались, можно и в путь отправляться… (Дети изображают поездку в автобусе)

– Проезжаем туннель…(закрываем глаза) и въезжаем…

В этом городке живут
И макаки и верблюд,
И жирафы и гориллы,
Так же злые крокодилы.
Зайцы, зебры, львы, слоны
В какой город едим мы?
(Зоопарк)

– Ребята, кто видит, где написано это слово?

(На доске разбросано слово: ОЗПОКРА. Дети собирают это слово)

– Давайте произнесём это слово хором. Какой новый звук вы слышите? [З]

3. Новая тема.

– Хором произносим этот звук. Какой это звук гласный или согласный? Почему? Каким бывает согласный звук? Когда буква З будет обозначать твёрдый звук, а когда мягкий звук? (Ответы детей)

– Девочки, произнесите мягкий звук [ з? ] .

– Мальчики произнесите твёрдый звук [ з] .

– Придумайте слова со звуком [ з] – мальчики, а со звуком [ з'] – девочки.

Физминутка

[з] – дети приседают, [з'] – дети встают на носочки

Зима, зонт, звонок, зебра, звезда, урок, Зина, зефир, мороз, поезд, зелень.

– Звук [з] обозначается буквой З, з. (Вывешиваю картинку)

– Посмотрите внимательно на что похожа буква З. Какой бывает эта буква? (ответы детей)

– Когда пишется строчная буква з? (Сажаю букву в автобус к гласным, читаем слоги )

– Когда пишется заглавная буква З? (ответы детей)

– А, кто из вас знает названия городов на букву З? (Ответы детей)

– А, кто знает города, которые находятся у нас в Татарстане? (Ответы детей)

Заинск
Зеленодольск

– А в названии нашего города есть новый звук [з]?

Набережные Челны

– А, я знаю такой город – Казань. Есть здесь новый звук?

Казань (картины города, кремль)

– Кто из вас был в Казани? Что вы знаете об этом городе? (Информация о Казани)

– А ведь я неспроста вспомнила про Казань. Там есть зоопарк, в который мы с вами приехали. (Включается просмотр фильма о зверях в зоопарке)

(На доске картинки животных и их названия отдельно друг от друга)

заяц    обезьяна    зубр     зебра    змеи    бизон     коза

– Давайте прочитаем какие животные находятся в этом зоопарке (читаем вместе).

– Найдите животное, которое называется: заяц, зубр, бизон и т.д. (Дети соотносят картинки и слова)

Физминутка

Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт,
В чехарду играть зовёт.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим бабочек,
На носочках скок-поскок
А затем в присядку,
Чтоб не мёрзли лапки.

– Ребятки, а кто из вас был в зоопарке? Какие животные там ещё бывают?(ответы детей) В нашем городе есть зоопарк? (п/л “ Звёздный”)

– В зоопарке много можно узнать нового и интересного. Когда-нибудь мы сядем в настоящий автобус и поедем в настоящий зоопарк за новыми впечатлениями. Ну, а пока всё новое и интересное мы узнаем из учебника.

– Но, прежде, давайте поучимся читать вместе “сложные” слова, которые вам встретятся в книге.

рассказала
заинтересовали
террариум

Читаем слова вместе, потом каждое слово – ученик.

4. Знакомство с текстом.

  1. Читают хорошо читающие дети
  2. Читают дети по предложению

Вопросы по тексту:

– О ком говорится в рассказе?

– О ком рассказала Анна Петровна?

– А Зина?

– Кто знает что такое террариум? (Толковый словарь: террариум – специальное помещение для содержания мелких животных – крыс, лягушек, змей и т.д)

– А теперь “сложное” задание: найдите предложение, в котором говорится о змеях.

– Молодцы!

– Давайте прочитаем о том, что дети увидели в зоопарке.

– Что из этого рассказа вы узнали нового и интересного?

(Ответы детей)

5. Итог урока.

  • Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?
  • С каким новым звуком познакомились?
  • Каким он бывает?
  • С какой новой буквой познакомились?
  • Где сегодня были?
  • Самый шустрый зайчик в зоопарке попросил меня передать ребятам, которые хорошо работали, от себя подарок (свой портрет). Он попросил поблагодарить вас за вашу работу.

(Награждаются дети, отличившиеся на уроке)

  • Кому показалось, что урок прошёл быстро?
  • Кому сегодня было скучно?
  • Кому урок показался длинным?
  • О чём расскажете дома? О чём прочитаете родителям?