"Слово о В. Высоцком" — литературно-музыкальная композиция для учащихся 9–11-х классов

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цели:

  1. создать условия для восприятия важного фактического материала о жизни и творчестве поэта-современника, понимания стиля и манеры поэта,
  2. для овладения уч-ся художественными образами, выразительными средствами языка, умения отличать истинно прекрасное от подделки.
  3. для воспитания правильного отношения к общечеловеческим ценностям: умению ценить дружбу, чувствовать прекрасное, сострадать.

Начинается этот урок уже на перемене: в кабинете работает телевизор, уч-ся смотрят видеоотрывки из кинофильмов, в которых снимался В. Высоцкий. Это создает настроение причастности к происходящему на уроке у каждого ученика, эмоционально готовит их к восприятию материала и к душевной работе на уроке. Заметила, что ребята забывают о тех делах, которыми собирались заняться на перемене. Они уже вовлечены мной в разговор. Дополнительно настроение взволнованности помогает создать оформление кабинета: набор пластинок, открыток, газетные публикации, свечи и, конечно, гитара. Она пока стоит в уголке, как будто хозяин недавно вышел, но мы знаем, что она обязательно зазвучит. Звенит звонок, замолкает шепот, оживает гитара: легким перебором по струнам перекатывается мелодия, завораживая и уводя за собой.

1 ведущий.

Не поминайте ни добром, ни лихом,
Зажгите молча тонкую свечу.
И пусть в округе будет очень тихо,
А вдалеке лишь музыки чуть-чуть.
Не надо слов ни хоровых, ни сольных,
Пусть время плещет сквозь его причал:
Такие люди тишины достойны.
За нас за всех он криком откричал.

2 ведущий. Еще в начале теперь уже прошлого века один из поэтов сказал: “…надо учиться и чтить, и любить замечательного человека…Такой человек не нуждается в прикрасах, он от нас требует гораздо более трудного - полноты понимания”. (В. Ходасевич.) Попробуем сегодня прикоснуться к творчеству. Попробуем понять его важность и актуальность не только для поколения уходящего, но и для нас, идущих на смену.

3 ведущий. Рассказывает отец Семен Владимирович Высоцкий. Родился Володя 25 января 1938 года в Москве. Как у всех детей довоенного рождения детство было трудное: коммунальная квартира с множеством соседей, самые скромные игрушки. Затем война. 2 года эвакуации.

4 ведущий. Отец В. Высоцкого - кадровый военный. С детства сын был в этой среде, слушал рассказы отца, его брата-орденоносца о боях, атаках, “мессерах”…Фронтовики признавали автора песен о войне своим, будто он был рядом с ними в бою.

Песню “Он не вернулся из боя” исполняют ученики муз. Школы№1.

Звучит аудиозапись песни “На братских могилах …”

3 ведущий. После войны – несколько лет жили в Германии, в г.Эберсвальде. А вот годы отрочества Володи прошли на Большом Каретном, здесь он учился с 5 по 10 класс, здесь подсмотрел многие свои персонажи песен, особенно ранних.

Песню “Где твои 17 лет?..” исполняет под гитару уч-ся данного класса.

2 ведущий. Кто же он Владимир Высоцкий? Поэт? Писатель? Да! Хоть и не принимали в Союз писателей, и не признавали официально…Композитор? Великие не считали его 3-4 гитарных аккорда композиторством…Можно было твердо назвать его только артистом театра и кино. А теперь, когда прошло время, мы говорим о его профессионализме и в поэзии, и в драматургии, и в режиссуре, и в актерстве. И прозаические произведения написаны на одном дыхании, почти без правки; тексты эти не всегда совершенны. Вот и “Роман о девочках” –произведение незаконченное…

Звучит отрывок из “Романа о девочках”. А девочки любили иностранцев…..

Мало кому известно произведение “Черная свеча”, написанное в соавторстве с Г.Мончинским.

1 ведущий. “Приближение странного сна с реальным видением предметов и столь же реальным чувством отказа от самого себя было встречено с тревогой, прожившей, впрочем, совсем не долго. Вскорости он уже не удивлялся маленькой, узкой нише, в которой стояла тоненькая, прозрачная, как утренний полусвет, белая свеча. Вид ее вызывал сочувствие и в то же время теплую доверчивость к чему-то собственному, потаенному, сокрытому в самом сердце, как если бы эта хилая свечка надежды способна высветить и осветить тропинку, ведущую к подсознанию необходимого, единственно верного пути, который надлежит тебе совершить.

2 ведущий. Рядом с ней, в нише пошире, поудобней, стояла другая, уверенная, как плаха, черная свеча…И хотя поначалу свеча не вызывала никаких чувств, он не смог оторвать от нее глаз, завороженный глубоким черным светом.

3 ведущий. “Это твоя свеча!” - сказал настойчиво властный голос, тоже черный, несмотря на то, что звук не должен иметь цвета.

1 ведущий. В душу, как заблудившийся в пургу ребенок, просилась молитва. За ее уже опознанными словами стояли мать, дед, еще кто-то, доселе неизвестный, но близкий. На мгновение все они стали иконой из другого мира, и он сложил чуть дрогнувшие персты в щепоть, чтобы осенить себя Крестным Знамением. Не случилось…Теми же перстами он зажег черную свечу.

3 ведущий. Ты зажег свою свечу сам, но тоже живешь не светло. Ее нельзя покрасить в белый цвет! Пламя останется черным…А белые свечи так беспомощны…Они похожи на детей, которых следует беречь, защищать до конца жизни. Такое долгое, долгое детство…”

1 ведущий. А песни его звучали и в маленьких рыбацких поселках, и в общежитиях больших заводов, и в студенческих клубах, и за колючей проволокой лагерей, и на дачах высокопоставленных чиновников. У него был огромный талант понимать суть вещей. Он пел просто, чем живет и о чем думает народ, а потому был истинно народным певцом.

Звучит аудиозапись песни “Горное эхо”.

Чтец…

Вокруг тебя за свежим дерном
Растет толпа вечно живая.
Ты так хотел, чтоб не актером,
А поэтом называли.

Правее входа на Ваганьково
Могила вырыта вакантная.
Покрыла Гамлета таганского
Землей есенинской лопаиа.

Дождь тушит свечи восковые…
Все, что осталось от Высоцкого,
Магнитофонной расфасовкою
Уносят, как бинты живые.

Ты жил, играл и пел с усмешкою,
Любовь российская и рана.
Ты в черной рамке не уместишься.
Тесны тебе людские рамки. (А. Вознесенский.)

Звучит аудиозапись песни “Ну вот исчезла дрожь в руках”.

4 ведущий. Михаил Ульянов размышляет: “Чем объяснить феноменальную, неслыханную славу его песен? Их все слушали, их все пели, пели для себя, но никто не мог исполнить. Нужен его темперамент, нужен этот сложный, странный, надорванный, казалось, уже погибающий голос, которым он пел столько лет, ни разу его не сорвав. И только он мог на таком смертельном пределе вложить всего себя в песню. Песня становилась горьким, глубоким философским раздумьем о жизни”.

3 ведущий. Стихотворение “Охота на волков”.

Интервью с В. Высоцким.

Какова ваша отличительная черта?

Желание как можно больше работать. И как можно чаще ощущать вдохновение.

Ваши представления о счастье?

- Счастье – это путешествие, необязательно из мира в мир. Это путешествие может быть в душу другого человека, в мир писателя или поэта…

Чтец: Стихотворение “Здесь лапы у елей дрожат на ветру”.

Человеческий недостаток, к которому вы относитесь снисходительно?

Снисходительно. Физическая слабость.

Недостаток, который вы не прощаете.

- Их много… Жадность. Отсутствие позиции, которое ведет за собой очень много других пороков…

Чтец: Стихотворение “Я не люблю…”

Что такое дружба?

- Дружба – это не значит каждый день друг другу звонить, здороваться и занимать рубли… Это просто желание узнавать друг о друге, что-то слышать и хотя бы довольствоваться тем, что вот мой друг здоров, и пускай себе здравствует…

Звучит “Песня о дружбе”.

Чтец: Стихотворение “Енгибарову от зрителей”.

Чтец: Стихотворение “Памяти Шукшина”.

1 ведущий. Его работа в театре была очень яркая. Любимые роли – Гамлет, Свидригайлов, Лопахин.

Юрий Карякин – литературовед, философ, автор книг о Достоевском писал о роли Свидригайлова в исполнении Высоцкого: “Когда он выходил на сцену, все менялось, вся структура спектакля – все начинало вращаться вокруг него”.

3 ведущий. “Гамлет… Я сам себя предложил на эту роль. Я давно хотел сыграть ее, сыграть так, как, мне казалось, ее видел Шекспир. Гамлету не уйти от рокового конца. Он ясно понимает, что происходит с ним, с его страной. Время жестокое, сложное. Гамлет помышляет только о мести. Хотя он против убийства. И это страшно его мучает”.

Видеоотрывок из “Гамлета”.

Чтец: Стихотворение Б. Пастернака “Гамлет”.

2 ведущий. Достоевский писал: “Жалость, не изгоняйте из нашего общества жалость, потому что без нее, без жалости, оно развалится. Мало кто, как Высоцкий, напоминал нам о коренном сочетании черт русского характера: беззаветности Стеньки Разина и в то же время какой-то жалости, как будто человек переболел всеми страхами, болями, надеждами.

Чтец: Стихотворение “И снизу лед и сверху – маюсь между…”

3 ведущий. В 42 года ты издашь первую книгу, в 42 года у тебя выйдет вторая книга, и другие в 42, в 42 придут проститься с тобой, в 42 тебе поставят памятник – все в твои теперь уже вечные 42.

Видеоматериал о прощании с поэтом.

2 ведущий.

Что же будет с Россией? Что?
Кто мне ответит? Никто?
Вот моя последняя записка.
“Я вчера много работал. Прошу не будить!
Никогда. Засыпаю насовсем.
Люди! Я любил вас!
Будьте снисходительны!

Звучит песня “Холода” в исполнении уч-ся этого класса.