Цели:
- Уточнение представлений об особенностях профессии службы спасения (милиция, скорая помощь, пожарная охрана) и особенностях жизнеобеспечения современного жилища.
- Формировать умение принимать решение в экстремальной ситуации защищающее жизнь и здоровье ребёнка (человека).
- Практическое освоение правил безопасного поведение ребенка одного в квартире.
Оборудование:
- Часть кабинета оформлена как кухня и комната. Слева – кухня, закрытая ширмой. На кухне стол, электроплита, на ней кастрюля, набор прихваток, гладильная доска, утюг, бытовая химия, телевизор с цветочным горшком на нем, гирлянда с оголенными проводами. Справа – комната, закрытая ширмой. Стол, на нем ножницы, бутафорские кнопки, бутафорские иголки, спицы, таблетки, на полу разбросаны игрушки. На полке телефон.
- Герои: Незнайка, милиционер – ученики 5 класса. “Бабушка”, “Врач”, “Почтальон” – ученики 2 класса. Герои стихотворения С. Маршака “Пожар” – ученики 2 класса.
- Памятки. Медали за правильный ответ.
- Две ширмы, на которых плакат с тремя основными правилами безопасности, бутафорский дверной глазок, кроссворд, плакат по пожарной безопасности.
I. Введение.
– Что такое ОБЖ? (Основы безопасности жизнедеятельности)
– Назовите три основных правила безопасности. (Предвидеть опасность,
по возможности избегать её,
если не удалось избежать, то действовать.)
II. Сообщение темы. Мотивация.
Тема сегодняшнего урока “Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным”. Мы повторим всё, что знаем о безопасности дома, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье, жизнь и здоровье своих близких, жильё, в котором мы живём. ля этого мы побываем в одной из квартир.
III. Основная часть.
1. Безопасность в комнате.
Из-за ширмы слышна песня “В траве сидел кузнечик”
Ведущий: – В чью квартиру мы попали? (Незнайки)
Сдвигается ширма. За столом сидит Незнайка и что-то вырезает. На полу разбросаны игрушки
В: – Незнайка, что у тебя случилось? Был на квартиру налёт?
Незнайка: – Нет
В: – К тебе заходил бегемот?
Н: – Нет.
В: – Может быть дом не твой?
Н: – Мой.
В: – А что тогда случилось?
Н: – Просто все малыши и малышки ушли по своим делам, а я решил им сделать сюрприз: приготовить обед, а пока варится суп, я делаю игрушки для новогодней ёлки.
В: – Да, хороший “сюрприз” ты приготовил для своих друзей. В такой квартире их на каждом шагу подстерегают опасности.
Н: – Это дома-то? Да, что же здесь опасного? Тараканы, что ли?
В: – Ребята, давайте покажем Незнайке все опасности и поможем их устранить.
Ученики по одному выходят, называют опасность, объясняют, чем опасен предмет и убирают его на место.
- Ножницы – закрыть, убрать в футляр (несчастный случай)
- Спицы – убрать в корзину (несчастный случай)
- Иголки – убрать в игольницу (несчастный случай)
- Таблетки – в аптечку (отравление)
- Кнопки – в коробочку (несчастный случай)
- Игрушки – на свои места (несчастный случай)
В: – Вот сколько опасностей подстерегало тебя, Незнайка! Помни правило простое:
Ученик:
Дом в порядке содержи:
Вилки, ножницы, ножи,
И иголки, и булавки
Ты на место положи!
2. Безопасность на кухне.
В: – Вот теперь в комнате порядок. Но ты говорил, что готовишь обед.
Н: – Ай, ой! Заставили меня порядок наводить, а обед-то, наверное, уже сгорел!
В: – И ты оставил без присмотра плиту? Ты подвергаешь себя и других опасности. Быстрее на кухню.
Что сделать, если несчастный случай все-таки произошел, а вы дома одни и вам некому помочь.
Ученик:
Если вдруг ты дома сильно захворал,
Простудился или ногу поломал,
В тот же миг по телефону набери
Этот номер скорой помощи “03”.
Вывешивается рисунок телефона с номером “03”
В: – Ты все понял, Незнайка!
Н: – Да.
В: – А вот сейчас мы это проверим.
Кроссворд
По горизонтали: 1. Почему не надо дотрагиваться до чайника, который стоит на огне? (горячий) Н: Красивый, его можно замарать. 4. Вызывает скорую помощь, если произошел какой случай? (несчастный) Н: Веселый. 5. Вода и электричество в месте – это что? (опасность) Н: Радость, салют, фейерверк! 6. Почему не надо брать стиральный порошок? (ядовитый) Н: Невкусный. 7. Что тебе нужно для разрезания бумаги? (ножницы) Н: Ничего мне не надо. |
По вертикали: 2. Нож – это какой предмет? (острый) Н: Тяжелый 3. Какой человек старается уберечь себя от опасности? (осторожный) Н: Я, Незнайка! |
Незнайка даёт свои неправильные ответы, ребята исправляют его, называют правильный ответ. Незнайка записывает их. Пока отгадывают кроссворд приготовить для сценки печку.
3. Причины возникновения пожара и действия во время пожара.
В: – Ничего ты Незнайка не понял.
Н: – Да что вы все опасности – опасности. Жизни радоваться спокойно не даете. Смотрите лучше, что я приобрел для нового года (достает из кармана бенгальские огни). Сейчас такой салют устроим!
В: – Что вы, ребята, можете сказать Незнайке. (Бенгальские огни могут быть причиной пожара)
В: – А еще, какие причины пожара вы знаете?
- Не балуйся со спичками.
- Выключай электроприборы, выходя из комнаты.
- Не суши бельё над плитой.
- Не открывай печку без взрослых.
В: – Посмотри, Незнайка, что может произойти, если не выполнять эти правила.
Инсценировка стихотворения С. Маршака “Пожар”
В: – А что ты, Незнайка, сделаешь, если начнется пожар?
Н: – Открою дверь балкона, ветер задует огонь!
В: – Правильно, ребята! (Нет. Надо позвонить по телефону “01”)
Ученик:
Знает каждый гражданин
Этот номер – 01.
Если дома появился сильный дым,
Набери по телефону “01”.
В: – Почему нельзя открывать дверь балкона?
В: – А вы знаете, что нужно сделать в первую очередь, если в доме начался пожар?
- Если огонь небольшой, попробовать затушить его, набросив плотную ткань или вылив воды.
- Если огонь сразу не погас, то немедленно убегай из квартиры, а потом звони по телефону “01”
В: – Всё ли можно тушить водой? (Нельзя тушить электроприборы)
В: – Только ли огонь опасен при пожаре? (Дым. Надо опуститься на корточки или покидать помещение ползком – внизу дыма меньше.)
Н: – Я понял.
Если дома появился сильный дым,
Набери по телефону “01”.
Если нету телефона,
Позови людей с балкона.
4. Личная безопасность дома
Раздаётся звонок в дверь.
Н: – Звонят в дверь, побегу открывать.
В: – Подожди, Незнайка, опять ты торопишься. Ребята, подскажите Незнайке, что ему надо сделать, прежде, чем открыть дверь? (Посмотреть в глазок или спросить кто там)
Н: – Ну, ладно, ладно. Смотрю. Там, какая-то бабушка, что она мне сделает? Я открою.
В: – Стой, Незнайка, не торопись. Сначала отгадай загадку. Кому из этих трёх людей ты откроешь дверь?
Н: – Всем.
В: – Правильно ребята?
В дверь стучит “врач”, ведущий спрашивает можно ли открыть дверь. Незнайка согласен, т. к. врач лечит, а ученики нет., т. к. у “врача” в руках автомат. Аналогично “милиционер” и “бабушка”.
Снова стук в дверь.
Н: – Кто там?
Голос за ширмой: – Малыш, позови, пожалуйста, маму.
Н: – А дома никого нет.
В: – Правильно ответил Незнайка? (Нет.)
В: – А как надо правильно? ( Мама занято подойти не может.)
Голос за ширмой – Тогда открой дверь, я принесла тебе билеты на новогоднюю елку.
Н: – Ура! Я пойду на новогоднюю елку. Сейчас открою.
В: – Сначала спроси у ребят можно ли открывать дверь. (Нет. Если тебя не предупредили о приходе визитера).
Начинают ломать дверь.
Н: – Что делать, меня сейчас украдут!
Ученик:
Если вдруг в квартиру ломится чужой
Говорит плохие, страшные слова,
Угрожает и ломает дверь ногой
Ты в милицию звони быстрей “02”.
Н: – (В телефон) Помогите! Помогите! Меня хотят украсть!
В: – Сможет ли милиция помочь Незнайке? (Нет, Незнайка неправильно вызывает помощь)
Звонок детей по телефону в милицию. Представиться, назвать причину вызова, точный адрес, номер квартиры.
Снова звонок в дверь
Н: – Я бо-боюсь.
В: – Хорошо, Незнайка, я сама узнаю кто там.
– Кто там?
Милиционер: – Милицию вызывали?
В: – Ребята, мы вызывали милицию? (Да, значит можно открыть дверь)
Открывается дверь, входит милиционер.
М: – Что у вас произошло?
Н: – Меня украсть хотели!!!
М: – За дверями ни кого нет. Наверно преступники услышали ваш разговор и ушли. Вы поступили совершенно верно.
Ребята, запомните! Вашим помощником в трудной ситуации может быть телефон, только нужно правильно им пользоваться. Если ты один дома, ты всегда сможешь задать трудные вопросы маме, папе, дедушке, бабушке по телефону. Набрав определенный номер, ты всегда сможешь позвать на помощь милицию, скорую помощь, пожарных, соседей, друзей. Запомни, что тебе смогут помочь, если ты точно назовешь свой адрес, телефон, как тебя зовут. Для того, что бы не забывать номера телефонов, взрослые придумали записные книжки. И я вам (достает из кармана памятку) советую сделать такую же. Впишите в нее самые нужные номера. Посоветуйтесь с родителями, какие это будут номера. Потом эту памятку можно будет носить с собой как записную книжку или положить около телефона, что бы она всегда была под рукой.
В: – Незнайка, помоги раздать памятки. Прочитаем, что там написано.
Чтение и анализ памятки. Дается домашнее задание: заполнить памятку вместе с родителями.
Главные правила
безопасного поведения:
4. |
ПАМЯТКА
УЧЕНИ ___ 1. |
Бабушка_______ _____________________ Мамина работа _____________________ Папина работа _____________________ Бабушкина работа _____________________ Дедушкина работа _____________________ Соседи___________ _______________________ 2. |
СЛУЖБА СПАСЕНИЯ:
Милиция________ Твоё отделение милиции______________ Скорая помощь____________ Твоя поликлиника ___________________________ Служба газа __________________ Детский телефон доверия____________ Твой адрес ____________________ _______________________________ Твой телефон _______________
3. |
В: – Спасибо, уважаемый милиционер, за помощь и совет. Наши ребята и тоже уже много знают. За урок они заработали много медалей за правильные ответы.Рисунок.7
Оценивание учеников.
М: – Надеюсь, что каждый из этих ребят сумеет сохранить свое здоровье и жизнь. А мне пора. Служба.
В: – До свидания! А я еще раз повторю домашние задание. Дома заполнить памятки и вложить их в дневник.
Урок окончен.
Литература
- Анастасова Л.П., Иванова Н.В. Ижевская П.В. “Жизнь без опасностей. Учись быть самостоятельным. Альбом – задачник. – М.: “Вентана-Граф”, 1998г.
- Гостюшин А.В. Безопасное поведение. Часть 1. Экспериментальное учебное пособие. М.: НПО “Школа” – Издательство “Открытый мир”,1996г
- Усачёв А.А., Березин А.И. “Школа безопасности” Учебник для 1класса начальной школы по курсу “Основы безопасности жизнедеятельности”. – 3-е издание, М.: “Издательство АСТ”, 1999 г.