Наглядное моделирование — средство оптимизации обучения и развития детей с ОНР

Разделы: Работа с дошкольниками


Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного опыта, регуляции поведения и деятельности. Чтобы выполнить все свои функции, речь проходит сложный о последовательный путь развития, тесно связанный с общим психическим становлением ребенка.

Нарушения речи являются одной из наиболее часто встречающихся форм патологии среди детей дошкольного возраста. Более чем у 70% детей в раннем возрасте обнаруживаются речевые расстройства различной тяжести. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить ( в детском возрасте), вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения в цепи развития “ребенок – подросток – взрослый”, т.е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Полученные ребенком чувственные впечатления необходимо постоянно соединять со словом, обозначающим воспринятое. Полноценное развитие всех сторон мыслительной деятельности невозможно без участия речи. Овладение речью – сложный, многосторонний психический процесс, который проходит сложный и последовательный путь развития.

Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятным сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с ребенком. Коррекционная работа с детьми направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий.

Практика и поиск новых путей повышения результативности логопедической работы, позволяют определить в качестве средства оптимизации процесса обучения грамоте – метод наглядного моделирования, который дает возможность ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться практическим действиям с ними. Это особенно важно для дошкольников, т.к. процесс решения мыслительных задач протекает у них с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Использование моделирования в процессе коррекции речи имеет два аспекта:

– служит определенным методом познания;

– является программой для анализа новых явлений.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной

последовательности с повышением доли самостоятельного участия дошкольников в этом процессе.

Этапы развития навыков наглядного моделирования решают следующие дидактические задачи:

  1. Знакомство с графическим способом представления информации.
  2. Формирование навыка дешифровки модели.
  3. Формирование навыка самостоятельного моделирования.

В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для анализа новых явлений.

Система работы по использованию методов наглядного моделирования была опробована в группах детей 4–7-летнего возраста с речевым заключением общее недоразвитие речи 3 уровня.

Основными целями моей работы явились следующие:

– диагностика состояния уровня подготовленности детей к обучению грамоте;

– создание системы коррекционной работы;

– экспериментальная работа по апробации данной системы, начиная со среднего возраста;

– анализ полученных результатов.

В результате диагностики были выявлены следующие особенности уровня подготовленности детей к обучению грамоте:

– дети неправильно произносят группы свистящих, шипящих, сонорных звуков;

– не различают на слух близкие по звучанию звуки;

– недоступно произнесение слов со сложной слоговой структурой;

– не выделяют первый, последний звуки в слове;

– не определяют количества и последовательности звуков;

– отсутствует готовность к звуковому анализу и синтезу.

– дети испытывают трудности в употреблении сложных грамматических конструкций, в речи наблюдаются неточности согласования слов в предложениях, пропуски или замены предлогов;

Работа по подготовке дошкольников к обучению грамоте включает разделы по развитию лексико – грамматического строя языка, формированию правильного произношения слов сложной звуковой структуры и непосредственно подготовку к обучению грамоте.

Процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте строится последовательно, поэтому в ходе работы на каждом возрастном этапе решались следующие задачи:

Средний возраст

– познакомить детей с моделями (определение сенсорных эталонов);

– подготовка артикуляционного аппарата к постановке искаженно произносимых звуков, используя картинки-символы;

– познакомить с понятием “слово”. Учить детей заменять слово моделью;

– познакомить детей с протяженностью слов (длинные и короткие) и использовать заместители;

– учить детей интонационно выделять звук в слове; называть слова с заданным звуком, выделять и определять первый и последний звуки в слове и соотносить со схемой;

– учить выкладывать слоговую схему с помощью фишек.

Старший возраст

продолжать работу по исправлению искаженно произносимых звуков;

– продолжать учить детей выделять звуки в слове, т. е. находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой на перфокарте;

– учить изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки;

– учить умению вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные, используя перфокарты;

– учить проводить звуковой анализ и синтез слогов и одно- двусложных слов, используя   фишки;

– учить определять количество слогов в слове и соотносить слово со слоговой схемой;

– учить графически изображать предложение, используя слова-модели.

Подготовительный возраст

завершить работу по постановке искаженно произносимых звуков, их автоматизацию в речи;

– формировать навык слогового чтения, обучать чтению на материале всего алфавита;

– учить подбирать слова к заданной звуковой модели (3, 4, 5-ти звуковой);

– учить детей отгадывать заданные слова, представленные моделью из разноцветных фишек, то есть подбирать слово к схеме;

– учить работать со смешанными моделями слов, свободно оперировать звуковыми,   графическими моделями слов и предложений;

закрепить умение членить предложения на слова, учить составлять предложения из букв  разрезной азбуки, придумывать предложения по предложенной схеме.

Методы и приемы реализации поставленных задач

На первоначальном этапе, то есть в работе с детьми среднего возраста основное внимание уделялось переориентировке детей со смысловой стороны речи на звуковую. Дети знакомились со звучащим словом, многообразием слов, узнали, что слова звучат по-разному и сходно, знакомились с протяженностью слов, овладевали способом интонационного выделения звуков в слове, учились называть слова с заданным звуком, выделять и определять первый и последний звуки в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки. Достигнуть поставленных целей удалось путем тренировочных упражнений, направленных на подготовку детей к овладению звуковым анализом слов. <Приложение 1.>

На следующем этапе подготовки детей к обучению грамоте, т.е. в старшем возрасте продолжалась работа, начатая в среднем возрасте и усложнилась тем, что дети учились проводить звуковой анализ слов, моделируя на картинках-схемах звуковой состав слов различной конструкции с помощью фишек определенных цветов, выполняющих роль заместителей звуков, а так же определять позицию звука, его качественную характеристику, вычленять ударение в слове, ударный звук, составлять схему предложения.

Особенности детей с ОНР приводят к тому, что дети с трудом овладевают следующими навыками звукового анализа:

– анализ звуковых сочетаний из 2 – 3 гласных звуков;

– выделение гласного звука из начала слова;

– выделение гласного звука из середины слова;

– выделение в слове одновременно 2-х гласных звуков.

Дополнительно к слуховой опоре при восприятии гласных звуков добавляем зрительную, используя зрительные символы – геометрические фигуры, внешний вид которых напоминает очертания губ при артикуляции соответствующего звука.

Например, звук "У" – обозначается маленьким кружочком;

"А" – большим кружочком;

"О" – овалом, вытянутым по вертикали;

"И" – прямоугольником, расположенным горизонтально;

"Ы" – нижней половинкой круга

Указанные заменители предлагаю детям последовательно, по мере прохождения данного звука на занятиях, после твердого усвоения артикуляции. Все знаки выполнены из картона одного цвета, чтобы не отвлекать внимание детей. Всем известно, что звуки только слышатся и произносятся. Но детям хочется еще и увидеть звуки. Используя модели звуков, можно помочь в этом детям.

В Волшебной стране живут Веселые Ребятки – ожившие звуки.

Гласные – девочки. Их 6. Полуоткрытый рот говорит о свободном выдохе, положение губ – схематичная артикуляция гласных звуков, колокольчик – звонкость голоса, то есть наличие голоса. Платья у девочек – красного цвета. Согласные – мальчики. Наличие колокольчика – звонкость звука. Синие рубашки – твердые звуки, зеленые рубашки – мягкие звуки.

Когда Веселые Ребятки берутся за руки, получаются слова. Слова можно прочитать или наоборот – к придуманному слову поставить Ребяток.

У детей в коробках для индивидуальной работы имеются фишки, которые используются для обыгрывания звукового и слогового состава слова. Целые слова обозначаем длинной полоской, слоги – короткими полосками, а звуки обозначаем квадратиками, соответствующими цвету рубашек Веселых ребят: гласные – красные, твердые согласные – синие, мягкие согласные – зеленые квадратики.

Таким образом, при знакомстве с каждым звуком дети получают как бы двойную опору для восприятия: слуховую и зрительную, причем такую зрительную, которая в отличие от буквы легко и быстро запоминается, помогает моментально воспроизвести звук и,

следовательно, значительно облегчает овладение звуковым анализом.

На этом этапе можно проводить следующие игры:

"Подбери слово к схеме" "Магазин игрушек". "Кто в каком домике будет жить?" "Чьи следы?" "Составь схему слова"

Используя фишки, сигналы, символы, работу с перфокартами мы подводим ребенка к усвоению как звуковой, так и слоговой стороны слова, что является подготовкой к развитию у детей навыка послогового чтения.

Большое внимание уделяется работе с предложением.

Работа с предложением: анализ и синтез предложений.

В старшем возрасте дети более подробно знакомятся с понятием “предложение” и учатся анализировать и синтезировать предложения, используя метод моделирования их.

Схемы предложений также можно смоделировать. Слова – это домики, где живут Веселые Ребятки. В домиках столько окошек, сколько слогов. Если в слове только один слог, то в домике будет одно окно, если два слога – два окна, если три слога – три окна и т.д. Если "зашифровываем" предложения, то первый домик на улице будет самым большим. При составлении предложений используем следующие игры и упражнения: "Составь схему предложения”, "Придумай предложение к схеме” “Ступени” . <Приложение 2.>

Постепенное усложнение материала подводит детей к подготовке к обучению грамоте на третьем этапе.

На третьем этапе, то есть в подготовительной группе завершается работа по овладению основами грамоты. Обучение начинается с повторения задач старшей группы, но на этом этапе дети учатся подбирать слова к заданной звуковой модели и основной задачей является обучение чтению на материале всего алфавита. Для того, чтобы процесс чтения был увлекательным и интересным предлагаю использовать ряд игр и упражнений:

“Окошечки”, Пиктограммы, “Телефон”,Разгадывание ребусов и кроссвордов

Изографы (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь), “Подбери слово к схеме”, “Отгадай, какое слово загадали”

“Кот в мешке” и т.д. <Приложение 3.>

Опыт работы свидетельствует: использование метода наглядного моделирования при подготовке дошкольников к обучению грамоте позволяет научить детей представлять структуру слова, определять количество слогов в словах, анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка, сформировать навыки звукового анализа и синтеза слов и предложений, отработать навык послогового чтения и более успешно подготовить ребенка к дальнейшему обучению в школе.