Цели.
- Формировать пространственные представления: впереди, сзади, между.
- Закреплять счет в пределах пяти, умение соотносить цифры 1-5 с количеством, представления о геометрических фигурах и пространственно-временных отношениях.
- Формировать умение выделять свойства фигур (цвет, форма, размер) и сравнивать фигуры по этим свойствам.
Материалы к занятию.
Демонстрационный: кукольный театр к сказке “Репка”, две картинки для формирования пространственных отношений (из серии “Что изменилось?”), цифры 1-5, набор геометрических фигур.
Раздаточный: карточки с цифрами 1-5, набор геометрических фигур.
Ход занятия
I. Формирование пространственных представлений: впереди, сзади, между.
Игра “Репка”.
Воспитатель читает детям сказку “Репка”, по ходу действия выставляя персонажи кукольного театра друг за другом, и задает вопросы:
- Кто впереди? Кто сзади?
- Кто стоит за бабкой?
- Кто впереди кошки?
- Кто стоит между бабкой и жучкой? и т.п.
Игра “Найди свое место”
Воспитатель вызывает 3-4 ребенка и предлагает выполнить задания с использованием терминов “впереди”, “сзади”, “между”.
II. Закрепление пространственно-временных отношений.
Игра “Что изменилось?”
Воспитатель показывает детям сначала одну картинку и задает серию вопросов по ней:
- Какое время года изображено на картинке?
- Почему вы так думаете?
- Что находится справа от домика? Слева? Между домиком и деревом? и пр.
- Кто из героев сказки “Репка” не изображен на картинке?
Затем выставляется вторая картинка. Дети объясняют, чем одна картинка отличается от другой (например, временем года, отсутствием одного персонажа и наличием другого, расположением предметов и т.д.)
III. Физкультминутка.
Все выходят по-порядку!
Раз-два-три-четыре-пять!
Дружно делают зарядку!
Раз-два-три-четыре-пять!
Руки выше, ноги шире!
Влево, вправо поворот,
Наклон назад,
Наклон вперед!
IV. Геометрическое лото.
Дети садятся за столы. У каждого наборы геометрических фигур двух форм и двух размеров (например: два больших красных квадрата, маленький синий круг, большой зеленый квадрат).
- Пошла как-то внучка на речку и нашла на бережку красивые камушки. Нравятся они вам? - Покажите большой красный квадрат. Маленький синий круг. Большой зеленый… треугольник! Молодцы! Не попали в ловушку!
- Посчитайте, сколько зеленых камушков? (Один)
- Сколько квадратов? (Два)
- Сколько красных фигур? (Три)
- Сколько больших? (Четыре)
- Сколько всего фигур? (Пять)
Дети отбирают нужные фигуры, пересчитывают и называют их число. Затем один ребенок выбирает из набора цифр подходящую и выставляет на фланелеграфе.
- Возьмите большой красный круг и большой зеленый квадрат. Расскажите, что у этих фигур общего и чем они отличаются. (Одинаковый размер, разные цвет и форма)
V. Игра “На что похожа цифра?”
Воспитатель показывает детям нарисованные на листах бумаги цифры, и спрашивает, на что они похожи. Выполняя задание воспитателя, дети вспоминают стихи о цифрах.
Цифра 1
Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица. (С. Маршак)
Похожа единица на крючок,
А может, на обломанный сучок. (Г. Виеру)
Цифра 2
А вот это – цифра 2,
Полюбуйтесь, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею. (С. Маршак)
Два похожа на утенка
С длинной шеей,
Шеей тонкой. (Г. Виеру)
Цифра 3
А вот это - посмотри,
Выступает цифра три!
Тройка – третий из значков –
Состоит из двух крючков. (С. Маршак)
Это – месяц дугой,
Ниже – месяц другой.
А теперь, посмотри,
Получилась цифра три! (В. Бакалдин)
Цифра 4
За тремя идет четыре,
Острый локоть оттопыря. (С. Маршак)
Делал Егорка с мамой уборку,
Опрокинул стул в квартире,
Стал похож он на четыре. (В. Бакалдин)
Цифра 5
А потом пошла плясать
По бумаге цифра 5!
Руки вправо протянула,
Ножку круто изогнула! (С. Маршак)
На что похожа цифра 5?
На серп, конечно,
Как не знать? (Г. Виеру)
Затем можно предложить детям по желанию в свободное время создать свой образ этих цифр – дорисовать картинки.