Использование техник нетрадиционного рисования в развитии творческого потенциала дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

Не так важно, кем станет ребенок, главное, что занятия различными видами деятельности помогают сформировать творческую личность, учат мыслить смело и свободно.

Вводить ребенка в мир искусства следует как можно раньше. В этом поможет игра, как основной и любимый вид деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щётка, поролон, парафин и многое другое.

Приобщая детей к искусству, я использую разные техники нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.

Так, например, я использую доступную технику – акварельную монотипию. Самое главное в ней попытаться увидеть в этом цветовом пятне основу реального изображения и доработав это “пятно”, превратить в сюжетный рисунок.

Следующая техника – “волшебные нити”. Нити пришли в гости к волшебным краскам. Что же произошло? Красочки учат нити играм на бумаге.

Размытый рисунок” или “красочки решили искупаться”. Оказывается, плавать любят не только дети, но и красочки тоже не прочь поиграть на воде (влажном листе бумаги). Некоторые краски могут быстро плавать, превращаться в другие цвета. И при этом никаких четких очертаний, все словно в дымке.

Печать растений” или “путешествие красок на осенних листочках” очень нравится детям. Посадим на осенний лист краску, перевернем, прижмем пальчиками, уберем листочек. Можно отправить в путешествие несколько красок на одном листочке, чтобы им не было скучно.

Своеобразные техники – родственницы: “припечатка поролоном, ватой, бинтом” привлекают детей своей простотой. Именно на таких занятиях дети не переживают, что сделают что-то не так.

Художественный мусор” это своего рода фантазирование на мятом листе бумаги.

Фотокопия”, “граттаж” удивляют ребенка, вызывают восторг.

Комбинирование нескольких техник нравится ребятам подготовительных групп.

Например: кляксография, набрызг, фотокопия, размытый рисунок в зимних композициях.

Техники нетрадиционного рисования стали на наших занятиях привычными и традиционными.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе

Тема: “Праздник солнышка”.

Цели:

  • Продолжать знакомить дошкольников с разнообразием техник нетрадиционного рисования.
  • Закрепить умения детей работать в нестандартных условиях (используя бумагу разных форм, разные материалы).
  • Закреплять понятие о “тёплых” цветах.
  • Будить воображение, развивать фантазию.
  • Воспитывать чувство эмпатии, поощрять инициативу, желание помочь другу в трудную минуту.

Ход занятия

Изостудия украшена воздушными шарами “теплых” тонов, на стене – нарисованные солнце и туча.

Сказка.

Сегодня мы попадем в мир сказки. Поэтому, сядьте удобнее и приготовьтесь слушать.

В волшебном царстве красок сегодня праздник. Солнышко долго готовилось к этому торжеству, примеряло свои платьица. В его гардеробе были наряды желтых, оранжевых, красных цветов. Эти цвета называются “тёплыми”.

А вредная тучка решила испортить праздник, так как завидовала. Солнце все любили, радовались, когда оно появлялось на небосклоне, а тучку никто не любил.

И вот, взяла тучка и спрятала наше солнышко.

Тучка на стене закрыла собой солнце.

Всё вокруг поблекло, посерело и потускнело. Без солнца стало как-то совсем грустно. Но ведь в волшебном царстве праздник.

Тучка дает задание. Голос тучки (аудиозапись)

Найдите чудо-дерево с чудо-кулёчками и бесцветный наряд солнышка. Украсьте этот наряд теми предметами, которые вы найдёте в чудо-кулёчках. Тогда может быть я, и отпущу ваше солнышко. Кстати, кисточки я у вас заберу, они мне и самой нужны.

– Поможем солнышку?

– Что нужно будет сделать, чтобы освободить его?

– Ребята, вы не видели какое-нибудь необычное дерево?

Дети подходят к пальме, на которой висят разноцветные кулёчки.

– Рассмотрим, что в кулёчках.

Дети находят в кулёчках ягоды черноплодной рябины, поролон, печати, трафарет, трубочки для коктейля, нити, зубную щётку, вату.

На ковре большие листы бумаги в форме солнечных лучей, палитры с гуашью, стаканчики с водой.

Самостоятельная работа детей.

Дети располагаются на ковре, украшают бесцветный наряд, используя цвета “тёплых” тонов под тихую, спокойную музыку.

Гимнастика для пальчиков.

Вот помощники мои,
Их как хочешь, поверни.
Раз, два, три, четыре, пять
Помогают рисовать.
Рисовали, рисовали –
Пальцы все мои устали:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать.
Этот рядом прикорнул,
Этот пальчик уж заснул,
А другой – давненько спит.
Кто у нас ещё шумит?
Тише, тише, не шумите,
Пальчики не разбудите.
(Говорим шёпотом)
Утро ясное придет.
Солнце красное взойдет.
(Говорим погромче)

Станут птички распевать,
Станут пальчики вставать.
(Говорим громко)
Просыпайся детвора,
Солнышко спасать пора!
– Ребята, тучка освободило солнышко.

Творческая деятельность.

– Какой праздник без подарков?

Дети рисуют то, что они хотят подарить солнцу и тучке. Материалы для работы дети выбирают сами. Дарят свои работы.

Поощрение.

– Посмотрите, солнышко тоже подарило нам подарки (каждому ребенку по солнечному фрукту – мандаринке).

– Поблагодарим солнышко за угощения и попросим его чаще заходить к нам в гости.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе
Тема: “Наши любимые животные”

Задачи:

  • Учить создавать образы животных, используя разные техники (рисование “веником”, ватой, поролоном, клеевой кистью).
  • Активизировать творческое воображение.
  • Воспитывать заботливое и внимательное отношение к животным.

Материал: Лист белой или тонированной бумаги формата А4, гуашь, вата, поролон, клеевая кисть, пучки веника, иллюстрации с изображением животных.

Предварительная работа:

Чтение книг о животных, рассматривание иллюстраций, фотографий.

Ход занятия

Беседа.

– Какие животные есть у вас дома?

– Как должны относиться люди к животным? (Ласково, заботливо, внимательно, с любовью).

– Как вы заботитесь о своих питомцах?

– Чем покрыто тело животных?

Рассматривание иллюстраций.

Психологическая гимнастика.

Изобразить движениями своего тела ласковую кошечку, злого пса, бодливую корову, игривого козлика.

Рисование разными техниками на выбор ребенка.

Изобразим понравившееся животное.

Индивидуальная помощь в выявлении образа животного, подборе цветовой гаммы.

В изостудию заходит Домовёнок Кузя (помощник воспитателя).

– Что вы здесь делаете?

– Какие у вас получились удивительные звери, совсем, как настоящие. Рассматривает детские работы.

– А я делал дома уборку, подметал. Так старался, старался, что от веника остались одни прутики. Плачет.

Воспитатель: Не грусти, Кузьма, сейчас мы тебя развеселим.

Игра “Домовой”.

Дети становятся в круг, не берясь за руки. Домовой присаживается в центре круга с завязанными глазами. Дети идут по кругу друг за другом.

Домовой, домовой,
Что сидишь ты дома?
Выходи хоть на чуточку,
На одну минуточку.
Выходи хоть на целый час.
Всё равно не знаешь нас.

Затем Домовой подходит к одному из детей и, ощупывая его руками, пытается отгадать имя ребёнка. Если угадал, то Домовым становится этот ребёнок.

Воспитатель: Не печалься, Кузя, мы тебе подарим новый веник. А эти прутики пригодятся нам, чтобы нарисовать шёрстку.

Кузя: Тогда звери станут пушистыми, правда?

Показ приема рисования

По окончании работы устраивается выставка.

Кузя: Я не люблю беспорядка.

Уборка рабочего места.

Кузя: Как хорошо, ребята, что я заглянул в ваш детский сад, поиграл с вами, порисовал, и печаль прошла.

Дети прощаются с Домовёнком, приглашают в гости в следующий раз.