Обобщающий урок русского языка по теме: "Склонение имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Тема: Склонение имён существительных. (Обобщающий урок)

Цели:

  1. Закрепление умения определять склонение имён существительных.
  2. Фомирование навыков написания существительных третьего склонения.
  3. Воспитание любви к родному краю.

Оборудование: Атласы Кемеровской области для школьников, физическая карта Кемеровской области, картинки по теме.

Ход урока

1. Повторение пройденного.

Сегодня мы повторим всё, что знаем о склонении, будем отрабатывать умение определять склонение имён существительных.

И мы отправляемся на страницу 14 Кемеровской области.

Задание: Распределите названия растений по склонениям.

- Как определить склонение существительного?

2. Орфографическая минутка.

1) Вставь пропущенные буквы и узнай ответ на вопрос:

- Чем питается комар-самец?

Пи_, роско_, мы_.

шь – соками растений; ш – кровью животных и растений.

- По какому признаку можно объединить эти слова? (Слова 3 склонения)

- Какая особенность слов 3 склонения?

2) Упражнение в написании слов , оканчивающихся на шипящие.

Задание: Вставь пропущенные буквы: ёж_, мыш_, грач_, ноч_, рож_, туш_, ёрш_, печ_, тиш_, луч_, плащ_, калач_.

- На какие группы можно разделить эти слова? (Одушевлённые и неодушевлённые)

3) Работа над ошибками.

Например: Допущена ошибка в слове мышь.

- Как нужно работать над этой ошибкой? (Мышь – 3скл.,ночь, ложь.)

3. Выборочный диктант.

Задание: Запиши имена существительные в 3 столбика по склонениям.

Выпь большая, серая цапля, кряква обыкновенная, бородатая неясыть (семейство совиных), мохноногий сыч, чёрный стриж, беркут, балобан, камышница, толстоклювая камышовка, кедровка, овсянка.

Эти птицы гнездятся в нашей области!

- Какие из них подсказывают своё место обитания? (Камышница, кедровка, камышовка, овсянка)

- Разберите их по составу.

4. Определение склонения существительных в косвенных падежах.

Задание: Спишите, определите склонение имён существительных.

Богаты таёжные леса орехами, ягодами, грибами. Под своей кроной лес приютил и кормит многих зверей, птиц и насекомых. Его обитателями являются лось, марал, бурый медведь, белка обыкновенная.

Охраняют лес от вредных насекомых кедровки, клесты и дятлы.

- Какие существительные не встретились в тексте? (3 скл.)

5. Фонетический разбор

Задание: Разобрать фонетически слово ЛОСЬ.

6. Задания на закрепление навыка определения склонения существительных.

1) В этих строчках спрятаны слова – названия животных. Найдите их. Запишите. Укажите склонение.

Млокуньебобруондатра

Окущукатайменьсюпрод

Линьвабеззубкалотиукщи

-Где обитают эти животные? (В водоёмах)

2) Найдите в “Атласе” физическую карту Кемеровской области. Распределите названия рек по склонениям.

1 2 3
Лебяжья Аламбей Бердь
Уса Тогул Томь
Чебула Кожух Терсь
Кия Мундыбаш

- К какому склонению относится Мрассу? (Оно несклоняемое)

3) Запомните рифмовку.

Колибри, кенгуру, шоссе,
Фламинго, пони, шимпанзе,
Какао, кофе, домино,
Алоэ, радио, кино,
Такси, метро, купе, пальто,
Кашне, кафе, трюмо, манто,
Ты все слова запоминай,
Но никогда их не склоняй!

7. Итог урока.

- Как различить слова первого, второго и третьего склонения?

- Какие растения нашей области запомнили? Зверей? Птиц? Рыб?

- Какие из них встречаются в тайге Междуреченского района?