Концепция модернизации содержания физического образования предусматривает увеличение доли экспериментальных заданий, усиление практической подготовки учащихся, включающей систему лабораторно-практических заданий.
Широкое использование лабораторных работ в учебном процессе создает условия для повышения интереса к науке, познавательной активности (в ходе исследовательской деятельности), развития логического мышления и творческой самостоятельности.
Индивидуальная исследовательская работа на уроках дает возможность учителю увидеть ту “искру” интереса, мотивации, развития каждого ученика, чтобы в дальнейшем развивать специальные умения и навыки. Ученик знакомится с методами научного познания окружающего мира, и исследовательские умения развиваются в личностные качества. На лабораторно – практических занятиях учащиеся знакомятся с сущностью процессов, происходящих при физических явлениях.
Физика – наука экспериментальная и выполнение практических работ должно занимать значительную часть курса физики. В настоящее время, к сожалению, многие школы не располагают средствами для создания широкой экспериментальной базы. Поэтому лабораторные работы необходимо составлять таким образом, чтобы при их проведении не требовалось сложного оборудования.
В статье представлены описания практических и лабораторных работ по физике из тетради “Юный исследователь” для учащихся 7 классов по теме “Строение вещества”, которую я сама составила и использую практически на каждом уроке при изучении нового материала или закрепления пройденного и в качестве самостоятельных домашних исследований. Эти лабораторные работы, достаточно просты и могут быть выполнены фронтально или индивидуально (дома или в школе).
Наблюдение делимости вещества.
Цель работы: проверить достоверность гипотезы о том, что все тела состоят из маленьких частиц.
Приборы и материалы:
- кусочек мела,
- мензурка с водой,
- пробирка с кристалликами перманганата калия,
- пробирки с водой – 3 шт,
- стеклянная палочка.
Выполнение работы.
1. Проведите пальцем по кусочку мел. Что вы наблюдаете? Что вы можете сказать о размерах частиц, из которых состоит мел?
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
2. Опустите в пробирку с водой кристаллик марганцовки. Перемешайте воду стеклянной палочкой. Опишите, что вы наблюдаете.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
3. Перелейте небольшую часть окрашенной воды во вторую пробирку с чистой водой и запишите свои наблюдения.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
4. Перелейте часть окрашенной воды из второй пробирки в третью с чистой водой и снова опишите свои наблюдения.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
5. Сделайте вывод:
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Контрольные вопросы:
1. В толстостенном стальном цилиндре сжимают масло. При большом давлении капельки масла выступают на внешних стенках. Чем это можно объяснить?
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
2. Приведите пример опыта, подтверждающего, что вещество состоит из молекул, разделенных промежутками.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Это интересно!!!
Существуют молекулы-гиганты, в которых содержатся тысячи и сотни атомов. Это молекулы каучука, клетчатки, других органических веществ, полимеров.
Наблюдение диффузии в воде и в воздухе.
Цель работы: наблюдать явление диффузии и сравнить скорость диффузии в жидкости и в газе.
Приборы и материалы:
- флакон духов,
- кусочек ваты,
- пробирка с кристаллами перманганата калия,
- мензурка с водой,
- лист бумаги,
- стеклянная трубка.
Выполнение работы.
1. Откройте флакон духов и налейте немного жидкости на кусочек ваты и положите его на стол. Опишите свои наблюдения.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
2. На лист бумаги, лежащий на столе, налейте немного воды из мензурки и в середину образовавшейся капли поместите кристаллик марганцовки. Опишите свои наблюдения.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
3. Сделайте вывод:
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
1. Морское животное кальмар при нападении на него выбрасывает темно-синюю защитную жидкость. Почему через некоторое время пространство, заполненное этой жидкостью, даже в спокойной воде становится прозрачным?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
2. Почему не рекомендуется мокрую ткань, окрашенную в темный цвет, оставлять на длительное время в соприкосновении с белой тканью? Объясните происходящее явление.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Экспериментальное задание.
В стакан налейте слабый раствор крахмала в воде или смеси воды с графитом. Поместите этот стакан между светящейся электрической лампочкой и глазом, а между лампочкой и стаканом – кусок картона или черной бумаги с набольшим отверстием. Пронаблюдайте за движением одной-двух частиц в воде и опишите их движение.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Наблюдение за влиянием температуры на скорость диффузии.
Цель работы: выяснить, что скорость диффузии зависит от температуры и смешивающихся веществ.
Приборы и материалы:
- 2 стакана с водой,
- 2 пакетика чая,
- холодильник.
Выполнение работы.
1. Налейте в оба стакана воды до 3/4 их объема.
2. Аккуратно опусти в каждый стакан по пакетику чая.
3. Поставь один из стаканов в холодильник, а другой оставь в комнате.
4. Через 1 час достань стакан из холодильника и наблюдай различие в результатах опыта. Объясни результаты.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
5. Сделайте вывод:
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Контрольные вопросы.
1. Где лучше сохранить детский резиновый шарик, наполненный водородом: в холодном или теплом помещении?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
2. Один кувшин с молоком поставили в холодильник, другой оставили в комнате. Где сливки отстоятся быстрее?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Наблюдение взаимодействия частиц вещества.
Цель работы: рассмотреть проявление сил взаимного притяжения.
Приборы и материалы:
- 2 стакана с водой,
- 2 пакетика чая,
- холодильник.
Выполнение работы.
1. Возьмите яблоко, разрежьте его пополам, а затем снова соедините половинки. Почему нижняя половина отпадает?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
2. Намажь чайное блюдце тонким слоем растительного масла. Накапай на дно блюдца несколько капель воды близко друг к другу. Возьми спичку и с ее помощью сблизь капли воды друг с другом. Что происходит? Почему?
____________________________________________________________
____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
3. Опусти один палец в сухой песок, а другой – во влажный. Чем стали отличаться пальцы после этого опыта? Почему?
___________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
4. Сделайте вывод:
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Контрольные вопросы.
1. Почему после дождя пыль на дороге не поднимается?
____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
2. Почему части разломленного мела не удерживаются друг около друга при их соединении?
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Это интересно!!!
В далеких просторах Вселенной на 15-16 см3 пространства приходится всего одна молекула вещества.
Таким образом, внедрение исследовательской деятельности на лабораторных занятиях развивают исследовательские навыки, с помощью которых ученик учится совершать маленькие открытия для самого себя. Далее эта работа будет развиваться в направлении создания комплексных лабораторных работ и организации индивидуальной исследовательской работы.