Дошкольник и экономика.
Мы стали очевидцами активного становления рыночного механизма хозяйствования, требующего от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, которой предстоит ещё учиться долгие годы.
Изменения, происходящие в жизни общества, оказали огромное влияние на современное воспитание и образование молодого поколения.
В изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое воспитание и образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.
Слово “экономика” и “дошкольник” лишь на первый взгляд кажутся очень далёкими друг от друга. Понимая, как “область разумного ведения хозяйства”, экономика неотделима от ребёнка. Ведь семья – это реальная экономика, и в ней дети не учатся жить, а живут.
Отсюда важно подчеркнуть необходимость тесной связи семейного и общественного воспитания в решении задач экономической подготовки молодого поколения и в формировании экономического образа мышления.
Наш опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи даст хорошие результаты и будет способствовать более серьёзному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.
Как помочь ребёнку не утонуть в этом потоке информации? Как подсказать, что плохо, что хорошо? Как помочь не растеряться, устоять и найти своё место в жизни, когда он подрастёт?
На эти и другие вопросы сейчас уже пытаются найти ответы многие педагоги и мы в своей парциальной программе “Формирование экономических основ у детей дошкольного возраста”, разработанной нами на каждый возраст детей тоже ищем ответы.
Цель программы: Формирование у детей дошкольного возраста целостного представления об окружающем мире через экономическое воспитание.
Предлогам конспект игры - занятия по экономике (средняя группа)
Тема: “Бюджет семьи, доход, расход”
Цели:
- Познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсией, зарплатой, стипендией.
- Углубить представления детей о доходе, его динамике.
- Дать представление о сущности расходов, показать их многообразие.
- Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.
Материал:
- Костюм военного, врача, бабушки, дедушки, студентки.
- Модель “семейный бюджет”. Картинки с изображением сказочных героев и их деятельности.
- Карточки-схемы с изображением товаров, которые можно купить в магазине и то, что не продаётся.
Ход занятия
В.: сегодня к нам пришла семья (переодетые дети).
Назовём членов семьи. Как вы думайте, чем каждый из них занимается?
Д.: (с помощью воспитателя) Папа – военный, мама – врач, Бабушка и дедушка не работают, они на пенсии на заслуженном отдыхе, старшая сестра-студентка, младший брат ходит в детский сад.
В.: Правильно, папа – военный, мама – врач они трудятся, работают и за свой труд получают зарплату. Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Это оплата труда за месяц или за день или за неделю.
Кто получает зарплату? (Папа, мама)
За что они получают зарплату? (За свой труд)
В семье есть дедушка и бабушка. Они уже старенькие и не работают. Дедушка и бабушка получают пенсию. Пенсия – это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет.
Сестра – студентка она учится и за свой труд получает стипендию, это тоже деньги.
Брат ходит в детский сад, он не получает денег. Ему иногда дают деньги на сладости игрушки. Но эти деньги заработал не он сам, а старшие
(Модель круга постепенно заполняется карточками, и дети наглядно видят составляющие бюджета семьи.)
Игра: “Семейный бюджет”
В гости приехала тётя семьи и добавила в доход свою пенсию.
Доходы увеличились или уменьшились?
Сестра в этом месяце не получила стипендию.
Денег стало больше или меньше?
Доход – это все деньги, которые получаю члены семьи.
Воспитатель рассказывает сказку Э. Успенского “Бизнес Крокодила Гены”: “Подружились как-то Старуха Шапокляк, крокодил Гена, Чебурашка и Крыса Лариса, и стали они жить вместе. И всё у них получалось: Крокодил Гена на работу в зоопарк устроился, получал за это заработную плату. Чебурашка учился в лётной школе, чтобы стать пилотом. За учёбу Чебурашке платили стипендию. Старуха Шапокляк не работала, вела домашнее хозяйство и получала пенсию.
Какие Жители-денежки поселились в домике- кошельке? (Заработная плата, стипендия, пенсия)
Вывод: все деньги, которые получает семья Крокодила Гены, составляют её доход.
В.: Для чего нужны деньги семье?
Д.: Чтобы ходить в магазин и покупать.
В.: Что можно купить в магазине?
Ответы детей.
Работа с карточками. Раскрась те предметы, которые можно купить в магазине.
(На карточке нарисованы тучка, солнце, конфета, мяч, эскимо, футболка и шорты).
Итог занятия.
Литература
- А.А. Смоленцева “Введение в мир экономики”. Санкт-П., “Детство пресс”, 2002год.
- Б.А. Райзберг “Экомика для детей” Издательство “Ось-89”
- Э.Успенский “Бизнес Крокодила Гены” М., “РОСМЕН”, 1996год.