Дошкольник и экономика

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольник и экономика.

Мы стали очевидцами активного становления рыночного механизма хозяйствования, требующего от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, которой предстоит ещё учиться долгие годы.

Изменения, происходящие в жизни общества, оказали огромное влияние на современное воспитание и образование молодого поколения.

В изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое воспитание и образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

Слово “экономика” и “дошкольник” лишь на первый взгляд кажутся очень далёкими друг от друга. Понимая, как “область разумного ведения хозяйства”, экономика неотделима от ребёнка. Ведь семья – это реальная экономика, и в ней дети не учатся жить, а живут.

Отсюда важно подчеркнуть необходимость тесной связи семейного и общественного воспитания в решении задач экономической подготовки молодого поколения и в формировании экономического образа мышления.

Наш опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи даст хорошие результаты и будет способствовать более серьёзному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.

Как помочь ребёнку не утонуть в этом потоке информации? Как подсказать, что плохо, что хорошо? Как помочь не растеряться, устоять и найти своё место в жизни, когда он подрастёт?

На эти и другие вопросы сейчас уже пытаются найти ответы многие педагоги и мы в своей парциальной программе “Формирование экономических основ у детей дошкольного возраста”, разработанной нами на каждый возраст детей тоже ищем ответы.

Цель программы: Формирование у детей дошкольного возраста целостного представления об окружающем мире через экономическое воспитание.

Предлогам конспект игры - занятия по экономике (средняя группа)

Тема: “Бюджет семьи, доход, расход”

Цели:

  • Познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсией, зарплатой, стипендией.
  • Углубить представления детей о доходе, его динамике.
  • Дать представление о сущности расходов, показать их многообразие.
  • Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

Материал:

  • Костюм военного, врача, бабушки, дедушки, студентки.
  • Модель “семейный бюджет”. Картинки с изображением сказочных героев и их деятельности.
  • Карточки-схемы с изображением товаров, которые можно купить в магазине и то, что не продаётся.

Ход занятия

В.: сегодня к нам пришла семья (переодетые дети).

Назовём членов семьи. Как вы думайте, чем каждый из них занимается?

Д.: (с помощью воспитателя) Папа – военный, мама – врач, Бабушка и дедушка не работают, они на пенсии на заслуженном отдыхе, старшая сестра-студентка, младший брат ходит в детский сад.

В.: Правильно, папа – военный, мама – врач они трудятся, работают и за свой труд получают зарплату. Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Это оплата труда за месяц или за день или за неделю.

Кто получает зарплату? (Папа, мама)

За что они получают зарплату? (За свой труд)

В семье есть дедушка и бабушка. Они уже старенькие и не работают. Дедушка и бабушка получают пенсию. Пенсия – это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет.

Сестра – студентка она учится и за свой труд получает стипендию, это тоже деньги.

Брат ходит в детский сад, он не получает денег. Ему иногда дают деньги на сладости игрушки. Но эти деньги заработал не он сам, а старшие

(Модель круга постепенно заполняется карточками, и дети наглядно видят составляющие бюджета семьи.)

Игра: “Семейный бюджет”

В гости приехала тётя семьи и добавила в доход свою пенсию.

Доходы увеличились или уменьшились?

Сестра в этом месяце не получила стипендию.

Денег стало больше или меньше?

Доход – это все деньги, которые получаю члены семьи.

Воспитатель рассказывает сказку Э. Успенского “Бизнес Крокодила Гены”: “Подружились как-то Старуха Шапокляк, крокодил Гена, Чебурашка и Крыса Лариса, и стали они жить вместе. И всё у них получалось: Крокодил Гена на работу в зоопарк устроился, получал за это заработную плату. Чебурашка учился в лётной школе, чтобы стать пилотом. За учёбу Чебурашке платили стипендию. Старуха Шапокляк не работала, вела домашнее хозяйство и получала пенсию.

Какие Жители-денежки поселились в домике- кошельке? (Заработная плата, стипендия, пенсия)

Вывод: все деньги, которые получает семья Крокодила Гены, составляют её доход.

В.: Для чего нужны деньги семье?

Д.: Чтобы ходить в магазин и покупать.

В.: Что можно купить в магазине?

Ответы детей.

Работа с карточками. Раскрась те предметы, которые можно купить в магазине.

(На карточке нарисованы тучка, солнце, конфета, мяч, эскимо, футболка и шорты).

Итог занятия.

Литература

  1. А.А. Смоленцева “Введение в мир экономики”. Санкт-П., “Детство пресс”, 2002год.
  2. Б.А. Райзберг “Экомика для детей” Издательство “Ось-89”
  3. Э.Успенский “Бизнес Крокодила Гены” М., “РОСМЕН”, 1996год.