Тема урока: "Прямоугольник"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • вспомнить понятия, формулы периметра и площади прямоугольника и квадрата;
  • учить выделять главное; самостоятельно приобретать знания;
  • прививать умение сотрудничества и работы в группах;
  • умение слушать и объяснять ход решения; развивать интерес к математике.

Форма проведения урока: урок с применением коллективного способа обучения; ученики распределены по группам.

Оборудование: карточки с заданиями для групп; кодоскоп; домашнее задание на карточке; плакат с изображениями прямоугольника и квадрата, на котором показаны обозначения и записаны формулы для вычисления периметра и площади.

Все задания учащиеся выполняют в тетрадях. Учитель контролирует работу групп. После того, как каждый этап всеми группами пройден, проверка решений осуществляется с помощью кодоскопа.

Ход урока

1. Организационный момент.

Распределение детей на три группы.

2. Актуализация знаний

Сегодня тема нашего урока – “Прямоугольник”. На этом уроке мы должны вспомнить и закрепить всё, что знаем о прямоугольнике. В этом вам помогут следующие вопросы и задания.

3. Новый материал

(Каждая группа получает конверт с вопросами, на которые надо ответить.)

(Рисунок 1)

  1. Почему прямоугольник получил такое название?
  2. Как “зовут” этот прямоугольник; можно ли сказать, что это прямоугольник ABDC, DCBA; сколькими способами можно назвать этот прямоугольник?
  3. Что обозначено буквами a и b?
  4. Назовите противоположные стороны прямоугольника.
  5. Что такое периметр прямоугольника; как его найти?
  6. Запишите выражение для периметра прямоугольника ABCD.
  7. Какие единицы площади вы знаете? Постарайтесь объяснить, что такое площадь.
  8. Что такое диагональ прямоугольника и есть ли она на рисунке?
  9. Сколько диагоналей у прямоугольника?
  10. На какие фигуры диагональ разбивает прямоугольник?
  11. Назовите диагональ, которая не изображена на рисунке.
  12. Какие единицы площади вы знаете? Постарайтесь объяснить, что такое площадь?
  13. Как найти площадь прямоугольника?
  14. Запишите выражение для площади прямоугольника ABCD.
  15. Запишите выражение для площади треугольника ABC.

(Проверка через кодоскоп)

4. Закрепление нового материала

Всё, о чём мы с вами говорили на этом уроке, вам уже знакомо. Мы восстановили эти знания, упорядочили их и немного добавили нового. А теперь наша задача – научиться применять их. У каждой группы своя задача и шесть минут на её решение, обсуждение и запись. Каждый ученик должен уметь объяснить это задание. После выполнения задания, каждая карточка объясняется у доски кем-то из группы. А ребята слушают и записывают решения, и если появляются вопросы, задают их.

(Рисунок 2)

1 группа

Решите задачу:

ABCD – прямоугольник,

AB = 4 см,

BC = 9 см.

Заполните пропуски:

а) Периметр прямоугольника равен ...................................

б) Какая линия называется ломаной? ................................

в) Как называется ломаная ABCD?.....................................

г) Длина ломаной ABCD равна .....……………………….

д) Длина ломаной ADCB равна .........................................

е) Как называется ломаная ABCDA? ……………………

ж) Длина ломаной ABCDA равна .....................................

(Рисунок 3)

2 группа

Решите задачу:

MNKL – квадрат. PMNKL = 32 см.

Найдите длину ломаной MNKL.

Решите задачу.

 

(Рисунок 4)

Незнайка бегает вокруг клумбы со скоростью 50 м/мин. Где он будет находиться через две минуты после начала движения, если будет бежать из точки A:

  1. по часовой стрелке? ............................
  2. против часовой стрелки? ...................
  3. Где будет Незнайка через 4 минуты после начала движения?.......................
  4. Сколько пройдёт времени, пока он обежит клумбу 2 раза? ..........................

3 группа

А знаете ли вы о том, что бывают необыкновенные прямоугольники – такие, у которых все стороны равны?

Он давно знакомый мой
Каждый угол в нём прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
Как зовут его? ....................  В.Житомирский, Л.Шеврин

(Рисунок 5)

Решите задачу:

ABCD – квадрат,

CMND – прямоугольник,

СМ = 70 мм,

PABCD = 20 cм

PCMND - ?

PABMN - ?

Устно

Боксёрский ринг – это площадка квадратной формы со стороной 6 м. Ринг огорожен тройным канатом. Сколько метров каната нужно для одного ринга?

(Рисунок 6)

5. Подведение итогов урока. Задание на дом.

В конце урока обсудить с детьми, что нового они узнали. Похвалить активных ребят. За работу на уроке выставить оценки. Оценить предложения по новой теме, объяснения решения задач, устный счёт. Дать домашнее задание:

  • Построй прямоугольник, у которого периметр 18 см, а одна из сторон в два раза больше другой. Вычисли площадь данного прямоугольника.
  • Запиши выражение для площади и периметра фигуры, изображённой на рисунке. Найди разные способы.

(Рисунок 7)

  • Каким может быть периметр прямоугольника площадью 100 см2. Подумай, какой из всех прямоугольников с такой площадью имеет наименьший периметр?
  • Разрезав данный прямоугольник на две равные части, преврати его в квадрат. (Сделаем подсказку: разрез должен иметь вид ступеньки)

(Рисунок 8)

Литература

  1. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. Математика 5 класс. 2004 г.
  2. Е.А. Лебединцева, Е.Ю. Беленкова. Математика 5 класс. (Тетрадь 1) 2004 г.
  3. Л.Н. Шеврин, А.Г. Гейн, и др. Математика: Учебник – собеседник для 5 класса 1994 г.