Замечательно, что эффект
рассматривания
фотографических картин одним глазом не
ограничивается выделением телесности
предмета; другие особенности являются
тоже с несравненно большей живостью
и реальностью…
В.Карпентер “Основания физиологии ума”
Цели и задачи :
Продолжить формирование практических навыков и интеллектуальных умений.
Развивать креативное мышление учащихся. Формировать чувство эмпатии.
Развивать у учащихся способность обобщать и систематизировать, формировать выводы и заключения, подбирать доказательства для выдвигаемых положений.
.Обеспечить условия как для самостоятельного получения значимой для малой группы информации, так и для выработки общего вывода из предложенного задания.
Оцениваются:
Академические успехи (общий вывод – успехи группы, индивидуальная работа над заданием – успехи каждого).
Успехи в сотрудничестве:
а) Взаимопомощь.
Материалы и оборудование:
Карточки с заданиями.
Ход занятия:
Актуализация: Очень хитрый художник нарисовал эту картинку. Все здания и башни покосились, как после землетрясения. (Учитель выдает карточки. См. Рисунок 1)
Но! Если взять полоску плотной бумаги, сделать в ней круглое окошко и правильно выбрать место для размещения этой полоски перед картинкой, то после взгляда в это окно…
(Учитель выдает, полоски ватмана и ножницы или дырокол.)
… стены выпрямились, и мы наблюдаем отличный вид средневекового города!
Расскажите о своих впечатлениях. Дома стали…
Ожидаемый ответ: (объемными, а не плоскими как на обычной картинке.) Что произошло? Мы ведь просто смотрим в это окошко одним глазом и с определенного расстояния.
Отличается ли зрение двумя глазами и одним глазом? Как правильно рассматривать иллюстрированные журналы и фотографии? Какое место является лучшим в кинотеатре?
Об этом наше сегодняшнее занятие.
Некоторые занимательные опыты:
Выдается раздаточный материал
Расположим рисунок на расстоянии 10 см от глаз. Будем рассматривать его, глядя “в бесконечность”, сквозь рисунок в течение нескольких секунд.
При близком рассмотрении этих двух изображений (кошки и клетки) видны три изображения, а в центре – кошка в клетке.
Вывод: Расстояние до объекта влияет на результат.
Опыт: Испытуемый закрывает один глаз. В одной вытянутой руке он держит вертикально расположенный карандаш, а пальцем другой руки пытается попасть в этот карандаш, причем перемещать палец следует только горизонтально.
Результат: Уже первые попытки показывают, что выполнить задание довольно трудно.
Дополнительные (необязательные) вопросы-подсказки, которые позволят сформулировать вывод:
Изменилась ли форма карандаша при рассматривании одним и двумя глазами?
Изменилось ли расстояние до карандаша при рассматривании одним и двумя глазами?
Вывод: Зрение двумя глазами позволяет нам оценивать не только форму предмета, но и расстояние до него.
Актуализация: По своему устройству фотографическая камера – большой глаз. Фотографический аппарат закрепляет перспективный вид, который представился бы нашему (одному!) глазу. И, следовательно, для получения от снимка такого же зрительного впечатления, как и от самой натуры, мы должны…(выдается раздаточный материал, т.е. фотографии и предлагается ученикам сформулировать условия).
Ожидаемый результат:
1) рассматривать снимок только одним глазом;
2) держать снимок в надлежащем расстоянии от глаза.
Дополнительные (необязательные) вопросы:
Проблемный вопрос. На каком расстоянии надо держать фотографию?
Отвечает учитель или подготовленный ученик:
Для получения полного впечатления снимок надо рассматривать под тем же углом зрения, под каким его “видел” объектив, т.е. снимок надо приблизить к глазу на расстояние x во столько же раз меньшее расстояния предмета от объектива f, во сколько раз изображение предмета (например высота Н) меньше натуральной величины h.
H/h = x/f
С другой стороны в наших обозначениях
H/h = F/f
F/f= x/f
x=F
Следовательно, надо держать снимок примерно на фокусном расстоянии от глаза, то есть на расстоянии 12-15 см, что вдвое меньше, чем расстояние наилучшего зрения. Только близорукие люди могут правильно любоваться фотографиями!
Проблемный вопрос: Что нужно использовать для достижения должного эффекта для нормальных людей?
Предполагаемые ответы:
Увеличительное стекло.
Длиннофокусные фотоаппараты.
Увеличение фотографий.
Актуализация: Частые посетители кинотеатров не всегда одинаково довольны результатом. Некоторые картины отличаются необыкновенной рельефностью, другие не дают такого эффекта.
Вопрос: Как вы думаете, рельефность изображений в кинотеатре в большей мере зависит от свойств пленки или от места, где помещается зритель?
Предполагаемые ответ: Наибольшая рельефность достигается, когда мы смотрим на картины под тем же углом, под каким “смотрел” аппарат на свою натуру при съемке.
Для кинематографических съемок обыкновенно пользуются камерами с фокусным расстоянием 35, 50, 75, 100 мм. Стандартная ширина ленты 24 мм.
Получаем соотношение:
Искомое расстояние/ширина картины = фокусное расстояние/ширина ленты.
Например, при 75 мм получаем, что ширину картины необходимо увеличить примерно в 3 раза. Если ширина картины 6 шагов, то лучшее место на расстоянии 18 шагов от экрана и, конечно против середины картины.
Обратная связь:
Какие ошибки обычно допускаются при рассматривании фотографических снимков?
Отчего в обыкновенную лупу фотография кажется рельефной?
На какое расстояние от экрана в кинотеатре необходимо сесть, чтобы насладиться полнотой картины, если лента имеет стандартную ширину, фильм снят при помощи камеры с фокусным расстоянием 100 мм, а ширина экрана составляет 4 метра?
Почему уменьшенные снимки с больших картин нередко дают более полную иллюзию рельефности?
Проведите самостоятельно в домашних условиях опыт с периодической структурой, подтверждающий вывод о влиянии расстояния до предмета на результат наблюдений.
При подготовке урока использована литература
Я. И. Перельман “Занимательная физика”. М.: Наука.1991.
В. Н. Наумчик “Решение задач повышенной сложности”. Мн.: Мисанта.2003
М. А. Гершензон “Головоломки профессора Головоломки”. М.: Детская литература. 1994.