Цели:
- Выявить обобщенные знания детей о флоре и фауне Бурятии;
- воспитывать коллективизм, товарищество, чувство взаимовыручки.
Дети под музыку гимна «Бурятии» входят в зал, исполняют куплет песни.
Ведущий: Вновь собрался клуб веселых и находчивых друзей. Наш девиз «Один за всех и все за одного» (все вместе).
Сегодня в нашем клубе играют две команды. Команда Эрудитов. Команда Знатоков. Наше Жюри…
1. Конкурс приветствие команд.
Эрудиты –
Соперников наших мы знаем,
Удачи желаем мы им.
Но твердо жюри заверяем
В обиду себя не дадим!
Знатоки –
Мы будем бороться на равных,
Пора наши шпаги скрепить.
Мы видим болельщиков славных
И ждем, не дождемся начала игры.
2. Команды сказали свое приветствие, ну а наши славные капитаны продолжат игру.
Следующий конкурс «Разминка капитанов».
- Назови хвойные деревья. Почему?
- Назови лиственные деревья. Почему?
«Что лишнее»
- Омуль, окунь, нерпа, осетр. Почему?
- Береза, осина, рябина, кедр. Почему?
- Ель, береза, тополь, багульник. Почему?
- Волк, лиса, лев, белка. Почему?
«Собери картину» (Животные, образ жизни)
3. Сюрпризный момент. Входит клоун Тепа с корзиной.
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуй Тепа!
- Тепа, что с тобой, почему ты такой грустный?
- Да как же мне ребята не грустить. В школе Ольга Ивановна задала нам задание «Собрать этажи», какие то. То ли дома, то ли леса. Я не знаю что это такое.
- Не печалься Тепа, я думаю, что ребята тебе помогут.
Что вы я думал, думал, Клепа думал, думал, ничего не можем придумать (в это время Тепа выкладывает модели «этажи леса» и настраивает их одну на другую).
- Ребята, давайте поможем нашему старому другу Тепе.
Дети выкладывают модели.
Конкурс «Этажи леса»
Тепа оставайся у нас и посмотри, как у нас ребята играют.
Тепа:
- Хорошо, мне это нравится.
4. Ведущий.
Первым вылез из земли
На проталинке
Он мороза не боится
Хоть и маленький. (Подснежник).
Следующий конкурс «Ты мне – я тебе».
Дети загадывают по очереди загадки.
По весне в лесу высокая
На опушках и в глуши
Всех я вкусным сладким соком
Напою от всей души.
(Береза)Что же это за девица,
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ель)На поляне лесной
Под бурой сосной
Стоит старичок,
На нем бурый колпачок,
Колпачок на бочек.
Кто в лесу бывает
Тот его и знает.
(Боровик)Послушайте загадку
Подмигнет тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий.
(Земляника).
5.
Царь с царицею простился
В путь дорогу снарядился
И царица у окна села ждать
Его одна.
Ждет, пождет с утра до ночи
Смотрит в поле инда очи.
Вот в сочельник в саму ночь,
Бог дает царице дочь.
- Ребята, из какой сказки отрывок? Кто автор?
- А теперь давайте посмотрим, как вы знаете сказки. Команды по очереди называют загадки, где есть животные, птицы, или рыба. А Тепа за каждый правильный ответ будет давать медаль.
Конкурс «Кто больше знает сказок».
6. Тепа:
- я хочу узнать, как ваши дети знают природу. Можно я им задам вопросы. Они ведь, наверное, не знают, они ведь еще маленькие.
- Какую птицу называют лесным доктором? Почему?
- Какая птица выводит птенцов зимой? Почему?
- Как называется дикая свинья?
- Сколько насекомых за сутки съедает синица? (Столько, сколько сама весит).
- Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими)
- Куда зайцу легче всего бежать с горы или в гору? Почему? (Потому что у зайца передние лапы короче задних)
- Какие звери летают? (Белки – летяги, летучие мыши)
- Кто написал сказку «Гадкий утенок»? О ком эта сказка? (Г. Х. Андерсен)
- Какая птица не вьет гнезда, и не высиживает птенцов? (Кукушка)
7. Подвижная игра «Невод». Дети играют, пойманный называет любую рыбу морскую, озерную, речную.
8. Ведущий:
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не волос (Береза)
- А сейчас ребята у нас музыкальная пауза. Наши девочки станцуют танец «Березка»
9. Ведущий:
- Тепа, дети наши готовились к конкурсу. И они приготовили для соперников «сюрприз».
Конкурс «Домашнее задание»
Знатоки.
1 ребенок:
Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободное местечко возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят; загорают и едят.
Отдыхают, как хотят сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли и полянку нашли.
Но на солнечной поляне тут и там пустые банки.
И, как будто нам назло даже битое стекло.
2 ребенок:
Мы по бережку прошли, место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели, тоже пили тоже ели.
Жгли костер, бумагу жгли, насорили и ушли.
3 ребенок:
Мы прошли конечно мимо… Эй ребята! – крикнул Дима.
Вот местечко хоть куда – родниковая вода!
Чудный пляж, вид, прекрасный пляж распаковывай багаж…
Мы купались, загорали, жгли костер, в футбол играли.
4 ребенок:
Веселились как могли. Отдохнули и ушли!
И остались на поляне у потухшего костра,
Разбитые наши склянки, размокшие баранки-
Словом мусора гора.
Выходит ёж и морщится: Что я вам уборщица.
Лес никак не подмету.
Соблюдайте чистоту!
Вопрос: Какие вы знаете правила поведения на природе.
Эрудиты.
Мы ребята-дошколята
Приглашаем всех пернатых
Прилетайте, кто захочет
Мы вас любим очень, очень…
Включается фонограмма пение птиц. Под музыку «вылетают» перелетные птицы на середину зала.
Птицы: Здравствуйте дети (все вместе)
Дети: Здравствуйте желанные друзья!
1 птица (подлетая к синице)
Здравствуй – птичка невеличка
Здравствуй – добрая сестричка.
2 птица:
Здравствуй дятел наш приятель!
Здравствуй голубь и снегирь.
Дятел: Расскажите птицы, где вы побывали,
Расскажите птицы, что вы повидали?
1 птица: В жарких странах, там жаркое лето, ни зимы ни снега нету.
2 птица:
Бродят там слоны,
Целый день кричат обезьяны,
Там растут деревья лимоны,
А на пальмах бананы.
Дятел:
Хорошо ли жили в далеке от дома
С кем вы там дружили в странах незнакомых.
1 птица:
Мы скучали по деревне, по звенящему ручью,
По скворечне, по деревьям, по соседу воробью.
Дети:
Все мы рады вам друзья
Будьте с нами вы всегда
Вопрос: Назовите перелетных птиц.
10. Ведущий:
Тепа, ты видел, как наши дети танцуют, играют, умеют сказки показывать. А ещё Тёпа наши дети умеют рисовать.
Тепа: - Я тоже умею рисовать.
Ведущий: - Наши дети умеют командой рисовать.
Тепа: - А как это?
Ведущий: - А вот посмотри. Задание нарисовать животных по очереди. Игроки рисуют все части тела.
Конкурс «Рисуем вместе».
Тепа: Здорово, мы с Клепой тоже будем так рисовать, мы тоже команда. Команда клоунов. Ребята. Что-то я у вас задержался. Мой друг Клепа будет переживать за меня. Но я хочу вас угостить сладостями. До свиданья, ребята. Мы скоро с Клепой к вам приедем.
Дети: До свиданья.
11. Ведущий: Ребята, ну у нас еще последний конкурс и блицтурнир.
- Что такое Байкал? (Озеро, море, океан)
- По какой величине Байкал занимает первое место среди озер мира? (По площади, по глубине, прозрачности)
- Где живут рыбы? (В ванне плавают, в водоемах)
- Какая река не впадает в Байкал? (Ангара, Селенга)
- Нерпа – кто она? (Рыба, млекопитающее животное)
- Что не ест нерпа в Байкале (Омуль, окунь, селедку)
- Какая рыба – великан живет 50-60 лет, достигает весом 100-130 кг., малочисленна и занесена в красную книгу (Байкальский осетр)
- Чем дышит рыба? (Легкие, жабры, плавники)
- Как узнать, сколько рыбе лет? (По зубам, по колечкам на чешуе, по глазам)
- Какая байкальская рыба является живородящей?
- Какие опасности не подстерегают обитателей Байкала? (Загрязнение воды, человек с сетями, наводнение)
- Что такое эндемик? (Больной гриппом, единственный в своем роде.)
- Какие глаза у голомянки? (Синие, красные, голубые, бесцветные)
- Что не помогает рыбе охотится? (Ружье, окраска, большой рот)
Ведущий:
- Ну, а теперь, ребята, попросим чтоб наше жюри сказали оценки – баллы. Давайте дадим им слово.
Итоги.
Под песню «Вместе весело шагать по просторам» дети уходят из зала.
Разминка для зрителей (мозговой штурм)
- Назови самое глубокое озеро в мире?
- Какая птица называется так же как дерево?
- Кто из зверей не живет в тайге? (Волк, жираф, лиса)
- Самый нижний ярус леса?
- Как называется живородящая рыба, живущая в Байкале?
- Когда берут березовый сок? (Время года, месяц).